10 знаковых зданий, которые стали или едва не стали жертвой пожара в ЛА
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В одном из эпизодов сериала The Morning Show, снятого в 2019 году, героини освещают катастрофический лесной пожар в Калифорнии, отважно раскрывая неприятную правду: владельцы богатых домов подкупают пожарную службу, оттягивая ресурсы от менее обеспеченных. Реальный пожар января 2025 года опроверг измышления сценаристов: на этот раз огонь не пощадил самые богатые районы и пригороды Лос-Анджелеса. Точные масштабы разрушений еще предстоит оценить (14 января в сводках фигурировало более 12 тысяч строений), и среди них как минимум 30 зданий, отличавшихся исторической или архитектурной значимостью. Историк архитектуры Анна Броновицкая рассказывает о некоторых из них, а также о виллах, которые находились под реальной угрозой гибели от огня в эти дни.
сгорели
Ранчо Уилла Роджерса
Уилл Роджерс, плодовитый журналист, популярный юморист, актер, бывший в первой половине 1930-х годов самой высокооплачиваемой звездой Голливуда, происходил из народа чероки, вырос на ранчо и любил скакать на лошади. На свои гонорары он приобрел в горах Санта-Моника ранчо, где выстроил великолепный дом и конюшни, а также разбил поля для поло и гольфа. По завещанию вдовы Роджерса в 1944 году ранчо вместе с домом стало открытым для публики мемориальным парком и в результате сохранилось в неизменном виде со всей обстановкой — до тех пор, пока все постройки не сгорели дотла.
Дом Роджерса с 31 спальней и 11 ванными нельзя назвать шедевром, но он был чрезвычайно любопытным. Черты, характерные для обыкновенных калифорнийских ранчо, на каких жили коневоды и скотоводы, соединены с размахом и роскошью, подобающими звездному статусу владельца. Большой зал, где Уилл Роджерс принимал своих гостей, походил на деревянный сарай с открытыми конструкциями кровли и сложенным из грубо отесанного камня огромным камином, а декор его состоял из таксидермированных голов быков и текстиля, созданного мастерицами чероки.
Архитекторы Semrow & Adamson, 1928
Это был прекрасный образец архитектуры модернизма середины XX века. Уроженец Вены, Нойтра был одним из тех архитекторов, что принесли в Америку европейский модернизм, хотя ему удалось недолго поработать и с Фрэнком Ллойдом Райтом. Калифорнийские виллы Нойтры всегда бескомпромиссно модернистские по эстетике — всюду прямые углы, металлические стойки, стеклянные стены, и при этом они очень удобны для жизни. Архитектор заботился о том, чтобы будущим жильцам было комфортно, и перед началом проектирования просил заказчиков ответить на довольно многочисленные вопросы анкеты.
Дом четы Фридман — сценаристов, работавших на голливудские студии, и при этом (на момент постройки дома) молодых родителей, включал как комфортные уединенные рабочие зоны, так и все необходимое для семейной жизни. Стеклянные стены в центральной части дома раздвигались, не только визуально, но и физически сглаживая границу между внутренним и внешним пространством. Это, пожалуй, самая серьезная утрата.
Дом Бенедикта и Ненси Фридманов
АрхитекторыРичард (Рихард) Нойтра, 1948 — 1949
Жилой комплекс Park Planned Homes
Это тоже пример модернизма середины века (плоские крыши, прямые углы, бетон и стекло), но не вилла интеллектуалов, а доступное жилье, построенное из элементов заводского изготовления. Редкий для США социальный эксперимент, когда девелопер и архитектор озаботились созданием качественной жилой среды для людей с невысоким уровнем дохода. Рассчитанные на одну семью скромные одноэтажные дома с гаражами расположены в общем парке, где запрещено было возводить заборы. При этом фасады повернуты таким образом, что прохожим видны почти глухие стены, а стеклянные обращены к зелени или внутреннему дворику. Эксперимент удался не полностью — из 60 задуманных односемейных домов было построено только 28, а теперь огонь уничтожил 21 из них.
Архитектор Грегори Эйн, 1947
Дом 708.
Архитектор Эрик Мосс приобрел дом, построенный в 1948 году по проекту Милтона Коги в рамках программы Case Study Houses, которую после войны инициировал и проспонсировал журнал Arts & Architecture, поставив перед архитекторами задачу найти формы жилья, соответствующие новому образу жизни. Этот конкретный дом внешне был очень скромным, и, приспосабливая его для своей семьи, Мосс не стал себя сдерживать. Надстройка над бывшим гаражом выглядела сюрреалистически: торцевая стена заканчивалась треугольным щипцом, над которым должна бы быть двускатная крыша, но вместо нее видно небо — крыша на самом деле плоская. Из всех стен выступали какие-то неожиданные элементы, и еще раскрашено все это было в небесно-голубой, зеленый и желтый цвета. То есть это как бы деконструктивизм, но игривый и обаятельный. От этого дома не осталось ничего.
