Брайан Ферри: денди из рабочего класса
ТЕКСТ: Александра Тумаркина
29 марта Roxy Music включат в знаменитый Зал славы рок-н-ролла в Кливленде. Группа с почти полувековой историей выступит на официальной церемонии, впервые с 2011 года объединившись со своим легендарным фронтменом Брайаном Ферри. Музыкант, не так давно разменявший седьмой десяток, сам активно гастролирует, выпускает сольные альбомы и исправно не сдает модных позиций. Безупречные костюмы и неизменная небрежно свисающая вниз челка — такая же характерная часть образа Ферри, как слегка надломленный голос с узнаваемым тембром и пластика крунера. Вспоминаем эволюцию стиля одного из самых чувственных и элегантных музыкантов Британии, без которого не обходится ни один список самых стильных мужчин в шоу-бизнесе.
Истоки стиля
Выходец из рабочей семьи Ферри заинтересовался модой еще ребенком во второй половине 1950-х. Насмотревшись на окружавших его молодых стиляг тедди-бойз, Брайан решил устроиться подмастерьем к портному. «Я был обычным школьником в зеленом блейзере, серых брюках из фланели, с портфелем, и, проходя мимо кафе-мороженого «Форте» в Ньюкасле, я всегда видел там тедди-бойз […]. Выглядели они потрясающе. Невероятные прически. Ярко-синие или зеленые костюмы, бархатные воротники — знаменитый эдвардианский лук. При этом все они были обычными шахтерами».
Помогая кроить старомодные пиджаки для ровесников своего отца (а иногда и наряды для «Тедов»), Ферри засматривался на плотно скроенные по фигуре костюмы на четырех пуговицах с весьма узкими брюками: будущий музыкант воспринимал их как «американские» из-за ассоциаций с музыкантами вроде Билла Хейли, но истоки этой новой моды были скорее итальянскими. Вскоре, накопив денег, Ферри купил свой первый костюм.
После окончания школы, несмотря на протесты прагматичных родителей, он поступил в Школу искусств при Университете Ньюкасла. Время было для этого идеальное: консервативная Англия постепенно отходила от тягот послевоенного периода, а на культуру и искусство все большее влияние стали оказывать прогрессивные тенденции из Америки и континентальной Европы.
В институте одним из преподавателей Ферри был будущий классик британского поп-арта Ричард Хамильтон. Именно ему музыкант обязан своей любовью к коллажу как творческому методу: к нему он обращался и продумывая свои первые сценические наряды, и в процессе сочинения дебютного альбома Roxy Music. Сооснователей своего первого успешного бэнда Ферри также встретил в университете: это были Брайан Ино и Энди Маккей. «Мы никогда не были типичной рок-группой. Мы были компанией студентов-художников, и я всегда фокусировался на том, чтобы создавать для нас выразительные театральные образы и стиль», — вспоминал Ферри позднее.
Глэм-эстетика ранних Roxy Music
Когда Roxy Music набирали популярность в начале 1970-х, мужская сценическая мода сильно менялась: с одной стороны, все еще была актуальна эстетика хиппи с ее брюками клеш, длинными волосами и романтичной викторианой. С другой — «дети цветов» постепенно мутировали в андрогинов в блестках и перьях, как Болан, и космических путешественников в ярком мейкапе вроде Майора Тома Боуи. Начала формироваться эстетика глэм-рока, и музыканты Roxy Music не отставали от моды. Со стилем на сцене и на обложках первых восьми альбомов (для которых снял целую вереницу красавиц эпохи фотограф Карл Штокер) им помогал дизайнер Энтони Прайс. Сегодня он одевает звезд в диапазоне от Диты фон Тиз до Камиллы Паркер-Боулз, а в 1970-х прославился, наряжая The Rolling Stones и Анжелику Хьюстон. Ему, кстати, приписывают разработку тесных рокерских брюк, акцентирующих пах и ягодицы.
Костюмы Ферри и сотоварищей лучше всего рассматривать в сохранившихся записях выступлений группы на главных музыкальных телешоу того времени. Свой первый большой хит Virginia Plain 1972 года Ферри поет в блестящем черном пиджаке в пайетках, с контрастным узором на груди и крупным воротником с длинными уголками. Его он сохраняет в своей коллекции по сей день, но вряд ли когда-нибудь наденет вновь. В видео с песней Ladytron он щеголяет в еще одном сверкающем пиджаке — на этот раз с тигриным принтом — и золотых ботинках на каблуке и платформе. Волосы уложены бриолином, совсем как у кумиров его детства. 1970-е были эпохой ностальгии по 1950-м, и стиль Roxy Music тут не был исключением.
Наряды остальных музыкантов группы также не оставят равнодушными: в своей яркой кэмповости и эклектичности они напоминают Gucci Алессандро Микеле. Брайан Ино, сегодня знакомый всем в роли мудрого старца от электроники, заслуживает отдельного внимания. Однако вскоре Ферри надоест играть с блестками, люрексом и мейкапом, и в его жизни начнется эпоха классики и униформы.
