Blueprint
T

Николас Виндинг Рефн: цитаты и выходы

Гости сегодняшнего показа Prada получили увесистые черные коробки с глазком: в него нужно посмотреть, чтобы увидеть текст приглашения, написанный Николасом Виндингом Рефном. В глазок смогли заглянуть лишь немногие счастливчики, но для остальных мы собрали кое-что поинтереснее — лучшие цитаты из интервью режиссера.

На счету уроженца Дании Николаса Виндинга Рефна — три номинации на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и одна победа в номинации «Лучший режиссер» (за фильм «Драйв» с Райаном Гослингом в главной роли). Тогда, в 2011-м, зрители «Драйва» аплодировали без малого 15 минут. В 2016 году Николас Виндинг Рефн побил свой рекорд — овации в честь «Неонового демона», который критики окрестили самым провокационным фильмом 69-го Каннского кинофестиваля, длились на две с лишним минуты дольше.

«драйв», 2011

«неоновый демон», 2016

Николас Виндинг Рефн любит троллить тех, кто берет у него интервью (одно из них вышло на сайте издания Complex под заголовком «Я взял интервью у Николаса Виндинга Рефна, и он меня жестко затроллил»), не стесняется в выражениях и всегда охотно делится своим мнением. В 2011-м Николас сильно поссорился со своим давним знакомым и покровителем Ларсом Фон Триером (отец Николаса, Андерс Рефн, работал монтировал несколько картин Триера). «Триер стареет, а его шутки стали утомительными. То, что он сказал, неприемлемо. Мне тошно от его слов», — так Николас Виндинг Рефн отреагировал на шутку Ларса Фон Триера «я сочувствую идеям Гитлера», за которую того на несколько лет отлучили от Каннского кинофестиваля и подвергли публичному шельмованию.

Параллельно со съемками фильмов, сериалов и развитием собственного онлайн-кинотеатра BYNWR Николас Виндинг Рефн снимает рекламу. В интервью The Guardian Николас признался, что на гонорары за фильмы жить невозможно — его кормят именно рекламные кампании. Но и тут он берется не за все: в стоп-листе режиссера реклама фастфуда и безалкогольных напитков — того, что нацелено на детей (и может причинить им вред). Любопытный факт: Виндинг Рефн мог стать автором клипа Рианны Bitch Better Have My Money. Режиссер вспоминал, что певица обратилась к нему с запросом снять «жесткое видео, но без боли и насилия». Вместо этого Николас предложил другую идею — ролик, в котором он бы только cыграл режиссера. Команда Рианны такое не оценила — и в итоге обратилась к французской команде Megaforce. И пусть с Рианной не сложилось, зато в портфолио Рефна — рекламные ролики для духов Gucci (с участием Блейк Лайвли), коньяка Hennessy и автомобилей Lincoln. С Prada Николас Виндинг Рефн тоже уже сотрудничал — в мае 2022-го он выпустил кампанию с диджитал-моделью и инфлюенсером Лил Микелой. Режиссер подружился с Prada еще на съемках кампании весна—лето 2020 (тогда же лицом бренда стал Фрэнк Оушен). И вот спустя два года он разработал для показа Prada иммерсивную инсталляцию, сет-дизайн (на пару с бюро АМО) и серию короткометражных фильмов. Пока ждем дискуссию с участием Николаса Виндинга Рефна, Миуччи Прады и Рафа Симонса, обещанную WWD, вспоминаем самые яркие цитаты из интервью режиссера с журналистами

The Guardian, Esquire и других изданий.

О себе 

Да, я нарцисс с манией величия, любящий потакать своим желаниям, — у творческих людей это в ДНК. Творчество не про то, чтобы всем нравиться. Цель творчества — вызвать разногласия, создать диалог. Чтобы он был, люди должны не соглашаться друг с другом. Когда такое происходит — это успех.

MEN’S HEALTH

О первом фильме, который произвел впечатление

В 14 лет я пошел в кино на «Техасскую резню бензопилой». До этого я смотрел фильмы «новой волны» — обычное развлекательное кино. В «Техасской резне бензопилой» я впервые ощутил свободу. Для меня этот фильм сродни живописи или экспериментальной музыке. Это была не просто история, а эмоциональное приключение. Фильм очень меня напугал, и моя мама очень расстроилась из-за того, что я его посмотрел. Я никогда не мечтал стать режиссером, но тогда в голову закралась такая мысль: я хочу создавать то, что производит такие же впечатления.

Indiewire

Об истории успеха 

Я переехал в Нью-Йорк, когда мне было восемь лет, в 1978 году. Я не мог говорить по-английски, и у меня была дислексия. Мне потребовалось много лет, чтобы научиться читать. Я не умел красиво выражаться, танцевать, петь, играть на музыкальном инструменте, работать с глиной. С рисованием тоже были проблемы — я дальтоник. Всю свою юность я провел в нью-йоркских клубах. Школу я ненавидел. Свои первые короткометражные фильмы я начал снимать еще подростком, когда мы с семьей вернулись в Копенгаген. В 19 лет я опять отправился в Нью-Йорк и поступил на актерский факультет Американской академии драматического искусства. Терпеть не мог туда ходить. Мне говорили, что у меня неплохо получается работать в комедийном жанре, но, видимо, я все-таки был недостаточно хорош — через год меня оттуда выперли. Зато я вернулся домой в Копенгаген и снял «Дилера». Сперва он был короткометражкой. Но в 23 я смог найти денег и переделать его в полнометражный фильм.

