Blueprint
T

Дизайнер широкой души

текст:

алена долецкая

На 60-м году жизни скончался Валентин Юдашкин. Первый российский дизайнер, который был принят в члены Синдиката высокой моды Парижа и с 1991 года, когда была показана коллекция «Фаберже», и до последнего времени участвовал в кутюрной неделе моды. Дизайнер, чьи платья хранятся в Метрополитен-музее и Музее костюма Лувра. Автор парадной военной формы и в 2012 году доверенное лицо президента Путина. О Валентине Юдашкине вспоминает Алена Долецкая.

Мне сложно говорить про Валю Юдашкина, потому что у нас были необычные отношения. Но скажу все по-честному.


Сложность заключалась в том, что в конце 1990-х мне не очень нравилось то, что он делал. И в Vogue, даже несмотря на то, что он очень старался зайти с рекламой, я все равно не снимала его вещи. Да, это были жирные годы. И было с кем сравнить. И он проигрывал эту игру очевидно. Тот факт, что его носили постсоветские звезды, совершенно не делал его, так сказать, конвертируемым на мировом уровне моды.



Алена Долецкая и Валентин Юдашкин

Однажды мы оказались вместе на одном из дней рождения Аллы Борисовны (Пугачевой), с которой подружились после той самой обложки. И вдруг Юдашкин говорит, обращаясь как будто сразу и ко мне, и ко всему столу: «Я знаю, что Vogue не сделал обо мне ни одной публикации. Но я хочу сказать, что Долецкая все равно больше и чем журнал, который она возглавляет, и чем съемки моих вещей в нем». И тут я впервые поняла, что он умеет мыслить масштабно.


Прошло еще несколько лет. Я случайно оказалась в архиве Valentin Yudashkin. И он меня очень удивил. Там была масса очень ранних и чуть более поздних, но удивительно смелых, по-честному красивых и точных вещей. И тогда мы приняли решение. Я попросила Олю Дунину (редактора моды, будущего фэшн-директора Vogue) — до сих пор помню, как Оля была немножечко фраппирована моей просьбой — поехать в архив и сделать там съемку. В этом не было ни малейшей коммерческой заинтересованности, Юдашкин уже не давал рекламу. Я просто увидела очень-очень-очень красивые вещи.


Valentin Yudashkin для Vogue Russia, 2008

Мы сделали эту съемку. Получилось изящно. Потом еще несколько раз мы встречались с Валей Юдашкиным, в 2014-ом решили устроить веселое интервью между Валей и художником Александром Шабуровым в журнале Interview и, наконец, сделать масштабную съемку вещей из его архива. Блестяще снял Коля Бирюков, стилизовал Миша Барышников. Вышло сказочно красиво, достойно и да, масштабно. Прошла еще пара лет, Валя мне позвонил и сказал: «Слушай, я хочу сделать большую книгу о моде, о работе в моде. С архивами и всем таким прочим. Поможешь мне ее написать?» Я ответила, что это большой труд, но я буду рада посоветовать что-то, посмотреть тексты, отредактировать — это с удовольствием. Он не успел мне ее прислать.


Конечно, Валя — не самый простой человек. Да еще дитя эпохи. А этика 90-х диктовала определенные финансово-социально-политические связи. Но это человек, который умудрился влюбиться в моду. Работал не покладая рук. Очень старался не быть Славой Зайцевым — просто потому, что больше в тот момент никого на этой поляне не было. Да, он «возрождал высокий русский стиль». Вышивка, кружево, шитье — все было богато, щедро, избыточно. Собственно, уже первая коллекция «Фаберже» об этом говорит. Но щедрость и широта были свойственны и ему лично. Он всегда был радушным, гостеприимным, готовым помочь тем, кому это необходимо. И буду помнить: никогда не говорившим гадости за спиной. Моей точно.


Valentin Yudashkin для Interview, 2014

Да, он делал невероятно большие усилия в том числе по части пиара. Но без пиара и без общения с людьми из парижского Синдиката высокой моды, без того же Кастельбажака или с кем он там пытался дружить, ничего бы не вышло. А он стремился быть на волне, хотел сделать российскую моду конвертируемым явлением. Хотел искренне. И недаром нанимал Карин Ройтфельд, чтобы она стилизовала его показ. Он хотел, чтобы его вещи нашли свое место в европейском контексте. Это очень достойно, разве нет? Валя, покойся с миром.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}