Blueprint
T

Ladies and gentlemen, Her 

фото:

асет героева

Поздравляем Ренату Литвинову с первой премьерой в Париже! Актриса, режиссер и просто звезда нашего периода показала в театре Эберто свой новый спектакль «Кактус» — и сама же исполнила в нем главную роль. С постановкой, которая также пройдет 27 и 28 января, как водится, помогали любимые товарищи и соратники — от Земфиры* до Дэмны. По просьбе The Blueprint Рената Литвинова рассказала про костюмы, работу с Balenciaga и оживающий кактус, сшитый Вардуи Назарян.

«...как хорошо, что твои ноги врыты в землю — я всегда могу прижаться и обнять тебя, а ты меня. Я люблю об тебя колоться — это приятная боль. Она не изнутри, когда обманывают, а ты ничего не знаешь...»

Героиня — волшебница по имени Она, которую, как осторожно предупреждает Рената Литвинова, кто-то обязательно сочтет обезумевшей. Время — настоящее. Она ждет своего «любимого и единственного», неприлично долго задержавшегося непонятно где и непонятно с кем, и коротает время (читайте: спектакль) за руганью с соседкой с нижнего этажа, шампанским, разговорами с оживающим кактусом и голубем. В любимую птицу Ренаты Литвиновой на сцене парижского театра Эберто перевоплощается французский актер Эрик Ложерья, которого вы могли видеть в «Удивительной миссис Мейзел» и французском комедийном сериале «Короче». Музыку и песню сочинила Земфира*. За саунд-дизайн взялся музыкант и давний друг Дмитрий Емельянов, которого Рената Литвинова в 2021-м сфотографировала вместе с Земфирой* на обложку мини-альбома «Ах». Костюмы для главной героини — конечно, Дэмна (именно так Рената его всегда и называет, не Демной).

В Таллине «Кактус» показывали еще 30 сентября — на театральном фестивале Kured Lendavad. Но то была лишь генеральная репетиция. В парижской версии «Кактуса» появляются, например, фантомы («С ног до головы одетые в Balenciaga, они будут что-то подносить и возникать как будто из воздуха», — уточняет Рената Литвинова) и совершенно новые костюмы. Наряды из парижского ателье Balenciaga было куда проще переправить в театр Эберто, чем в таллинский театральный центр Vaba Lava. «Мы готовим спектакль больше девяти месяцев — сколько меня нет в России, столько мы и работаем над этой пьесой. В Таллине был такой набросок. На парижской премьере не повторится ни один костюм — там мы все-таки имеем более широкие возможности, — подтверждает Рената Литвинова. — Мы планируем гастроли, но то, что будем показывать в Париже, наверное, не получится доставить во все страны мира».

Дэмна

На сцене героиня Ренаты Литвиновой сменяет «семь нарядов как минимум». «Ну а что? Мне кажется, так и нужно наряжаться, — пожимает плечами Рената Литвинова. — И потом, это все-таки монопьеса, в ней должно происходить что-то кроме [чтения] текста, хотя он и забирает много сил и внимания».

«...Ты меня любишь? И «да» в ответ — такое тихое, похожее на «нет».

Одежда, перчатки, обувь, украшения на Ней — все Balenciaga. «Я дала Дэмне полный карт-бланш. Он внимательно прочитал пьесу и начал выбирать, выбирать, выбирать... Смотрю на людей, с которыми я могла бы посотрудничать, и понимаю, что Дэмна у нас все-таки лучший. Он соединяет в себе несоединимое — и этот шик, и эту актуальность. Когда на тебе костюм от Дэмны, меркнут любые другие наработки. В этом спектакле костюмы так много берут на себя — они уже полноценная часть истории. Иногда мне кажется, что можно ходить и молчать: наряды все скажут за меня. Не знаю, как справится бедная публика: нужно разглядеть костюмы, послушать выдающуюся музыку, вдуматься в текст и потом составить какое-то мнение. Поэтому я, конечно, переживаю за публику — такой концентрат у нас вышел».

Пальто с последнего кутюрного показа Balenciaga, на котором в июле прошлась и сама Рената, сделано из японского известнякового неопрена. Этот материал тогда наделал много шума: многие спутали его с газаром — очень пластичной тканью, которую разработали специально для Кристобаля Баленсиаги еще в 1958-м. Тогда Линда Лоппа, преподавательница Дэмны в Антверпенской академии, отправила «знатоков» делать домашнюю работу и читать материал Тима Блэнкса — одного из немногих критиков, подробно (и, главное, правильно) рассказавших про ткани, которые Дэмна использовал в коллекции.

