Весь в дедушку
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Что объединяет Тимоти Шаламе на съемках «Марти Суприм», Курта Кобейна образца 1980-х и, например, гостей недавней ретровечеринки бренда «1811» в «Метрополе»? Все они примерили тренд на grandpa chic — с жилетами, рубашками с коротким рукавом, широкими галстуками и металлическими оправами. Полина Киселева тоже решила залезть в дедушкин шкаф и нашла там пару скелетов — осознанное потребление и экономию.
Марти «Игла» Рейсман
Марти «Игла» Рейсман был пронырливым и остроумным чемпионом США по настольному теннису (в 1958, 1960 и 1997 годах). За свою почти 60-летнюю (!) карьеру он успел выиграть более 20 крупных титулов, стать миллионером и прослыть иконой стиля — ведь к столу он подходил исключительно в ярких рубашках, широких брюках, очках-авиаторах и шляпе-федоре. Говорят, он всегда носил с собой стодолларовую купюру, которой для надежности мерил высоту сетки, а еще сигарету, которую — уже для потехи — разламывал пополам одним ударом по мячу. В общем, тот еще кадр, оставивший после себя мемуары «Игрок на деньги: Признания величайшего чемпиона Америки по настольному теннису и шулера», которыми зачитался американский режиссер Джош Сафди — и придумал спортивную драму «Марти Суприм» с Тимоти Шаламе в главной роли. И вот на уже стартовавших в Нью-Йорке съемках актер был замечен сначала в светло-оливковой рубашке с крупным воротником, темно-синем жилете и коричневых брюках с высокой посадкой, а затем в свободном костюме с широким галстуком и в классических туфлях — получился гардероб этакого эксцентричного дедушки, а это очень модный в этом сезоне типаж.
← Марти «Игла» Рейсман
Мероприятие 1811, посвященное лимитированной капсуле «Универмаг»
Тимоти Шаламе на съемке «Марти Суприм», 2024
«В 2024-м зумеры и бумеры будут придерживаться “дедушкиного стиля” и наполнят в свой шкаф выразительными вневременными вещами», — предсказывали Pinterest в своем отчете Predicts, отмечая рост интереса к уличной одежде в стиле ретро на 55%, к «дедушкиной» на 65%, а к эклектичной — вовсе на 130%. И судя по инстаграм-аккаунту @gramparents, который публикует наряды пожилых модников еще с 2016-го, дед в 2024-м и правда стал одной из самых востребованных ролевых моделей — сейчас за вдохновением (и умилением) для образов с налетом grandpa chic к аккаунту обращаются почти 260 тысяч подписчиков. Его лента состоит из дедулечек (реже бабулечек), читающих газеты, обедающих на верандах или заглядывающих под капоты своих старых «мерседесов» — в вельветовых брюках и трикотажных жилетах, в свободных костюмах и накрахмаленных рубашках, в поло с широким воротником, а еще в классических лоферах или олдскульных кроссовках. Из аксессуаров широкие галстуки, бабочки и очки — чаще в металлической оправе. Все, естественно, пожившее, но чинное и благородное. Это если закрыть глаза на товарища в лонгсливе с надписью brains are the new tits.
@lauren.mcclelland
@suziemaez
Впрочем, среди 260 тысяч подписчиков @grandparents мы не обнаружили одного из главных амбассадоров дедушкиного стиля (особенно вязаных жилетов и свитеров из 1970-х) Гарри Стайлза. Скорее всего, потому, что за вдохновением он ходит к своему доброму другу Алессандро Микеле. Ведь, как отмечает основательница бренда Arctic Explorer и журнала Badlon Ксения Чилингарова, именно он задал тренд на grandpa chic — еще играя за команду Gucci. «Он очень долго над этим работал —— прививал вкус к “одежде из сундука”, кажущейся винтажной. И воспитал достаточно внушающее поколение поклонников этой эстетики». Которую, кажется, прихватил с собой и в Valentino: в дебютной коллекции сезона весна-лето 2025 дизайнер показал вещи, правда, не из дедушкиного, а из бабушкиного многоуважаемого шкафа. Гарри Стайлз рассматривал их с первого ряда — в оранжевом свитере, из-под которого выглядывали гофрированный воротник и рукава рубашки серо-голубого цвета, в темно-коричневых очках и топсайдерах в тон.