Брайан Ино
Романтичный крунер
Помимо творческих у Ферри всегда были и классовые амбиции. Поэтому, когда Roxy Music стали стабильно успешной группой (а главный экспериментатор Ино покинул ее состав), он решил вновь пересмотреть свой внешний вид и сделать ставку на выверенных экспериментах и остроумных интерпретациях мужской костюмной классики. Смокинг с белым пиджаком, черными брюками и белой рубашкой с бабочкой стал одним из самых запоминающихся сценических образов певца в 1974–1975 годах. Намеком на прошлую любовь к «карнавалу», но весьма сдержанным можно считать наряд, в котором Ферри исполняет Love is the drug в 1976-м: бежевая униформа пилота (и бэк-вокалистки в нарядах стюардесс под дождем из мыльных пузырей) и заклеенный глаз, прикрытый игривой черной повязкой.
Но к концу 1970-х становится ясно, что комфортнее всего Ферри себя чувствует в образе элегантного крунера — певца романтических шлягеров в безупречном костюме (сольную карьеру певец запустил еще до первого распада Roxy Music в 1983-м). Например, в розовом с узким голубым галстуком в видео на песню Angel Eyes в 1979-м. Или в нежно-голубом — под цвет глаз — с розовым галстуком и белыми ботинками в клипе Jealous guy (кавер — посвящение трагически погибшему Джону Леннону) в 1981-м. Да, Ферри умеет носить даже такую «непростую» классику, как белоснежная обувь.
Люси Берли и Брайан Ферри
Со временем Ферри стал все больше вращаться в высших кругах британского общества (в том числе в компании принцессы Маргарет и ее мужа лорда Сноудена), стал владельцем нескольких особняков — и выглядеть стремился соответствующе. Начал носить костюмы-тройки, пошитые у портных, и posh-спортивную классику вроде теннисных джемперов с V-образным вырезом и белых тряпичных кед. Редкие исключения — деним (куртки и джинсы) и эпизодически — ковбойская расшитая рубаха и сапоги. Модель Джерри Холл, которая одно время встречалась с музыкантом, пыталась подстроиться под слегка чопорные вкусы партнера — взгляните на их совместные портреты, где обычно яркая американка одета в строгий твидовый костюм. Но требования усердно лепившего из себя аристократа Ферри (а также бурный роман с Миком Джаггером) привели к расставанию пары. «Говорят, что я выскочка, играющий в аристократа. На это я отвечаю, что всегда считал свою жизнь открытой книгой. Хотел попробовать все. Надо пользоваться тем, что тебе дано», — комментировал Ферри в 2010-м.
Были и небольшие провалы в стильной эволюции Ферри (хотя это, конечно, громко сказано): певцу не очень нравились крупные воротники, которые делал для его костюмов Энтони Прайс, а также мешковатые костюмы, которыми он увлекся в 1980-х. «Они похожи на знаменитый «большой костюм» Дэвида Бирна в фильме Stop making sense», — иронизировал певец. Сегодня без улыбки также сложно смотреть на парадный портрет Ферри, который снял лорд Сноуден для итальянского Vogue в 1993-м: музыкант одет в черный берет и объемный костюм в полоску.
Джерри Холл и Брайан Ферри
Стиль Ферри сегодня
В наши дни самый привычный для Брайана Ферри наряд — темно-синий костюм (например, авторства любимых портных с Сэвил-роу Anderson and Sheppard) с белой или голубой рубашкой (тоже часто bespoke) и коротким галстуком (их на заказ для певца делает в Париже бренд Charvet). В прохладную погоду он надевает свободный темный плащ, перебросив через плечо шарф, реже пуховик. Если Ферри хочется добавить нарядности костюму — появляется бархат, или небольшая бабочка вместо галстука, или, например, жилет. Получая орден из рук Елизаветы II в 2011-м, Ферри не стал экспериментировать и строго придерживался традиционного дресс-кода (в отличие, например, от Эммы Томпсон, которая позволила себе прийти в Букингемский дворец за своим Превосходнейшим орденом Британской империи в кроссовках).
На сцене свободы больше — здесь бывают черные пайетки, серебро и даже цветочная вышивка. Подражая аристократам, Брайан не любит безупречной новизны вещей — верный признак «новых денег», — поэтому не стесняется слегка потертых манжет и царапин на любимых ботинках. Кстати, ready-to-wear он тоже носит, например, от Lanvin и Comme des Garçons (тягомотина примерок в ателье певца утомляет), а также сотрудничает с большими luxury- и масс-маркет-брендами: в 2006-м снялся в рекламе Burberry c сыновьями Отисом и Айзеком, в 2011 году в рождественском кампейне H&M — снова с сыном, на этот раз Тарой.
Связи с миром моды у Ферри весьма тесные: он был близким другом Изабеллы Блоу (ей посвящен альбом Olympia 2010 года с Кейт Мосс на обложке), регулярно оказывается гостем на показах больших модных домов вроде Versace и Louis Vuitton, снимается для глянца и даже сам стилизует съемки. За свою более чем 40-летнюю карьеру Брайан Ферри научился главному: всегда выглядеть уместно, не гнаться за модой и при этом не терять индивидуальности — идеальный баланс для заслуженного музыканта и wannabe-аристократа.
Рекламе Burberry, 2006
Кара Делевинь и Брайан Ферри
Реклама H&M, 2011