Balenciaga Haute–Couture 2022

«Некоторые наряды мы апгрейдили. Дэмна хотел, чтобы на сцене платья все время меняли цвет, и нам удалось провернуть это с помощью света»

Balenciaga Haute–Couture 2022

Balenciaga Haute–Couture 2022

Balenciaga Haute–Couture 2022

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":571,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":571,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Платья транспортировали в таком специальном грузовике — вызывали службу, которая специализируется на доставке предметов искусства для музеев»

А было другое «да» тогда, сто лет назад признание в любви. Да, да — твоим голосом по телефону, и я могла заснуть в пустой кровати с краю. На твоей половине со мной твое «да» лежало, как человек. «Ты меня любишь?» — «Да.» — это мне заменяло тело, твою оболочку. Я всегда верила твоим «да» и твоим «нет». Когда наступал холод — я грела чайник , наливала кипяток в грелку и засыпала. Утром я просыпалась , обдумывала твое «да» со всех сторон. Это была первая причина — встать , причесаться, пожить еще"

Героиня Ренаты Литвиновой умеет летать — в спектакле она парит прямо под потолком в черном платье Balenciaga, спинку которого Дэмна предложил эффектно «испачкать» известкой.

«...так я кружила вокруг люстры до самых сумерек, до 6 вечера, пока по радио не начиналась радиопостановка — актеры с красивыми голосами разыгрывали невидимые спектакли...»

Balenciaga Haute–Couture 2022

Тоже Balenciaga Couture осень 2022. Этот наряд Рената Литвинова называет «платьем акулы».

«Я влюбилась в эти шляпы — они способны совершить чудо Преображения в любой самой скромной одежде, наладить погоду в мире, вызвать солнце и ослепление. И Дэмна мне сказал: „Какую же тебе подарить?“ — и через час после показа, пока мы там пировали узким кругом, мне привезли ее в огромной черной коробке. Магическая шляпа теперь у меня — и это уже часть волшебства, которым я обладаю!» — писала Рената Литвинова в колонке для The Blueprint, посвященной первой кутюрной коллекции Дэмны. В этой самой шляпе (в паре с изумрудным платьем с того же кутюрного показа Balenciaga осень 2021) Рената появляется и в спектакле «Кактус».

«...он говорил, из меня получался сладкий воздух, когда он его вдыхал — он мог узнать ответ на любой вопрос и просить желание — оно сбывалось...»

Оживающий кактус

Костюм кактуса, который сделала дизайнер Вардуи Назарян, добрался до Парижа за пару дней до премьеры. «Рената поставила передо мной задачу создать костюм, напоминающий, с одной стороны, кактус, а с другой — брутального мужчину, влюбляющего в себя, — говорит Вардуи. — В этом для меня как художника и была вся сложность проекта. Рената хотела, чтобы костюм был черным. По форме и материалам выбор пал на классику. Но строгий силуэт дополнили архитектурные детали — те самые шипы кактуса, которые „встраивались“ в детали кроя костюма. Едва ли не самой сложной задачей оказалась оперативная транспортировка костюма из Еревана в Париж. Упаковать костюм-кактус в чехлы было невозможно из-за объемных остроконечных конструкций. Пришлось занять под него целый чемодан. Команда Ренаты предоставила доскональные мерки, и нам удалось дистанционно создать костюм без единой примерки на актере — в итоге все село идеально».

Эскиз костюма авторства Вардуи Назарян

Наработки Вардуи Назарян

«Образ лица»

«Когда она смотрела кому-то прямо в глаза, лицо ее сразу некрасивело. „Просто не поднимай взгляд и ничего не будет видно, как ты относишься...“ — говорили мы ей...»

«Мы искали нужный оттенок зеленого и пробовали различные текстуры, — говорит визажистка Ирина Гришина, с которой Рената Литвинова „работала над образом лица“. — Получилось несколько вариантов, которые можно менять в зависимости от настроения: от небольшого акцента салатного цвета во внутреннем уголке глаза до почти флуоресцентного века. Но мы всегда находимся в поиске и можем поменять мейк в последний момент. Рената любит экспериментировать и постоянно пробует новые варианты, поэтому это очень живая история без шаблонов».

«...мне надо заканчивать с этим безумием. Всё! Мне пора. Он приехал, и он мне важнее! И я не хочу, чтобы вы его увидели! Занавес, прошу, закрывайте занавес!..»

Признана иноагентом*

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}