Nobody’s Chemical Romance
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Грязные волосы, размазанная черная подводка, нарочито подчеркнутые синяки под глазами. Разорванная, покрытая пятнами, будто прожженная сигаретами одежда и стоптанные ботинки. «It’s Everyone’s Chemical Romance, — ставят нам всем диагноз SSENSE, глядя на актуальные подиумные образы. — Это одежда, чтобы делать самые безбожные вещи, какие обычно творятся на афтепати». Алена Важенина задумалась, обязательно ли рисковать здоровьем, чтобы быть модным в 2023-м.
Описанный выше образ, укладывающийся в устойчивую фразу «гуляй, рванина», — точное отражение последних показов Diesel, Mowalola, Acne Studios и яркая цитата из свежих коллекций Y/Project, VAQUERA и еще ряда брендов, играющих в последнее время заметную роль в формировании трендов. Взгляните сами. Вот на весенне-летнем шоу Мовалолы Огунлеси модели вышагивают все в синяках. Кровоподтеки при помощи цветных пигментов Исамайи Френч, не стесняясь стражников новой этики и не боясь обвинений в романтизации домашнего насилия, наносили не только под глаза, но и на ягодицы манекенщиц — будто те, прежде чем выйти на подиум, отсидели несколько часов на асфальте, как когда-то делала окруженная папарацци и сломленная Бритни Спирс. Вот Гленн Мартенс снова доказывает, что отдел по порче внешнего вида вещей работает в Diesel не хуже, чем в Balenciaga, — от миниатюрных топов и платьев из коллекции SS24, и без того едва заметных, практически ничего не осталось: их словно бросили в кислоту, но успели вытащить до полного истления. Показ предварял рейв, на который бренд созвал 7000 человек, так что выдвигается еще одна теория — в разгар вечеринки вещи бросили на растерзание толпе. Ну а вот Кайли Дженнер раздвоилась в кампейне Acne Studios Fall 2023 и тащит саму себя за ноги: грязную, в позеленевших, словно от валяния в траве, джинсах, — откуда и куда она идет? «В унизительную, отвратительную неизвестность, — полагают наши коллеги из SSENSE. И призывают пересмотреть открывающую сцену фильма „Блэйд“ c кислотным рейвом, что заканчивается кровавым побоищем. — Ну разве это не романтично?»
Mowalola
Diesel
Matty Bovan
Редакторы постарше тем временем вспоминают так называемый героиновый шик, вторя нашумевшей прошлогодней статье New York Post. Заметив, как экстремально худые тела снова вытесняют plus-size-моделей с подиумов, газета не без сожаления провозгласила, что один из главных трендов 1990-х is back (чем, к слову, не на шутку разозлила фемактивисток, моментально отреагировавших постами из серии «тело — это вам не модный тренд»). У авторов модных Telegram-каналов под этот «шик» сегодня попадает не только фигура а-ля Кейт Мосс в объективе Коринн Дэй в 1990-х (для более молодой аудитории скажем: «фигура после курса оземпика»), но еще и «круги под глазами, болезненный и изможденный вид», как у моделей в осенней кампании Celine. Словом, нас будто снова хотят убедить: чтобы выглядеть модно, нужно категорически отвергнуть ЗОЖ.
Ashley Williams
На этом моменте велик соблазн накинуть белое пальто и напомнить, что гламуризация психоактивных веществ осталась там же, в 1990-х. Подсвечивающий неприкаянную юность с бледной кожей и отчаянием в глазах, оставляющий за скобками инфекционный флебит и острый понос, «героиновый шик» дождался своего заката со смертью 20-летнего fashion-фотографа Давида Сорренти, во многом и определившего облик десятилетия. По первым версиям, он скончался от передозировки героина — и хотя позже это оказалось «уткой», смерть стала громкой отрезвляющей пощечиной для всей индустрии. Журнал i-D, активно публиковавший снимки Сорренти и его соратников, говорят, созвал по этому случаю отдельную планерку, где прямым текстом объявил: «Больше никаких героиновых фотографий». Ну а дальше вы знаете: всеобщий курс на бронзовый загар и спортивные тела, как у Жизель Бюндхен.