Архитектор Грегори Эйн, 1947
Собственный дом архитектора Ричарда Бриджеса
1985 — 1991
Дом, который построил для себя, своей жены и троих детей архитектор и профессор Университета Южной Калифорнии Роберт Бриджес, был хорошо известен в Лос-Анджелесе благодаря тому, что эффектно нависал над крутым склоном у бульвара Сансет. Три округлые опоры несли два этажа с выдвинутыми вперед террасами, так что основание дома можно было увидеть снизу почти целиком.
Открытый бетон конструкций, смелая геометрия и ленточные панорамные окна побуждали местных комментаторов называть дом «модернистским» или даже «бруталистским», несмотря на позднюю дату создания. Здание непоправимо разрушено.
Дом Килер
Архитектор Рей Капп, 1990 — 1991
Дом, построенный для джазовой певицы Анны Килер известным в Южной Каролине архитектором Реем Каппом, был в большой степени смотровой площадкой: с его террас открывались великолепные виды на каньон и океан. Капп сочетал стальные конструкции с натуральным деревом и стеклоблоками. Пространство дома было не только максимально раскрыто наружу, но и внутри не всегда делилось на этажи: некоторые комнаты решены как открытые антресоли. В апреле 2024 года дом выставили на продажу за 12 миллионов долларов. Сгорел.
уцелели
Дом Томаса Манна
Великий немецкий писатель покинул Германию сразу после прихода к власти нацистов и к концу 1930-х обосновался в Калифорнии. Решив построить дом в Лос-Анджелесе, он захотел воспользоваться услугами архитектора-эмигранта. Сначала Манн обратился к Нойтре, но счел его версию модернизма слишком радикальной и жесткой и отдал заказ уроженцу Берлина Дэвидсону. Тот смог найти компромисс между языком современной архитектуры и немецким уютом, которого желал писатель. Дом так же распластан по горизонтали, как творения Нойтры, но имеет более спокойный план и пологую скатную крышу. Вместо стеклянных стен здесь просто большие окна, перед которыми тянется терраса, затененная перголой. Дом, в котором сейчас располагается германский культурный центр и резиденция для творческой работы, не пострадал от огня, хотя пожар прошел очень близко.
Архитерктор Джулиус (Юлиус) Ральф Дэвидсон, 1940 — 1942
Собственный дом Чарльза и Рей Имзов
1949
Судьба этого дома, оказавшегося в зоне эвакуации, вызывала большие опасения, но все обошлось. Дом Имзов — буквально икона модернистской архитектуры. Один из Case Study Houses, он строился с очень ограниченным бюджетом, вынуждая своих создателей к максимальной изобретательности. Они использовали только элементы заводского изготовления, которые можно было свободно купить. Получилась двухуровневая компактная коробочка со стальным каркасом и легкими стенами, в которую вписаны не только скромные жилые помещения, в том числе двухуровневая гостиная, где можно было принимать и друзей, и заказчиков, но и мастерская.
Вилла Гетти
Музейный комплекс в виде древнеримской виллы построен по заказу нефтяного магната Пола Гетти для его обширной художественной коллекции. Завещанные основателем средства сделали музей одним из богатейших в США. В 1980-х было принято решение расширить музей и исследовательский центр при нем, построив новый кампус в современном стиле. Теперь Вилла Гетти в Малибу содержит коллекцию древнего искусства, насчитывающую более 40 000 экспонатов, а искусство от средневековья до современности перенесено в Центр Гетти в районе Брентвуд. Обе локации попали в зону распространения пожара (в один из дней до восточной стены виллы огню оставалось меньше двух метров), но Вилла и Центр Гетти, похоже, станут образцом огнеустойчивой архитектуры. При строительстве использованы исключительно негорючие и огнеупорные материалы. Здания снабжены системами пожаротушения и воздушными фильтрами, которые не дадут попасть внутрь дыму и пеплу. Залы галерей могут быть полностью изолированы друг от друга и по сути представляют собой огромные сейфы. Комплексы обладают собственными источниками водоснабжения, из которых в том числе берется вода, орошающая траву. И даже парки, как пишет WSJ, засажены дубами и акациями, которые обильно поглощают воду, а значит, не так быстро воспламеняются. Так что можно не беспокоиться — сокровищам искусства, которые хранятся у Гетти, ничего не угрожает.