Самое интересное на Pitti Uomo-95
ТЕКСТ: Юлия Выдолоб
Российский techwear, японские марки одежды для походов и новая итальянская классика на главной выставке мужской моды.
«Ты чего не в Stone Island?» Бывшая коллега шлет мне полуиздевательский комментарий в ответ на инстаграм-стори из музея Marino Marini. В этот вечер здесь в рамках мужского трейд-шоу Pitti Uomo открывается выставка Slam Jam, итальянского стритвир- и luxury-стритвир-магазина, отмечающего в этом году 30-летие. Slam Jam вместе с Nike, Carhartt WIP и Stussy подготовили и раскидали по прекрасному многоуровневому воздушному пространству бывшей церкви инсталляции, видео, бесплатные плакаты со свушем и перформансы в исполнении парней в рабочих комбинезонах.
На открытии действительно рябит в глазах от патчей SI. Поначалу кажется, что это просто то самое событие Pitti Uomo, куда приходят модные парни в street и tech (на Pitti всегда бывает как минимум одно такое), а на остальной выставке ты, как и прежде, будешь любоваться на старинные итальянские пальто из ткани casentino в катышках, твид, бабочки и фетровые шляпы. Но технологичные куртки переполняют и саму Pitti Uomo. Растерявшиеся стритстайл-фотографы, которым вроде как надо сдавать материал про элегантных мужчин в верблюжьих кейпах, выстраиваются в очередь к немногочисленным «павлинам» — их осталось так мало, что впору заносить их в какую-нибудь специальную красную книгу моды.
Конечно, посетителей в классической итальянской одежде (надетой не за гонорар) по-прежнему достаточно. Но момент торжества технологичности и удобства ощущается так же отчетливо, как несколько лет назад — момент победы кроссовок: тогда вдруг одним прекрасным летом половина посетителей выставки надела под летние костюмы-двойки беговые Nike и Saucony вместо лоферов и монков, а через пару лет кроссовки были решительно везде. Будет ли через два-три года у каждого большого бренда куртка с мембраной и герметизированными швами, мы пока не знаем, но на юбилейной, 95-й Pitti Uomo было на что посмотреть.
I Go Out
В прошлом сезоне на Pitti Uomo появился павильон I Go Out, где собрали все, что имеет отношение к outdoor, — и это лучшее, что можно было придумать именно сейчас, когда одежда, защищающая от непогоды, проникает во все текущие коллекции. В этом павильоне захватывает все — от специальной японской линии Woolrich, созданной недавно купившим бренд локальным outdoor-гигантом Goldwin, до японцев Snow Peak и and wander, создающих перфекционистское снаряжение для походов; от безумных коллабораций английского дизайнера-фермера Griffin до минималистских черных парок Arc''teryx Veilance.
Отдельно запомнилась марка Topo Designs из Колорадо, США, — их рюкзаки из ярких цветных блоков заметно выделялись на фоне монохромных соседей. В целом приятно было видеть в этом павильоне то, что создавалось, что называется, «для себя», — основатели Topo Designs начинали в подвале собственного дома, создатели Snow Peak явно пользуются своими титановыми кружками и занимаются хайкингом в невесомых стеганых штанах своей марки, а дизайнер пуховиков Griffin с неоновыми вставками действительно живет на собственной ферме на юге Англии. Весь этот походный «сторителлинг» не придуман маркетологами для продаж — это и есть настоящие истории. Как и, к примеру, сотрудничество британца Кристофера Рейберна с Timberland — в качестве нового креативного директора марки помешанный на ресайкле и sustainability дизайнер придумывает для бренда не только отдельную линию технологичной одежды и ботинок из рипстопа, но и исследует способы производства с наименьшим вредом для планеты.
Российский tech-wear: KRAKATAU, SH’U и Arctic Explorer
То, что на этом Pitti оказались сразу три сильные российские outdoor-марки, — совпадение, которое лишь подтверждает общий тренд. Один из участников, KRAKATAU, производит outdoor-одежду аж с 1999 года. С момента своего основания и до 2012-го KRAKATAU базировались и производились в Петербурге, но наладить экспорт в Европу оказалось слишком сложно. Поэтому бренд решил сократить цепочку и перенес производство в Китай — команда переехала в Шанхай, чтобы контролировать процесс. Сейчас KRAKATAU продается в универмагах и магазинах Европы и Японии на соседних вешалках с Canada Goose и Stone Island, и притом что качество у курток петербургского бренда не хуже, по цене они выигрывают: технологичная куртка KRAKATAU обойдется в 400–450 евро против 800–1000 евро за CG или SI. Бренд использует мембраны, герметизированные швы, разрабатывает необычного вида водоотталкивающие ткани, выпускает двухслойные куртки, которые можно носить с утепленной подкладкой и без, и постепенно совершенствует технологии. Например, на следующую осень–зиму в одной из моделей используется передовой графеновый утеплитель: прочный и эластичный слой углерода толщиной в 1 атом, который хорошо держит температуру.
