Blueprint
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":15,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Счастье женщины
в труде

текст:
Алена важенина

ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, LEGION-MEDIA, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Пролетариатки всех стран, соединяйтесь: рабочий фартук — самая модная вещь следующего сезона. По такому поводу The Blueprint напоминает, что женщины в фартуках (от заводских до кухонных) волновали дизайнеров, художников и режиссеров как максимум всегда, а как минимум последние полвека.  

← ↑ Miu Miu весна-лето 2026

Проговаривать, что шоу Miu Miu в очередной раз сломало интернет, уже неловко, но кто мы такие, чтобы игнорировать этот факт? Веселые фартуки в цветок, которые Миучча Прада подглядела на не слишком веселых девушках фабричных, точнее, черно-белых снимках Доротеи Ланге (документировала Америку в кризисные 1930-е) и Хельги Пэрис (снимала на швейных фабриках ГДР), не оставили равнодушным ровным счетом никого.

← Доротея Ланге

Модных критиков — потому что на фоне платьев Марии Антуанетты, лейтмотива недель моды весна–лето 2026, «пролетарские» фартуки выглядели довольно неожиданно и свежо. Случайных зрителей — потому что оскароносная Сандра Хюллер, а также Милла Йовович, сидевшие в этих фартуках в первом ряду, смотрелись по меньшей мере контрастно. Активисты, разумеется, напомнили, что богатые снова наживаются на том, что принадлежит бедным. Ну а всю постсоветскую публику Миучча просто обрекла терпеть не самый свежий креатив: кадры из «Москва слезам не верит» и «Служебного романа», где героини Ирины Муравьевой и Лии Ахеджаковой носят подобные передники, не было сил видеть уже через пару часов после шоу. 

Сандра Хюллер на показе Miu Miu весна-лето 2026

Милла Йовович на показе Miu Miu весна-лето 2026

«Служебный роман», 1977
Мосфильм / Legion-Media

↑ «Москва слезам не верит», 1979
    
Мосфильм / Legion-Media

↑ «Отчаянные домохозяйки», 2004

Хочется сказать, что ко всему этому нас готовили с прошлого года, когда женская часть TikTok открыла для себя прелесть быть традиционно образцовой женой. А значит, в том числе стоять у плиты, как какая-нибудь отчаянная домохозяйка Бри Ван Де Камп, — не оттого ли все прошлое лето модные инфлюенсеры повязывали на бедрах кружевные передники? Но, конечно, образ женщины в фартуке воспевался дизайнерами и двадцать, и даже сорок с лишним лет назад. Тьерри Мюглер на шоу весна—лето 1982 вывел на подиум не то горничных, не то стюардесс: правда, в своем духе, сексуализированных. На показе Рэи Кавакубо осень—зима 1994/1995, во многом антимилитаристском, фартуки были уже не белоснежные и кружевные, а повидавшие виды, будто из мешковины, а модели в них напоминали медсестер военного госпиталя. Жан-Поль Готье, готовя коллекцию весна—лето 1998, думал о Фриде Кало, и потому мы увидели в ярких передниках женщин-художниц. В коллекции весна—лето 2000 Мартина Маржелы можно было увидеть белые фартуки, как у сотрудниц буфета.

Jean Paul Gaultier весна–лето 1998

Thierry Mugler весна-лето 1982

Новая история моды знает примеры, куда более близкие по духу цветочным фартукам Miu Miu. Ярко-голубые в ромашку передники мы, например, рассматривали в коллекции Batsheva весна—лето 2022, посвященной дому. Белые фартуки с вышитыми крестиком розами — в лукбуке Марин Серр весна—лето 2022, причем снимали его как будто в семейной сельской столовой с обшарпанными стенами. А нежно-розовой клеткой виши отличались фейковые нагрудники на платьях Sandy Liang из весенне-летней коллекции 2024 года («это униформа городской принцессы» — поясняли критики). Словом, о том, что счастье женщины в труде, нам напоминали всегда, и даже во времена повального увлечения офискором. Сейчас можно лишь порадоваться, что в моде не только серые пиджаки, но и кое-что повеселее.

Batsheva весна–лето 2022

Sandy Liang весна–лето 2024

Marine Serre весна–лето 2022

Vivienne Westwood осень-зима 2019/2020

Hermès весна-лето 2019

Vetements весна-лето 2017

Неизвестный автор, «Фартук», 1880–1900, Американский музей народного искусства

Comme des Garçons весна-лето 1994

Per Götesson осень-зима 2020/2021

Peter Do весна-лето 2019

Mugler весна-лето 1991 

Matthew Williamson осень-зима 2001/2002 

Jacquemus весна-лето 2026

Поль Гоген, «Бретонские крестьянки», 1894

Русский фартук 19-го века

Ann Demeulemeester весна-лето 2024

Антон Ромако, «Элизабет и Майя», 1873

↑ Ushatava →

Жан-Этьен Лиотар, «Шоколадница», 1744

Ulyana Sergeenko весна-лето 2019
← →

Nina Donis весна-лето 2025

Мать и дочь в одинаковых фартуках готовят печенье на кухне, 1944

RomaUvarovDesign 

Зиг (Луи Годен), «Мистингетт», 1928


Эдит Магнетт, Фартук для шитья,
1939

Италия, 1955 ↓

Горничные, 1896–1920

Yanina Couture весна-лето 2021


Фартуки
Ruth Singer 2021

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}