Blueprint
T

Сафари-парк на подиуме Saint Laurent

ФОТО:
GETTY IMAGES, IMAXTREE, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Пока большинство брендов цитирует в коллекциях тренды, заданные Энтони Ваккарелло сезон назад — например, сарафанный вырез на майках и полупрозрачные трикотажные макси-платья, — дизайнер создает новые. С коллекцией весна—лето 2024 он возрождает стиль сафари. По мнению Насти Сотник, вполне успешно.

Принято считать, что Ив Сен-Лоран изобрел не только женский смокинг, но и «сафари-костюм». Согласно легенде, в 1968-м он сшил новаторское сафари-платье на шнуровке по мотивам костюмов, увиденных в Северной Африке, — специально для съемки Верушки в парижском Vogue. Но, как это часто бывает в истории моды, у дизайнера все же были предшественники.

Верушка, платье-сафари от Ива Сен-Лорана, 1968

SAINT LAURENT, весна-лето 2024

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-8}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":8}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":226,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Археологи участвуют в раскопках руин замка Кэдбери, 1966

Костюмы, вдохновленные формой британских колонизаторов (тогда это никого не смущало) вошли в гардероб заядлых путешественников ко второй половине XX века, когда африканское сафари превратилось в популярное развлечение для привилегированных белых людей. В 1933-м, например, Эрнест Хемингуэй отправился в трехмесячное африканское сафари, по итогам которого вышли не только его автобиографичные «Зеленые холмы Африки», но и идеальная сафари-куртка, разработанная писателем вместе с производителем экспедиционной экипировки Willis & Geiger.

Куртка Willis & Geiger

«Рожденный свободным», 1966 

Примерно в то же время термин safari suit появился в Оксфордском словаре. Сафари-костюмы стали носить главные иконы поколения, от вымышленных до реальных: Тедди Рузвельт, Кларк Гейбл, Грейс Келли, Джеймс Бонд и его соотечественник, принц (тогда еще принц) Чарльз. А большая поклонница сафари Диана Вриланд, известная фразой: «Представьте мир без леопардов. Кто вообще захочет жить в таком?», позировала для съемки журнала AD в одной из своих любимых сафари-курток.

Роджер Мур в роли Джеймса Бонда в фильме «Человек с золотым пистолетом», 1974

ГРЕЙС КЕЛЛИ и КЛАРК ГЕЙБЛ в фильме «МОГАМБО», 1953

«Из Африки», 1985

Роберт Чернин, 1971

Принц Чарльз и принцесса диана, 1983

И все же именно Сен-Лоран подарил миру самую модную версию костюма. Съемка с Верушкой сработала на ура: бежевое платье на шнуровке, как у нее, после выхода номера захотели все, и в 1969-м дизайнер ввел модель в коллекцию ready-to-wear. Вдохновение сафари долго не отпускало дизайнера, так что отголоски этого стиля появлялись и в последующих коллекциях. Особенно это касается 1970-х — этим периодом и вдохновился Энтони Ваккарелло. Именно оттуда взялись утилитарные тренчи, комбинезоны с карманами, брюки, платья без бретелей. «Я вижу так много сложных вещей [в современной моде], так много вышивок, декора, что захотел убрать это все, создать ничего лишнего, кроме самого необходимого», — поясняет Ваккарелло. В число самого необходимого вошла традиция: все вещи коллекции выполнены из хлопка.

Бетти Катру, модель и муза Ива Сен-Лорана, 1969

Ив Сен-Лоран с моделями Бетти Катру (слева) и Лулу де ла Фалез у своего магазина «Рив Гош», 1969

И тут мы — и стиль «сафари» — сталкиваемся с актуальной проблемой: это наследие колониальной эпохи, которое входит в явный конфликт с текущим деколониальным дискурсом. А музей Сен-Лорана, описывая легендарный экспонат 1968 года, не скрывает, что дизайнер в одинаковой мере вдохновлялся и формой, которую «носили мужчины Запада, пребывающие в Африке», и «униформой Африканского корпуса», то есть вермахта. Впрочем, журналист Wall Street Journal Нэнси Макдонелл, задаваясь вопросом, корректно ли вообще употреблять сегодня выражения «сафари-стиль» и «колониальный стиль», предлагая взамен термин «утилитарный», замечает: «Мода вообще аморальна».

Гарри Роудс, Мариетт Хартли, Ллойда Бохнера и Фрэнки Авалона в перерывах между сценами фильма Drums of Africa, 1963

SAINT LAURENT, весна-лето 2024

Вероятно, Энтони Ваккарелло считает так же. С другой стороны, в коллекции все же нет главного аксессуара раздора, который обычно вызывает бурное осуждение в сочетании с сафари-экипировкой — пробкового топи-шлема, также известного как «знак правящей расы». К нему относятся с особой осторожностью с 2018 года, когда Мелания Трамп, тогда первая леди США, дополнила шлемом свой белоснежный сафари-костюм во время визита в Гану — и знатно получила от критиков. Не знаем, по этой ли причине, но в Saint Laurent пробковые шлемы предусмотрительно отсутствуют. Вместо них здесь — кожаные шлемы, напоминающие авиационные. Милитари-аксессуары, как и отдельные предметы одежды, и принты, как мы помним по последним сезонам, вопросов ни у кого не вызывают даже в разгар серьезнейшего политического конфликта. Смотрите вывод в предыдущем абзаце.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}