Альбер Эльбаз: дизайнер, которого любили все
Стало известно, что 24 апреля в возрасте 59 лет в Париже из-за осложнений, вызванных коронавирусом, умер Альбер Эльбаз. В это было невозможно поверить, и даже WWD, первыми опубликовавшие новость, почти сразу ее удалили. Но почти мгновенно заметка все же вернулась на сайт, а вместе с ней и осознание, что мы правда потеряли дизайнера, которого любили все без исключения. Совсем недавно мы вместе с модной журналисткой Ольгой Михайловской отмечали его триумфальное возвращение в моду с первым показом бренда AZ Factory. Спустя всего три месяца после шоу основательница телеграм-канала Front Fashion прощается с дизайнером навсегда.
В страшном сне не могла я себе представить, что мое восхищенное приветствие первой самостоятельной коллекции Альбера Эльбаза станет, по сути, его некрологом. И как здорово и как страшно одновременно, что эта последняя в его жизни коллекция и последнее шоу были такими полными жизни и любви к жизни. И что шоу стало, в сущности, и его интервью всем нам. Тоже, получается, почти последним.
Для меня Эльбаз — очень личная история. Горжусь тем, что увидела и полюбила его еще в Guy Laroche, где он работал два года (с 1996-го по 1998-й), и помню, как зал аплодировал ему стоя. Помню, как он пришел в Saint Laurent и как меня радовало, что сам Сен-Лоран его признал, хотя был уже не слишком здоров и адекватен в своих реакциях. Как мне было до слез обидно, когда Том Форд выдавил его оттуда, раздавив то хрупкое и такое точное прочтение наследия Сен-Лорана. Помню, как я с пеной у рта доказывала коллегам, какой современный у Эльбаза получился Saint Laurent, и как со мной все спорили. А я тогда думала, вот вы все еще увидите, вы все еще поймете, что он великий, он еще вам всем покажет!
AZ Factory Couture весна–лето 2021
Коллекция Guy Laroche
Lanvin, осень–зима 2012/2013
И он показал. Как всегда легко, словно играючи, когда пришел в Lanvin. Первой коллекции для Lanvin тогда тоже аплодировали стоя, и это были очень искренние овации. И все говорили, что он вернулся, чтобы отомстить, и что месть удалась. Он вернул дом Lanvin, по сути, из небытия и сделал его абсолютным безоговорочным любимцем и прессы, и публики. Его вещи носили годами и те, кто мог разом скупить всю коллекцию, и те, кто ждал финального сейла, чтобы купить хоть что-нибудь. Искушенные и пресыщенные модные клиентки всерьез рассказывали о том, как надевали платье Эльбаза на самые ответственные встречи, первые свидания, свадьбы, разводы, потому что в них чувствовали себя защищенными. Это правда. Его вещи дарили удивительное чувство уверенности. Всегда казалось, что они сделаны с любовью именно к тебе, с пониманием именно твоих проблем и страхов. В них был тот терапевтический эффект, который никуда не исчезает с годами и трендами, это такое физиологическое свойство таланта.
Он никогда ни под кого не подстраивался и при этом был таким потрясающе коммерчески успешным. Точнее, не он, конечно, а его вещи.
Мне посчастливилось брать у него интервью. Очень давно, когда он только пару сезонов проработал в Lanvin, но успех уже был очевиден. Мне тогда велено было задать ему дурацкие вопросы: для кого он возрождает Lanvin, хочет ли он привести молодого покупателя — все про целевую аудиторию. И он, до этого момента мягкий и застенчивый, вдруг ответил жестко и резко: «Я делаю то и так, как считаю нужным. Не для кого-то конкретно, а так, как я вижу и чувствую, иначе ничего не получится. Я не могу имитировать оргазм!» Я была в восторге от его ответа, потому что это было честно, искренне, а не как в пресс-релизе.
Lanvin x H&M
Альбер Эльбаз и Эмма Стоун
Альбер Эльбаз и Деми Мур
В прошлом году на встрече со студентами Parsons он, отвечая на вопрос одного из студентов, тоже жестко сказал: «Для меня красивое — это красивое, а уродливое — это уродливое, что бы кто ни думал по этому поводу и как бы ни было модно думать по этому поводу». Вот в этой независимости от сиюминутного и была его великая сила. И то, что он ушел после того, как впервые за долгие годы своей карьеры обрел самостоятельность, есть страшная несправедливость. Но на самом-то деле он всегда и во всем был абсолютно самостоятельным. А потому и заслужил нашу абсолютную любовь.
В шапке его профиля в инстаграме последние месяцы неизменно висела одна фраза-девиз: «Мечтай, думай, летай». Сегодня в профиле AZ Factory мы видим два черных квадрата без слов, и лишь под черно-белым портретом Эльбаза стоит короткая подпись: «Ты заставил нас мечтать, ты заставил нас думать, и теперь ты улетел». Я думаю, каждый из всех, кто сегодня скорбит по Эльбазу, подпишется под этой эпитафией.