Ashley Williams
Но можно ли сегодня обвинить индустрию в том, что она снова взялась за романтизацию наркопотребления? Ошибка ли это отдельных редакторов моды, по неосторожности взявших в оборот терминологию дилеров? Или молодые дизайнеры и стилисты и правда увлеклись 1990-ми настолько, что ненароком наступили на грабли своих предшественников? Стилистка и художница по костюмам Елена Goucha склоняется к первому варианту и считает, что приравнивать рваные джинсы и синяки под глазами исключительно к тусовкам с запрещенными веществами — поверхностно. «Это лишь первая ассоциация, — говорит она. — Фото не передают запаха сигарет и не отзванивают болью в голове. Остаются только стилевые фишки. Отсылок к дурным привычкам в тренде быть не может. Да и человек начинает выглядеть зеленым, когда он просто много работает».
Sankuanz
Эстетику, которую нам подают под соусом Everyone’s Chemical Romance, Елена рассматривает как естественно возникшее противопоставление набившей оскомину «тихой роскоши». Звучит логично, учитывая, что примерно так было и в 1990-х, когда худосочные бледные девушки с сигаретами в руках пришли на смену поколению супермоделей 1980-х, позировавших в пугающе гламурных нарядах. Образ девушки, скажем так, далекой от конвенционального совершенства, пришелся как нельзя кстати в эпоху, когда после бурного роста мир настиг экономический упадок. «Этот сумасшедший стиль old money, будь он неладен, стирает уникальность к чертям, — говорит стилистка. — В сухом остатке хочется сказать: молодец, утюг и порошок дома есть. И ходит, как арбузы держит, чтобы не измялось. Я давно говорю: заправил с утра рубашку — и все, брось о ней думать, думай о себе». В этом смысле Елена видит в тренде еще и своеобразную психотерапевтическую функцию: «Стиль „на расслабоне“ — это когда через одежду можно понять, что человеку с собой супер. Рада, что это теперь в тренде: привычка одеваться только для себя приведет людей и к внутреннему комфорту. Люди наигрались в люкс. И после тяжелого люкса, когда все сами себе расставили пятерки, приходит винтаж [читай: видавшие виды вещи. — Прим. ред.]».
Ashley Williams
Согласен с этим и контент-директор Avgvst Berlin Анатолий Карнаухов. Прямиком из города нескончаемых рейвов он телеграфирует: «Я считаю, эта эстетика существует как оппозиция лощеному стилю, который был популярен чуть раньше. На смену аккуратно одетым мальчикам пришли „плохие“ парни в растянутых лонгсливах. Среди визажистов и парикмахеров — это контраст с популярной ранее эстетикой „голого“ лица, чистой кожи и волос. Для них это новая форма, новые материалы — возможность проявить себя максимально креативно». Кроме того, говорит Анатолий, таким образом дизайнеры удовлетворяют интересы тех, «кто наконец-то стал зарабатывать и теперь готов платить за воспоминания». А именно — за возможность прикоснуться к бунтарской юности, «когда ты нащупывал свою идентичность и слушал эмо-группу My Chemical Romance». «Сейчас эта эстетика транслируется и среди молодых артистов, как пример — Yungblud, — продолжает Карнаухов. — Для меня все это выглядит мило. Я вспоминаю себя в приталенных рубашках, размазывающего подводку на глазах и лакирующего волосы. А носить обломанный черный лак на ногтях мне все еще очень нравится». В поддержку этой версии вспоминается, как, например, в 2022 году стилист Гоша Карцев запустил бренд Goshwear для современных эмо: с дырявыми, гранжевыми джемперами в ассортименте и снимками с размазанной тушью в соцсетях.
youngblud
goshwear
Marc Jacobs
Matty Bovan
Mowalola
Mowalola
Alyx
Ну а что насчет совсем молодого поколения хайпбистов, у которых после слов Chemical romance не екает сердце от ностальгии? Глядя на то, как, например, TikTok блокирует поисковой запрос «героиновый шик», а Instagram при поиске thinspo перенаправляет на ресурсы вроде Национальной ассоциации по расстройствам пищевого поведения или предлагает получить телефонную поддержку от волонтера, есть ощущение, что у современной молодежи гораздо меньше риска, что называется, подсесть на иглу одиозной эстетики. Ну а нам, модным редакторам, в свою очередь, кажется, стоит просто усвоить: видишь грязные волосы и джинсы — придумай ассоциацию пооригинальнее, чем запрещенные вещества. Лично я и правда начинаю выглядеть так от избытка работы.