Без лица
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Сервис анонимных вопросов Ask.fm официально канул в Лету — но способы оставаться инкогнито еще есть. В том числе в аналоговом мире: последние модные коллекции изобилуют масками и головными уборами, прикрывающими лицо или как минимум глаза. Алена Важенина только недавно избавилась от последней ковидной реликвии — маски, выпавшей из старого пуховика, — и теперь пытается понять, не поторопилась ли.
Последняя неделя моды в Париже — весна-лето 2025 — ознаменовалась не только пышным дебютом Алессандро Микеле в Valentino, но и довольно яркой реабилитацией Шона Макгирра в Alexander McQueen. В своей второй коллекции для дома новоявленный креативный директор выдал сразу несколько вещей, которым, как кажется, предписано облететь обложки и красные дорожки — и среди них особенно выделяется белая пушистая балаклава, декорированная стразами и длинными цепями. Усилить впечатление от нее удалось с помощью видео в соцсетях: проходку модели в маске выложили в slow motion. Цепи эффектно разлетаются, на фоне звучат голоса из потустороннего мира — и вот вы чувствуете нечто схожее с тем, что всегда вызывали мистические показы Ли Маккуина: страх, трепет и восхищение одновременно.
Alexander McQueen Весна-Лето 2025
Ли и сам обожал прикрывать лица моделей причудливыми масками — были и те же цепи, и ветки, и кружевные крылья бабочек. Тем не менее за аксессуаром Шона угадывается не только оммаж отцу-основателю Alexander McQueen. Это — часть общей тенденции, которую мы наблюдаем в последнее время на подиумах: модные дома настойчиво рекомендуют нам сохранять инкогнито. Самыми разными способами. Вот Prada прикрывает своим моделям обзор с помощью гигантских космических козырьков и монструозных очков, имитирующих глаза насекомого. Altuzarra и Bottega Veneta показывают объемные шапки, за чьей бахромой просто невозможно разглядеть лица. Issey Miyake прячут моделей под масками из полевых цветов и почти непрозрачными шифоновыми мешками — назвать их капюшонами сложно: они покрывают голову целиком. Undecover заматывают глаза манекенщиков кружевными вуалями. Balenciaga наказывает носить бейсболки, смещая их с затылка на макушку — так, чтобы козырек полностью закрывал лицо.
Bottega Veneta Весна-Лето 2025
Issey Miyake Весна-Лето 2025
Altuzarra Весна-Лето 2025
Undecover Весна-Лето 2025
К этому трюку уже не первый сезон прибегают и сестры Олсен — основательницы The Row вообще полюбили тайны, покрытые мраком, так что пытаются скрыть от широкой публики и сами показы, запрещая приглашенным что-либо снимать и выкладывать в соцсети. Тему поддерживают панамами, опущенные поля которых эффективно помогают скрыться от нежелательных взглядов: нейлоновые, как в коллекции весна-лето 2024, и шерстяные, как в линии Pre-Fall 2024. Подобные «анонимные» модели этой осенью выпустил российский бренд 5 o’COAT. Фичер-редактор The Blueprint Полина Садовникова уже протестировала одну — из графитовой шерсти — и заключила: «В отличие от всех шапок она не портит прическу, волосы под ней не электризуются и не мокнут под дождем. И наконец-то я внимательно смотрю под ноги, потому что больше в этой панаме ничего особенно не рассмотришь». С ней солидарна и креативный консультант Оксана Рим, в гардеробе которой есть несколько панам The Row: «Мне они просто нравятся. Но в них не всегда удобно».
Оксана Рим
Памела Андерсон на шоу COS Spring 2024
The Row Pre-Fall 2024
Говоря о прикрывающих лица вещах, разумеется, нельзя не упомянуть главного адепта анонимности в моде Мартина Маржелу, который как только не «обезличивал» моделей на своих показах: затягивал лица сплошными, без прорезей для глаз и рта масками, закрывал волосами, закрашивал черной краской. Однако его замысел — сконцентрировать таким образом внимание публики на одежде, а не на тех, кто ее демонстрирует, — в манифестах сегодняшних дизайнеров почти не звучит. Зато все чаще оттуда доносятся обрывки актуальных новостей. «Последние годы скупы на состояния открытости, — говорит основательница 5 o’COAT Катерина Малкова, намекая на то, что озвучивать свои мысли публично становится все сложнее. — Как итог — нам всем хочется глубже скрыться: в объемных шарфах, глубоких капюшонах и надвинутых на глаза головных уборах. Наша модель, выполненная из остатков пальтовой шерсти, родилась в процессе поиска альтернативы шапкам и косынкам.
5 o’COAT
Силуэт панамы возник словно сам собой — он всем знаком с детства и к тому же идеален для «дружбы» с пальто. Но с теплыми пиджаками, шубами и лаконичными пуховиками я бы тоже советовала их примерить".
Valentino Весна-Лето 2025
Prada Весна-Лето 2025
Balenciaga Весна-Лето 2025
Реакцией на новости объясняет тренд и дизайнер Наташа Калфаян — на неделе моды в Ереване, которая прошла в начале ноября, она вместе с коллегой Мани Меликян показала серию авангардных масок. Замысловато украшенные бисером и шерстяной вышивкой, они преобразовали лица моделей до неузнаваемости — так что казалось, на подиуме дефилируют инопланетные создания. Наташа называет несколько вещей, натолкнувших ее на эту идею: «Беспорядок в мире (я — ливанская армянка). Последствия пандемии. И невероятная скорость СМИ. Непрерывный поток информации притупляет наши чувства, затуманивает взгляд и оставляет с ощущением подавленности. Маски вдохновлены идиомой pulling the wool over your eyes [аналог российского выражения “пускать пыль в глаза”] — они символизируют, как каждая, даже самая мелкая дезинформация, постепенно затуманивает наш разум. Каждая маска в коллекции отражает разный уровень этой слепоты».
Crelab Tavush x Crelab Kotayk
Не меньше рефлексировать дизайнеров заставляют и технологии, направленные на распознавание лиц. Здесь стоит вспомнить проект Vexed Generation, возникший в 1990-е как ответ на ущемление гражданских свобод в Лондоне — в том числе распространение камер наблюдения на улицах. Сохранять анонимность мирным гражданам предлагалось с помощью технологичных курток и толстовок с капюшонами и высокими воротниками — проект, ушедший в одно время в небытие, внезапно вернулся в 2019 году. Когда основателей Адама Торпа и Джо Хантера спросили, почему они решили перезапустить бренд, те заявили: многие из вопросов, которые они поднимали в 1990-х годах, обострились.
Vexed Generation
Ответом на сегодняшний уровень развития технологий слежения можно вполне считать бренд Anonymous Club, который буквально три сезона назад запустил сооснователь Hood by Air и следующий приглашенный дизайнер Jean Paul Gaultier Шейн Оливер. Он тоже облачает моделей в капюшоны и очки-маски, накрывает их головы футболками и объемными шарфами. "Мы ценим вашу конфиденциальность«, — заверяют Anonymous Club, приглашая клиентов в свой онлайн-магазин. И тут же обламывают: «Используем файлы cookie и другие технологии для персонализации вашего опыта и маркетинговых привычек, собираем о вас аналитику». Словом, озвучивают печальную правду: прячься не прячься, а цифровой след все равно оставишь. Но по крайней мере — и вы теперь знаете наверняка — это можно сделать красиво. Например, гуляя по городу или интернету в украшенной стразами маске Alexander McQueen.
Anonymous Club