Мудборд: Волшебник страны ОЗ
Текст: Анна Родина
Сказка Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» вышла в 1900 году, но храбрая Дороти, ее друзья и Изумрудный город до сих продолжают вдохновлять дизайнеров, фотографов и музыкантов. Верджил Абло посвятил им свою первую коллекцию для Louis Vuitton, дорога из желтого кирпича украшает сейчас витрины магазинов марки, а Элтон Джон буквально отправился по ней в прощальное турне, — озаглавив его в честь своей пластинки 1973 года Goodbye Yellow Brick Road. Вспоминаем, кто еще —и как —переосмыслял этот сюжет.
Кино
Фильм «Волшебник страны Оз» о приключениях девочки Дороти и ее собачки Тото, которых ураган унес в сказочную страну, вышел на экраны в 1939 году и сразу заворожил зрителей — это был один из первых «цветных» мюзиклов, и он получился по-настоящему ярким. Платье и туфельки для Джуди Гарленд, сыгравшей главную роль, придумал модельер Гилберт Адриан. Кстати, именно благодаря ему туфли в фильме не серебристые, как в книге, а знаковые красные — Адриан решил, что в цветном фильме они будут смотреться более выигрышно. После выхода картины в больших американских универмагах началась настоящая эпидемия — модницы скупали платья в мелкую клетку, «как у Дороти», а в журналах стали выпускать выкройки, чтобы девушки могли сшить такое платье самостоятельно.
Волшебник страны Оз, 1939
В последующие годы у Дороти и ее друзей в кино менялись профессии и декорации вокруг, но идея оставалась прежней — все они следовали за мечтой. В «Виз» Сидни Люмета в Изумрудный город попадает скромная учительница из Гарлема (Дайана Росс); в «Диких сердцем» Дэвида Линча влюбленные Сейлор и Лула (Николас Кейдж и Лора Дерн) бегут от наемных убийц в Калифорнию по дороге из желтого кирпича, и Лула так же, как Дороти, щелкает каблуками рубиновых туфелек; в фильме «Оз, великий и ужасный» ураганом в волшебную страну уносит вовсе не маленькую девочку, а фокусника из цирка — Джеймса Франко.
Дикие сердцем, 1990
Виз, 1978
Оз, великий и ужасный с Джеймсом Франко, 2013
Одной из последних фантазий на тему волшебной страны Оз стал сериал «Изумрудный город», вышедший в 2016 году, — в нем в фантастический мир попадает 20-летняя дочь полицейского и сталкивается со злой волшебницей Леди Ив, которая скрывает свое лицо под маской. Сюжет сериала зрителей не зацепил (продлевать его на второй сезон не стали), а вот маски Ив вспоминают до сих пор — их разработала художница Триша Биггар, одевшая героев нескольких частей «Звездных войн».
Изумрудный город, 2016
Мюзиклы и музыка
Оригинальный фильм 1939 года оказал влияние не только на кинематограф — дорогу из желтого кирпича воплощали на театральной сцене, в телевизионных мюзиклах и видеоклипах. Так, например, в популярном бродвейском шоу Wicked: The Life and Times of the Wicked Witch of the West главную сюжетную линию отдали Западной ведьме; с постановки The Wizard of Oz в театре Crest Theatre начала свою карьеру десятилетняя Ариана Гранде (она играла Дороти в «классическом» клетчатом платье).
Волшебник страны Оз с Арианой Гранде, 2003
В мюзикле The Wiz Live! канала NBC роль волшебника Оз сыграла Квин Латифа, а художник по костюмам Пол Тэйзвелл создал для нее и других актеров настолько фантастические костюмы, что получил за это статуэтку Primetime Emmy.
В 2004-м Эминем выпустил песню Yellow Brick Road, в которой предложил поклонникам прогуляться по местам своих воспоминаний — трущобам, в которых он рос, пытался найти свое место в мире и писал первые стихи. «Дорога из желтого кирпича» в песне кажется неприглядной, но в конечном итоге волшебство находится и здесь — именно этот путь приводит рэпера из маленького городка Сент-Джозеф, где его никто не принимает, на стадионы.
Мода
С момента выхода фильма прошло 80 лет, за это время он успел стать иконой стиля. В 2005 году Кира Найтли на 20 страницах Vogue позировала фотографу Энни Лейбовиц в образе Дороти, нарядах от Marc Jacobs, Balenciaga, Oscar de la Renta, Donna Karan New York, Prada и Yves Saint Laurent, каждый из которых был дополнен своей парой культовых красных туфель. В 2011 году 19 модных дизайнеров — Christian Louboutin, Diane von Fürstenberg, Giuseppe Zanotti, Jimmy Choo, Manolo Blahnik, Moschino, Oscar de la Renta и другие — создали целую коллекцию туфель главной героини и украсили их кристаллами Swarovski, а Джейкобс и Каран спустя пять лет придумали новые наряды для других героев фильма. Обе коллекции были проданы с аукциона, а вырученные средства перечислены на благотворительность.
Своя трактовка «Волшебника страны Оз» есть и у нового креативного директора мужской линии Louis Vuitton. Все цвета радуги на стенах, голубое небо, алые маки и дорога из желтого кирпича — новый креативный директор мужской линии Louis Vuitton Верджил Абло настолько впечатлен фантастической вселенной фильма «Волшебник страны Оз», что ее отражение нашлось не только в новой коллекции бренда, но и в корнерах марки по всему миру. В Нью-Йорке Абло и дизайнер Фэй Маклеод, отвечающая за самые необычные витрины LV в мире, установили 12-этажную голографическую скульптуру. Увидеть ее можно только с определенной точки 5-й авеню. Похожая скульптура (только меньшего размера) есть на токийской станции Харадзюку. Стены Московского pop-up-магазина марки также превратились в волшебный лес, оттеняющий коллекцию.
Показ Louis Vuitton
Абло говорит, что на создание «дороги из желтого кирпича» — коллекции, сочетающей в себе высокую моду и стритстайл, монохром и неон, и «радужного» подиума в парижском Пале-Рояль, на котором она была показана, — его вдохновил не только фильм, но и новая должность. «Это метафора, оставляющая Off-White и через призму Louis Vuitton получающая доступ ко всей цветовой гамме», — сказал дизайнер.
Скульптура на Харадзюку
Инсталляции Абло в Нью-Йорке
Корнер в ЦУМе
Для Элтона Джона такой метафорой стала главная идея детской сказки — выбор правильного пути, по которому стоит идти, чтобы достичь мечты. Кажется, желания сэра Элтона в музыке уже сбылись — свой прощальный тур он назвал Goodbye, Yellow Brick Road. «После того как тур закончится, я очень хочу завершить эту главу своей жизни, — сказал артист. — Попрощаться с жизнью в дороге и больше времени уделять воспитанию своих детей». Сценический гардероб для прощального тура Элтон Джон поручил креативному директору Gucci Алессандро Микеле, сказав, что в этой одежде хочет выглядеть «окончательной версией самого себя». Микеле создал для него целую коллекцию фраков с анималистичными и цветочными принтами, золотыми пайетками и перьями. Кажется, певец в восторге. «Я сейчас не могу поверить, насколько сумасшедшим был в 1970-х! В моде я был как большой ребенок в кондитерской — и до сих пор испытываю тот же энтузиазм, когда сегодня захожу в бутик Gucci».