как арт-объект
как художники выстроили полилог между искусством, модой и природой
текст: Настя Склярова
фото: Ash
Наши ценности часто находят отражение во внешнем мире — они проявляются через одежду, поведение, творчество. Как с помощью единого высказывания описать взаимоотношения искусства, природы и моды? Пять талантливых художников нашли способ в совместном проекте ASH и Sample и использовали кроссовки из переработанных материалов как холст для своей будущей работы. С помощью разных техник они создали пять кастомизированных пар, которые отображают их опыт, творчество и отношение к миру. Рассказываем и показываем, что получилось.
Художник Даня Антропов в своих работах экспериментирует с переработкой и переплавкой материалов. В работе для ASH Даня использовал бытовое и медицинское стекло, поролон и глину, смешивая и накладывая их друг на друга. Из живописи в свои трехмерные работы художник перенес принцип многослойности. Отсюда — разнообразный и несколько хаотичный «микромир», будто бы органически возникший вокруг кроссовок. Создается впечатление, что его полупрозрачные, воздушные элементы не застыли в моменте, а могут изменить форму, как только ты отведешь от них глаза. «Красота объекта кроется в его случайности и естественности — детали работы относятся друг к другу так, словно в одном месте своим потоком их собрал дождь», — поясняет замысел Даня Антропов.
Диковинные образы из работ Вари Чельцовой, по замечанию самой художницы, — это отражения теней животных и людей. Они часто находят продолжение вне холста, как и в случае с кастомизированными кроссовками ASH. В рисунках, перетекающих с бумаги на обувь, прослеживаются природные мотивы — Варя часто создает свои работы в естественной среде и отправляется в Тарусу, чтобы спокойно творить. Это спокойствие и доброту она и старается запечатлеть в искусстве, чтобы напомнить себе и всем: «Если мы открыты к миру, любим его, ценим, не закрываем глаза на происходящее и привносим в него что-то хорошее, то он всегда ответит нам тем же самым, даже в самые сложные времена».
В прошлом Глеб работал помощником капитана и очень много путешествовал, собирая впечатления, чтобы воплотить их в будущих работах. Хотя изначально у него не было такого плана: было лишь желание делиться увиденным, которое со временем переросло в самобытный художественный почерк. Его дополнила эмпатия к бездомным животным и любовь к фильмам Криса Маркера, который использовал образы трех зверей: кота, совы и волка. Кот, по Маркеру, — символ безвластия, и именно оно как благо дарит этому животному свободу и возможность никому не подчиняться. Тот же смысл несут изображения котов и в работах Глеба. В его арт-объекте для ASH заключены и образы животных, и буквенные послания — посвященные доброте, любви, заботе о природе и дополненные аппликациями из разноцветной бумаги.
Маша Обухова поместила краски закатного неба прямо на подошву одной из кроссовок, а на второй отразила аналогичный орнамент в виде крыла. «С шага начинается след и то, каким он будет», — пояснила замысел работы художница. Она кастомизировала пару ASH с помощью вышивки, техники, к которой пришла из-за любви к тактильным объектам, и создала образ, одновременно напоминающий густой цветник и яркие облака на закате или рассвете. И то и другое олицетворяет силу природы, фундамента жизни, который дарит нам энергию. Так, как говорит сама Маша, кроссовки ASH в ее интерпретации превратились в «артефакт, наделенный суперсилой, в такое супергеройское обмундирование», которое с каждым шагом дает силу — или окрыляет, если использовать метафору объекта.
По профилю Наталья Гончарова художник народных промыслов и лаковой миниатюры, и поэтому в ее искусство проникают крестьянские мотивы. Они часто соседствуют с размышлениями о времени: прошлом, как в случае с крестьянством, и будущем — как в работе для ASH. На кроссовках Наталья изобразила «пост-кибер-цветы»: один — с большими листьями и цветком-глазом, а второй — с колючками как у папоротника. И дополнила композицию тотемами — кусочками дерева, найденными на свалке и расписанными натуральной краской. Такое переосмысление выброшенных предметов помогает Наталье выстраивать диалог с природой: спасая «живые» материалы (например, дерево), художница дает им вторую жизнь.
Кроссовки ASH, вокруг которых свои арт-объекты строили резиденты онлайн-галереи SAMPLE, изготовлены из переработанных материалов. Так, тема заботы об окружающей среде и отношений с природой прослеживалась всюду: начиная от обуви, послужившей холстом, заканчивая идеями и материалами, которыми художники пользовались при создании своих работ. Им была предоставлена полная свобода творчества и возможность по-своему отрефлексировать взаимодействие искусства и природы. Точно такая же возможность есть и у вас: в приложении ASH запустилась интерактивная игра, в которой можно сделать свою авторскую версию кроссовок, нанеся на нее то или иное тату, созданное художниками, просто пару раз нажав на экран.
15 ИЮЛЯ 2022
0