Зачем нам обереги и амулеты в 2018 году (и кто их выпускает)

ТЕКСТ: Ольга Леонова
Прочитать гороскоп на сайте независимой калифорнийской марки одежды, разложить карты Таро или выяснить, ретроградный ли сейчас Меркурий, — все это такие же приметы 2018 года, как и новый айфон. Один из самых удобных, понятных (и древних) способов обзавестись «магическим предметом», который якобы должен принести удачу и счастье, — это купить «тематическое» украшение. И ювелирные марки активно на этом играют. Разбираемся, почему во времена высоких технологий и доказательной медицины мы можем купить в подарок кулон с символом Козерога и не выходим из дома без кольца с «правильным» минералом.


Givenchy
«Практическая астрология» и заигрывания с мистикой до недавних пор оставались глубоко в маргинальной зоне — где-то на страницах таблоидов и в выпусках телешоу «Битва экстрасенсов». Но в 2018 году они избавились от этого флера — и обзавелись новым, куда более благородным. Нефритовые вагинальные шары и подборка магических кристаллов в магазине Гвинет Пэлтроу Goop все еще вызывают фейспалм — но оберег на удачу теперь можно найти не только в эзотерической лавке, но и у люксовых брендов. Cartier создают свою собственную линию амулетов, Givenchy выпустили коллекцию украшений со знаками зодиака, а Chanel пять лет назад посвятили отдельную коллекцию high jewelry исключительно Льву: в честь созвездия, под которым была рождена мадемуазель Коко.

Cartier

Сегодняшние магия и астрология выглядят как никогда современно и весело. Во многом это связано с тем, как легко астрология перетекла онлайн: на просторах YouTube и Instagram каждый день появляются тысячи гороскопов, эта информация имеет крайне низкий порог входа и зачастую несет в себе исключительно позитивный контекст, на нее легко подсесть. «Магически-астрологическая культура не только имеет древние корни, но и продолжает развиваться. С ней приятно взаимодействовать, она очень плодородная и пластичная. Все эти бесконечные колоды карт Таро, поп-культурная интерпретация викканских символов — это всегда взаимодействие чего-то универсального, символического с чем-то очень личным и современным», — отмечает астролог Надежда Павловская. Еще один важный аспект — увлечение эзотерикой идет рука об руку с трендом на осознанность. Велнес-мистицизм признали культурным феноменом, охватывающим все больше успешных, разносторонне развитых женщин.
Во многом эти идеи берут свое начало в 1970-х, когда на фоне расцвета движения хиппи и New Age общество охватила идея вступления в «новую эру». Именно тогда на Запад просочилась мода на восточные практики, медитацию, йогу и другие способы расширения сознания, а вместе с ними стали популярны также оккультизм и новые трактовки догматических убеждений прошлого. Основательница The Numinous Руби Уоррингтон считает, что эпоха New Age была куда более экстремальной реакцией на системы и доминирующие ценности 1960-х годов, и сегодня мы полностью перешли в эпоху Now Age, которая характеризуется мгновенным удовлетворением наших желаний, что неизбежно вызывает привыкание. А такие инструменты, как йога и медитация — эффективный противовес этому.

Cartier


Chanel
Chanel

Амулеты в их современном прочтении — еще одно отражение этой тенденции. С одной стороны, все украшения являются потомками амулетов, которые люди носили в древности. «Можно сказать, что в древности почти не существовало предметов, не нагруженных символическими смыслами и не отягощенных вхождением в обрядовые практики», — отмечает научный сотрудник кафедры археологии и антиковедения Стокгольмского университета Вячеслав Кулешов. То, что в нашей усложненной культуре украшения несут зачастую лишь декоративные функции, связано прежде всего с переходом от анимистического типа мышления к религиозному, а затем к научному знанию. По сути, сейчас у нас есть привилегия закладывать свой собственный смысл в любые символы, создавая собственную мифологию или выбирая ту, которая нам больше подходит; это безусловное достижение индивидуализма.

Chanel


Амулет сегодня — еще и постмодернистский символ. Например, бренд Lito посвятил отдельную линию «дьявольскому оку» — эти обереги от сглаза гроздьями свисают в каждой сувенирной лавочке мира. Переосмысленный дизайн дешевой безделушки, драгоценные металлы и камни — цены на изделия Lito доходят до нескольких тысяч евро. При этом универсальность символа и его узнаваемость сохраняются. С другой стороны, существуют марки, которые подходят к вопросу с кажущейся серьезностью. «Создавая амулеты, я хотела, чтобы человек поверил в первую очередь в себя и в свои уникальные качества, заложенные и данные ему при рождении. Для меня важно, чтобы каждый мог выбрать свой амулет, который будет относиться к его дате рождения, астрологическому или космическому знаку», — рассказывает Кристина Рубинер, основательница марки U Jewels. В ее основе лежит идея о взаимосвязи всего во Вселенной, украшения посвящены важным символам и знакам китайского гороскопа.
Lito








U Jewels
Марка KOVA создала коллекцию амулетов с камнями, символизирующими четыре основные стихии: воды, воздуха, земли и огня, Foundrae используют викканские символы как язык для самовыражения, Agnes Waterhouse подробно рассказывают о способностях разных камней. «Если кто-то относится к нашим изделиям не просто как к украшениям, а именно как к амулетам, чаще всего говорят, что «астролог сказал», что нужен какой-то конкретный камень, а задач там может быть тьма. Но в большинстве случаев, как я догадываюсь, это, конечно, дела сердечные», — рассказывает креативный директор Anima и 72 concept store Михаил Барышников.
KOVA



Agnes Waterhouse
Foundrae

Психотерапевт Нелли Базарова объясняет, что магическое мышление — это способ вытеснить тревогу или страх. С каждым годом — и с появлением новых технологий и ускорением ритма жизни — поводов для них становится все больше. Переживания из-за социальных сетей, постправда и информационные войны — все это только подливает масла в огонь. Именно поэтому людям так нужен способ справиться с неизвестностью (или хотя бы уговорить себя, что какие-то действия гарантируют безопасность). «Это попытка человека совладать с неконтролируемым окружающим миром. Все это приводит нас к мысли о тревоге и страхе человека перед реальностью и необходимостью ею как-то управлять. Это так называемое всемогущество мысли, — объясняет Базарова. — По сути, мы все хотим оставаться сильными, молодыми и красивыми, и амулеты помогают нам справиться с этой тревогой. Сегодня мы имеем более современные орудия труда, чем тысячи лет назад, но человеку от этого легче не становится, и очень часто мы испытываем чувство бессилия. Такая вера — попытка справиться с тяжелыми чувствами, которые есть у всех нас».
«Мы делаем вид, что во все это верим. Но все это на самом деле очень помогает жить. И игривое, «как будто», состояние ума, и умение ориентироваться в символах, и мысленные упражнения в том, чтобы найти real life выражение парадоксальным сочетаниям этих символов», — заключает астролог Надежда Павловская. Это может приобретать самые различные формы: соблюдение особых ритуалов или режима дня, вера в силу камней, амулетов, обещаний на упаковке сыворотки или предписаний диетолога. Каждый ищет что-то свое.