Indiewire

О разрушении и созидании

Как и все виды искусства, кино — средство массовой коммуникации, мощное, как оружие массового поражения. Разница лишь в том, что война разрушает, а кино вдохновляет.

IMDb  

О том, как заставить зрителя сконцентрироваться на фильме

Тишина — это так кинематографично! Мы постоянно разговариваем. Нам редко удается долгое время побыть в тишине, поэтому полное отсутствие звуков заставляет чувствовать себя неуютно. Но тишина невероятно подстегивает восприятие происходящего. Молчание — золото. Оно вовлекает зрителя в фильм так, как ничто другое.

IMDB

«Только бог простит», 2012

«ковбой из копенгагена», 2022

«бронсон», 2008

«Дилер 2», 2004

О хронологии

Я всегда снимаю сцены фильма в хронологическом порядке. История разворачивается прямо у меня на глазах. Я могу что-то перепридумать или поменять, а могу оставить изначальную задумку. Из-за этой свободы я чувствую себя настоящим художником. Некоторых актеров и членов съемочной команды пугает такой принцип работы, потому что он напоминает свободное падение. Но я считаю, что страх творчеству только на пользу.

INDEPENDENT

О том, как снять отличный хоррор

У меня отличное чувство юмора, поэтому я с легкостью придумываю шутки для своих фильмов. А ведь если вы хотите снять отличный хоррор, нужно добавить смеха и кэмпа.

Esquire

О лучшей мотивации 

Даже величайшим художникам приходилось платить по счетам. Нехватка денег — это, по правде говоря, очень удобный способ в сжатые сроки выбить из себя что-то креативное. Очень важно постоянно находиться в состоянии страха остаться без средств к существованию. Долгие годы моей творческой мотивацией оставались деньги — их у меня почти не было, и приходилось быстро придумывать какие-то проекты. Сейчас мое финансовое положение изменилось, так что нужно будет найти другой источник страха, который будет меня мотивировать.

Complex

О журналистах

Люблю ли я давать интервью? Хм, это зависит от того, что у меня спрашивают. Когда меня закидывают вопросами в духе «с каким актером вы бы хотели поработать?», я теряюсь и не знаю, что сказать. Это мне не очень интересно. Зато однажды один немецкий журналист спросил у меня: «А действие фильма „Только Бог простит“ случайно не разворачивается внутри вагины?» Этот вопрос мне еще не задавали, и я ответил: «Знаете, я думаю, что так оно и есть». Очень интересная интерпретация.

Complex

О выборе проектов 

Ну да, мне поступало несколько крупных предложений — например, снять следующий фильм про Джеймса Бонда. Но мне хочется снимать что-то свое. Да и платят они [крупные голливудские студии] не то чтобы много. Ну ладно, возможно, иногда речь и идет о солидной сумме, но я понимаю, что если на нее соглашусь, то буду обязан идти на компромиссы. Делать такие проекты легко и приятно, но финальный результат почему-то всегда разочаровывает.

Complex

О нарциссизме

Одним из признаков человеческой эволюции является принятие себя и своих желаний. Знаете, что кажется мне интересным и в некотором смысле даже фантастическим? Понимание, что нарциссизм — это не обязательно что-то плохое. Это больше не табу. Мир приспосабливается к тому, что люди становятся более самовлюбленными и тщеславными.

CNN Style

О Кристен Стюарт 

Однажды мы с женой встретили в Лос-Анджелесе Кристен Стюарт, и Лив [Корфиксен, актриса и жена режиссера] сказала ей: «Боже мой, ты такая крошечная. Напоминаешь хоббита». Кажется, с тех пор мы с Кристен Стюарт больше не пересекались.

The Guardian

О менталитете 

Я верю в бесплатное образование и бесплатное здравоохранение. Но я не верю в равенство. В Дании это называется janteloven — не поднимайся над толпой. Там тебя наказывают, если ты считаешь себя лучше всех.

The Guardian

О моде

Не то чтобы мне нравится высмеивать моду — я здесь не за тем, чтобы критиковать модную индустрию. Но я считаю ее опьяняющей, полной блеска и ужасно вульгарной. Мне нравится, когда в моде есть абсурд и юмор.

The Verge

Снова о моде 

Когда я захотел снять «Неонового демона», подростковый фильм ужасов о красоте, я подумал: что может быть лучше, чем сделать фоном мир моды, в котором красота — это самое важное?

Esquire

И еще раз о моде 

Я бы никогда не стал критиковать модную индустрию — она меня одинаково очаровывает и пугает. 

CNN Style 

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}