Мудборд:
«купальные шапочки» на подиуме
ТЕКСТ: КСЕНИЯ КРУШИНСКАЯ
На неделе моды haute couture главным аксессуаром в коллекциях топовых дизайнеров стали облегающие шапочки, похожие не то на головные уборы профессиональных пловцов, не то на шлемы, которые в начале и середине ХХ века носили байкеры и летчики. Разбираемся в том, что стоит за модой на «купальные шапочки».
Сейчас
В этом сезоне модные дома решили обыграть тему «шапочек для пловцов» далеко не впервые в истории моды — в том числе в новейшей. Вспомним хотя бы головные уборы, будто сотканные из ярких цветов, в весенне-летней коллекции Miu Miu 2017 года. Сама Миучча Прада назвала ту коллекцию «посвящением лету со всеми его радостями и страхом, что такое больше никогда не повторится». Модели ходили по подиуму в шлепанцах и с повязанными вокруг бедер полотенцами. За шесть лет до этого в осенне-зимнем сезоне 2011 года для Prada дизайнер представила вариант для холодов — теплые пушистые шапочки-шлемы с завязками под подбородком. Кроме Миуччи облегающие головные уборы в недавнем прошлом создавали в числе прочих Maison Margiela, Gucci и Courrèges.
Courreges, весна-лето 2019
Miu Miu, весна-лето 2017
Prada, осень-зима 2011
Примечательно, что только в случае Miu Miu отсылка очевидна — дизайнер имела в виду именно шапочки для плавания. Как раз такие — с цветочными аппликациями — были популярны в США и Европе в 1950–1960-е годы, их даже до сих пор можно найти на eBay. Во всех других случаях дизайнеры избегали явных коннотаций, как бы предлагая зрителям самим решить, что автор взял за референс — аксессуар для пловцов, шлем летчика или мотоциклиста, подшлемник наездника или вовсе средневековый чепец каль.
20-е
Головной убор такого фасона и правда вызывает в памяти множество ассоциаций. Первая, разумеется, все-таки связана со спортом и купальщиками. В 20-е годы прошлого века популярность всех видов спорта стремительно выросла, как и мода на графичные женские стрижки: чтобы не намочить прическу, женщины старались купаться в шапочках. Образ соответствующе экипированной пловчихи вскоре романтизировали фотографы и художники — особенно советские, любившие прославлять здоровую тягу «нового человека» к спорту.
Нидерланды, 1928
Танцовщицы на пляже в Довиле в 1920-х годах
Кроме относительно безопасного плавания в 1920–1930-е годы женщины стали увлекаться и менее «традиционными» и более экстремальными видами спорта вроде байкинга и пилотирования самолетов. На авансцену вышли первые мотоциклистки и летчицы, а они носили мягкие шлемы — очень похожие по форме на те самые купальные шапочки.
Амелия Эрхарт
60-е
Модели в вещах Pierre Cardin, 60-е
В середине прошлого столетия плотно прилегающие головные уборы пережили новую волну популярности — причем именно тогда они впервые начали вдохновлять дизайнеров. Такие аксессуары появились в коллекциях Андре Куррежа и Пьера Кардена — пионеров «космической» моды. Нетрудно догадаться, что на этот раз они были реверансом в сторону космонавтов и подшлемников, которые те надевают под скафандр. Часто их делали из блестящих материалов или украшали крупными стразами и камнями — так делал, например, Пако Рабанн.
Джерри Холл в России, фотограф Норман Паркинсон, 1975
Брижит Бардо в Paco Rabanne
«Искупление», 2007
Луппов С.М., «Пловчиха».
...и снова сейчас
Некоторые современные дизайнеры пытаются трактовать тему «купальных шапочек» шире. Например, в сезоне осень–зима 2017 года у Gucci они напоминали не то кали, не то балаклавы, не то элементы облачения монахинь. Зная о всесторонней эрудированности Алессандро Микеле и его увлечении историей, вполне можно допустить, что его вдохновили средневековые фрески или Жанна д’Арк — женский образ такой же сильный, как образы первых летчиц или чемпионок по плаванию.
Жанна д''Арк, кафедральный собор в Реймсе
Gucci, осень-зима 2017
Armani Privé, весна-лето 2019
Chanel Couture, весна-лето 2019
Dior Couture, весна-лето 2019
В новом кутюрном сезоне ставку на шапочки сделала Мария Грация Кьюри — на показе Dior без них не обошелся почти ни один лук. Карл Лагерфельд шапочкой дополнил финальный образ коллекции Chanel — в серебристом головном уборе на подиум вышла невеста. У Armani Privé «купальные шапочки» украшены длинной цветной бахромой, а у Uliana Sergeenko они сшиты из черного кружева.