SH’U — тоже бренд из Петербурга, появившийся в 2012 году. Создатель SH’U (читается как «шью») Андрей Кравцов начинал с того, что действительно шил вещи своими руками, — и за несколько лет его марка постепенно выросла до полноценных коллекций и трейд-шоу. Лаконичная, теплая и непромокаемая, одежда SH’U уже давно востребована в России — модели современно не разделены на мужские и женские. Будем надеяться, что SH’U займет свое место в европейских магазинах: ведь цена на дождевики и пуховики также невысока по сравнению с большинством конкурентов.
Arctic Explorer — самый молодой бренд из трех: его в 2013 году основала Ксения Чилингарова, дочь полярного исследователя Артура Николаевича Чилингарова. Объемные теплые куртки классического вида и кроя, рассчитанные на самые низкие температуры, производятся в России, и если прежде ставка делалась на классические цвета, то в представленной на Pitti Uomo зиме 2019 спектр расширился — есть даже несколько полосатых, как тельняшка, курток, и стеганый шарф с наполнителем из пуха и логотипом — куда ж без него.
Специально к Pitti Uomo Arctic Explorer выпустил съемку с художником Антоном Ревой
Италия: технологичная элегантность
В своей второй линии Z Zegna почтенный люксовый бренд Ermenegildo Zegna уже не первый сезон показывает, как элегантность может сочетаться с технологичностью. Шерстяной костюм, который можно стирать в машинке и который не мнется, пальто с мембраной, специальные брюки для езды на велосипеде, куртка со встроенной обогревательной системой — даже не верится, что эта футуристическая городская одежда вполне реальна и через полгода поступит в продажу.
Итальянский бренд Herno, отпраздновавший в прошлом году 70-летний юбилей, также пытается скрестить технологичность и функциональность с классическим портновским искусством, и преуспевает. Серии Laminar было посвящено отдельное пространство — и там можно было увидеть привычные для традиционной итальянской марки шерсть и фланель, но теперь — с мембранами, влагоотталкивающей обработкой и герметизированными швами.
Herno
Z Zegna
Z Zegna
Шведский outdoor: Klattermusen
Большое пространство на Pitti Uomo, как и в прошлый раз, было посвящено скандинавским дизайнерам. Klattermusen с 1975 года занимаются исключительно одеждой для альпинизма с большим упором на sustainability: в частности, марка выпускает термобелье из шерстяного флиса, причем из шерсти, оставшейся от других производств. Одежда, рюкзаки и сумки выглядят так, будто их позаимствовали из отцовского шкафа (на стенде действительно присутствует настоящий анорак основателя, со всеми потертостями и заплатами — производители говорят, что, глядя на потертости, поняли, где стоит дополнительно укрепить последующие модели). Настоящий альпинистский люкс — если такое слово тут уместно; впрочем, и сама марка называет себя «рафинированной».
Еще 4 марки, на которые стоит обратить внимание:
Aldomariacamillo
На первый взгляд это просто одежда — но какая. Итальянский дизайнер Альдо Мария Камилло успел поработать в Martin Margiela, Helmut Lang, Ermenegildo Zegna, Valentino, Berluti — и лишь сейчас показал свою собственную коллекцию. Базовые вещи — от черных костюмов и бомберов до брюк с леопардовым принтом, от как будто винтажных кожаных курток до белых футболок — иногда собраны в парные образы, для него и для нее, иногда выпущены соло. Даже несмотря на полумрак, в котором дизайнер по какой-то причине предпочел провести свой показ, было заметно, какого высокого качества и идеального, лишенного излишнего стилевого контекста, эти вещи. Впрочем, было бы куда удобнее и приятнее рассмотреть их при свете и вблизи.
Nobuyuki Matsui
Молодой дизайнер — финалист Tokyo Fashion Award (его марке всего два года) придумывает пальто, декорированные шнурами, в которые вставлены пуховые подушечки, свитера из валяной шерсти и остроумные перфорированные чехлы для обуви (!). Носить ли это — вопрос, но обилие идей и производственный перфекционизм впечатлили.
Teatora
Как лететь в самолете, чтобы было и красиво, и удобно? На этот счет есть много лайфхаков, и один из них — складные костюмы Teatora. Эти мешковатые двойки из тонкого дышащего полиэстера упаковываются в небольшой мешочек, они легкие, удобные, не пачкаются и не мнутся (так как заранее немного помяты). Они одинаковы для мужчин и для женщин и выглядят как униформа модника будущего.
Troubadour
Легкие, красивые рюкзаки и сумки, которые не натирают плечи, с которыми не страшно попасть под дождь или бросить их под сиденье самолета. Подойдут и к складному костюму Teatora, и к технологичной шерсти Z Zegna. Да и к верблюжьему пальто.