Скульптурный крой
.
В постоянной рубрике — пять уроков из истории искусства, открывающих новые способы прочтения модных тенденций.
На этот раз рассказываем, как подойти к непростому тренду
на скульптурные вещи, вооружившись органической
и сбалансированной эстетикой Матисса, иллюзорным минимализмом и другими способами.
1932
C
тоящая женщина, которую изобразил Лашез, —
его муза и жена, американка Изабель Нагле. У скульптуры неправдоподобные и даже утрированные части тела: объемная грудь, сильные руки, широкие
бедра и неестественно тонкая талия. Некоторые
критики сравнивают подобное изображение женщины с палеолитической Венерой. Для Лашеза такой образ был олицетворением женственности: его героини — сильные, спокойные и бесконечно могущественные — напоминали мифологических богинь. Расслабленная поза, пристальный взгляд и властная осанка «Стоящей женщины» наделяют ее царственной силой. И в этом смысл искусства для Лашеза — «прославление человеческого существа, его тела и духа, во всем его великолепии». Похоже, дизайнеры в этом сезоне задались той же целью: у Céline, Isabel Marant, Jil Sander, Savatore Ferragamo нашлись черные скульптурные платья и наряды, прочерчивающие женственный силуэт посередине поясом, придающим фигуре форму песочных часов. А сексуальные
материалы вроде черной кожи и винила, умноженные на гипертрофированный объем, наделяют их обладательниц, подобно лашезовской скульптуре, инфернальной силой.
(1)
Jil Sander
весна-лето 2016
(2)
Salvatore Ferragamo
весна-лето 2016
(3)
Céline
весна-лето 2016
Фрэнк Ллойд-Райт
«Окна из резиденции Эйвери Кунли. Риверсайд, Иллинойc»
1912
Л
егендарный американский архитектор Фрэнк
Ллойд-Райт проектировал не просто дома,
а законченные произведения искусства, уделяя внимание не только форме здания, но и его содержанию: так, он создавал предметы мебели для своих построек, придумывал дизайн окон и витражей. Витражные стекла для одной
из построек резиденции семьи Кунли попали в архив
Нью-Йоркского музея современного искусства как отдельный арт-объект: базовые геометрические формы
и цвета, которые предпочел архитектор для детской комнаты, складывались в абстрактные образы, интуитивно понятные всем и благодаря этому стимулирующие воображение. Дизайнер Симон Порт Жакмю использовал приемы абстрактного искусства в этих же целях. Подобно архитектору, он переконструировал тело и силуэт на новый манер, придерживаясь при этом всем понятной цветовой палитры и простой геометрии и не обделяя вниманием детали вроде асимметричных бретелек на платье или простых узлов.
(1)
Jacquemus
весна-лето 2016
(2)
Jacquemus
весна-лето 2016
(3)
Jacquemus
весна-лето 2016
Анри Матисс «Метатель ножей»
из книги «Джазз»
1932
К
омпозиция Матисса напоминает фрагмент
из циркового номера: фигура цвета фуксии — метатель ножей — противопоставлена плавным очертаниям девушки-модели, ассистирующей на арене. Сочетание ярких цветов и пастели, плавных и динамичных форм, необычных паттернов отсылает к экстравагантным нарядам эстрадного закулисья. Всё это, в свою очередь, рифмуется
со стилистическими приемами или отдельными нарядами модных в этом сезоне вещей со скульптурными деталями
и формами. Нежные платья пастельных оттенков
с женственным силуэтом у Alexander McQueen идеально гармонируют с фактурными воланами, платья Lanvin
и сложносочиненные брюки Ashish идеально дополняет белая футболка простой формы.
(1)
Lanvin
весна-лето 2016
(2)
Ashish
весна-лето 2016
(3)
Alexander McQueen
весна-лето 2016
Д
ля этой работы японская художница использовала простой белый холст, методично и скрупулезно заполнив его масляной краской и придав ему текстуру. Сложная и многогранная работа на первый взгляд напоминает минималистичную композицию Малевича «Белое на белом», однако обилие деталей и сложная фактура произведения развеивают эту иллюзию.
Такой стилистический прием использовали и дизайнеры в этом сезоне, упростив объемные и даже немного экстравагантные вещи со сложным паттерном простым белым цветом, как это сделали Jacquemus, Balenciaga, Simone Rocha и многие другие. Их примеры —
отличный вариант для тех, кто хотел бы попробовать экспериментировать с объемными и скульптурными вещами и избежать излишеств. Ну а о том, что белый цвет — такой же хит сезона, как цветочный принт весной или викторианская готика осенью, вам наверняка уже не раз повторили все модные СМИ планеты. Доверьтесь им.
(1)
Simone Rocha
весна-лето 2016
(2)
Jacquemus
весна-лето 2016
(3)
Balenciaga
весна-лето 2016
Д
еревянная скульптура Серджио Камарго основана на эффекте оптической иллюзии: эстетичная поверхность скульптуры в сопоставлении с ее внутренним слоем открывает диалог между натуральным
и искусственным, необработанным и художественным, объемным и плоским, плавным и грубым. Те же идеи
и та же эстетика обнаружились и на подиумах в этом сезоне: Marques Almeida невольно продолжили этот диалог уже на уровне гендерных категорий, противопоставляя женственные воланы брутальным макияжу и прическам
и гипертрофированному объему. А Оливье Рустен обыграл идею формы и содержания на основе оптической иллюзии, как у скульптуры Камарго, заставив нежные вещи из замши казаться объемными и грубыми.
(1)
Marques Almeida
весна-лето 2016
(2)
Marques Almeida
весна-лето 2016
(3)
Balmain
весна-лето 2016