Гарри Стайлс
Valentino, весна-лето 2025
Как дед в первый ряд сезона весна-лето 2025 оделся и A$AP Rocky — на шоу Bottega Veneta он заявился в темно-синем полосатом костюме, жилете с цветочным принтом и с сумкой из змеиной кожи. Причем похожие на дедушкины костюмы Матье Блази показал и на подиуме: в компании с яркими жилетами (один из них с принтом сигареты — Марти Рейсман заценил бы), однотонными рубашками и кажущимися старомодными галстуками. Такой примерил и Джейкоб Элорди, что недавно стал амбассадором Bottega Veneta — в свежем кампейне актер среди прочего позирует, например, в вельветовой куртке, клетчатой рубашке и майке-алкоголичке — еще одной любимице дедушкиного гардероба.
A$AP Rocky
Bottega Veneta, весна-лето 2025
Джейкоб Элорди для Bottega Veneta
Хейли Бибер от Элорди тоже не отстает, доказывая, что grandpa chic вполне себе гендерно-нейтральный. В конце октября модель праздновала запуск нового продукта ее косметического бренда Rhode — крема Barrier Butter — в свободном костюме с мужского плеча, рубашке и галстуке из коллекции Saint Laurent весна-лето 2025. И хотя сначала нам привиделось, что эти костюмы Энтони Ваккарелло — новое прочтение тренда на power dressing, сейчас кажется, что они максимально перекликаются именно с трендом на элегантность, маскулинность и строгость «дедушкиного шика». При этом на контрасте с Ваккарелло более расслабленную версию ретрогардероба наших дедушек, адаптированную под девушек, можно обнаружить в коллекции Miu Miu весна-лето 2025. Миучча Прада показала тренчи, олимпийки и сандалии, которые в целом легко представить и на героях снимков @grandparents. Да и что говорить, если показ закрывал 69-летний актер Уиллем Дефо: в темно-синем пальто поверх пуловера в тон, из которого выглядывала белая рубашка, в серых широких брюках и черных ботинках с пряжками.
Хейли Бибер
Saint Laurent, весна-лето 2025
Miu Miu, весна-лето 2025
Уиллем Дефо
Вообще, интерес со стороны дизайнеров и звезд к grandpa chic — совсем не новый и вполне стабильный. Например, фланелевые рубашки, пожившие кардиганы и потертые джинсы любил Курт Кобейн в 1980-х и 1990-х. В 2012-м было модно одеваться как geezer (или «чудаковатый старик») — в яркие костюмы, кроссовки и шляпы старой школы. А в 2021-м The Wall Street Journal опубликовал статью под заголовком «Почему 20-летние одеваются как пенсионеры». В 2024-м на этот вопрос Ксения Чилингарова отвечает так: «Возможно, людям важно, чтобы у вещей была какая-то история, чтобы они были связаны с какими-то воспоминаниями. Я вот люблю доставать вещи, которые уже пожили». При этом стилиста и архитектора Романа Крихели ностальгия волнует в последнюю очередь: «Зумеры просто насмотрелись на своих дедушек и бабушек — они стали частью визуального ДНК поколения. Что видишь, то, собственно, и носишь. Да и кажется, что дедушки и бабушки одеваются с заботой о здоровье, а зумерам такое нравится. Еще они более ответственно относятся к потреблению. В моде апсайкл, ресайкл, а это все дружит с одеждой дедушек. Плюс появилось много винтажных магазинов с доступной одеждой. А там что? Правильно — опять одежда дедушек».
Курт Кобейн
Элвис Пресли
Кстати, об осознанном потреблении. Старшее поколение действительно покупало одежду на века — ту, что служила им до благородных седин. И если раньше молодежь относилась к этому с некоторым пренебрежением («в смысле один свитер на 30 лет?»), то теперь восклинула «эврика» — и в условиях экономической нестабильности кинулась искать альтернативу изматывающей не только кошелек, но и экологию быстрой моде. И нашла ее как раз в тренде на grandpa chic с его неубиваемыми кардиганами, джинсами и поло. Впрочем, и в этой бочке есть ложка дегтя — так называемый intention gap (или «целевой разрыв»). С одной стороны, зумеры действительно переключаются на секонд-хенды, а с другой — 72% из них остаются зависимы от массмаркета. Он же всегда готов подстроиться под любой тренд — и уже выпускает коллекции в стиле grandpa chic. В итоге получается косплей на ретроодежду, которая при первом взгляде выглядит дедушкиной, но при использовании быстро теряет лицо. Мы же собрали несколько позиций, которые при бережном уходе доживут и до ваших седин.