Blueprint
T

Архитектура
с гражданской позицией

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В Доме культуры ГЭС-2 открылась выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», посвященная наследию одной из самых влиятельных женщин-архитекторов XX века. Интересы Лины Бо Барди охватывали не только архитектуру, но и дизайн, музейное дело, публицистику. The Blueprint рассказывает о ее главных ипостасях.


Выставка «Если бы стены стали водой.
Лина Бо Барди». Визуализация, 2025

Журналист

«Годы, которые должны были быть солнечными и счастливыми, я провела под землей, укрываясь от бомб и пулеметов... Одна моя статья в журнале Domus, где я критиковала урбанистическую архитектуру, заслуживала внимания гестапо. Я чудом спаслась... под землей!», — вспоминала Лина Бо Барди (в девичестве — Акиллина Бо), которая родилась 5 декабря 1914 года в Риме, там же закончила архитектурный колледж и в середине 1930-х переехала в Милан, где архитектура развивалась гораздо активнее, чем в столице. Училась у звезды итальянского модернизма Джо Понти, помогала ему с оформлением журнала Lo Stile — nella casa e nell’arredamento (Стиль дома и интерьера), создавала иллюстрации для журналов Grazia, Belleza, Tempo, Vetrina и Illustrazione Italiana, а в 1942 году решила открыть собственную архитектурную студию по соседству с наставником. Правда, момент был выбран неудачно: в военной Италии запроса на ее услуги не было, а спустя год ее офис и вовсе был разрушен в результате воздушного налета. С 1944-го по 1945 год Бо была заместителем директора основанного Джо Понти архитектурного журнала Domus, (издание, кстати, существует до сих пор) и осталась в истории одним из немногих архитекторов, который не только чертит и строит, но и формулирует свои мысли словами на бумаге.

Лина Бо Барди

Примерно тогда же Бо присоединилась к движению Сопротивления, вступила в итальянскую компартию и стала писать стала писать в коммунистическую газету Milano Sera (и вообще была женщиной радикальной — в 1989 году фраппировала публику, называя себя сталинисткой и анти-феминисткой). «Издания, в которых Лина публиковалась во время и после войны стремились помочь населению, пострадавшему от военных разрушений, в частности в деле организации домашнего пространства, — рассказал The Blueprint Марселу Феррас, соратник Лины Бо Барди, бразильский архитектор и преподаватель. — Она всегда рассматривала архитектуру и промышленный дизайн как прикладные инструменты, направленные на улучшение повседневных условий жизни, и давала советы по обустройству быта: планировке кухонь, спален, грамотной расстановке мебели». Казалось бы, что может быть более безобидно, но про гестапо Бо не преувеличивает — как нам напоминает архитектор и исследователь творчества Лины Цойлер Лима, в фашистской Италии любое здание воспринималось как часть пропаганды, направленной на восхваление Муссолини и его идей.

В 1946 году Лина переехала в Рим и вышла замуж за Пьетро Марию Барди, искусствоведа и журналиста. А спустя несколько месяцев пара отправилась в Бразилию, где мужу Бо предложили возглавить Музей современного искусства в Сан-Паулу. Там они основали журнал Habitat, писавший о культуре в широком смысле слова: от моды до архитектуры. И снова Лина, под чьим руководством вышло 15 выпусков с 1950-го по 1953 год, уделяла особое внимание идее современного жилья, очень актуальной в Бразилии — стране, переживавшей стремительный рост населения и страдающей от социального неравенства. Бо Барди бросался в глаза контраст между модернистскими небоскребами в Сан-Паулу, прославившимися на весь мир, и хижинами на сваях, где жили бедняки. Habitat стремился привлечь внимание общественных деятелей Бразилии к проблеме бедности и доказать, что преобразование городов может стать первым шагом в изменении мировоззрения и образа жизни людей. Но увы, не слишком преуспел. Так что Бо Барди сам бог велел перейти от теории к практике.

Обложка журнала «Habitat»

Архитектор

Исследователи творчества Бо Барди говорят, что переезд в Бразилию стал решающим событием в ее жизни как архитектора. Любовь к модернизму и академическая выучка помогли ей решить главную задачу — строить простые и функциональные здания, которые служили бы человеку, а не государству (например, она специально строила спортзал с потолками, недостаточно высокими для официальных соревнований, на выставке в ГЭС-2 об этом напоминает пол в галерее), а еще становились бы частью ландшафта. Лучшая иллюстрация этому — дом, который Бо Барди спроектировала для своей подруги Валерии Сирелл в 300 метрах от своего собственного; утопающий в зелени небольшой куб, выложенный галькой и окруженный верандой под соломенным навесом.

Всего Бо Барди спроектировала 20 зданий, все они находятся в Бразилии. Вот самые известные из них:

Лина Бо Барди

Стеклянный дом (Casa de Vidro), 1951

Стеклянный дом на сваях, почти парящий над землей и сливающийся с джунглями, на территории бывшей чайной плантации в округе Морумби Бо Барди построила для себя. «Casa de Vidro был, конечно, не первым сооружением подобного рода, но для Лины, недавно приехавшей в Бразилию, это был новаторский опыт проектирования, — рассказывает Андре Вайнер, бразильский архитектор, соратник Лины Бо Барди и приглашенный куратор выставки в ГЭС-2. — На его создание ее вдохновили новые технические возможности и принципы современной архитектуры, принятые в Европе и США, а также идея о том, что дом должен быть связан с внешним миром, с которым он взаимодействует напрямую».

Casa de Vidro

Музей современного искусства в Сан-Паулу (MASP), 1957 — 1968

В конце 1940-х Барди вместе со своим соотечественником, урбанистом и дизайнером Джанкарло Палланти получила заказ на создание интерьера музея современного искусства Сан-Паулу (MASP), располагавшегося в здании газетного холдинга Diários Associados, который выделил под это дело несколько этажей. Источниками вдохновения для архитекторов послужили работы Эля Лисицкого, Франко Альбини и участников немецкого творческого объединения Deutscher Werkbund. В 1957 году MASP решили расширить и перенести музей в отдельное здание. Строительство доверили Бо Барди.

До популярных ныне выставочных пространств в формате white box оставалось еще несколько десятилетий, а традиционные музеи с колоннами и мрамором казались безнадежно устаревшими, поэтому Лина построила невесомую рамку из стекла и бетона, снова благодаря сваям как бы зависшую над городом. Но тут задача была не столько в том, чтобы здание парило, сколько в том, чтобы пространство на уровне земли — с обязательной детской площадкой — оставалось частью городской среды, давая сигнал: искусство не изолировано от города, оно дышит тем же воздухом. «[Лина использовала] намеренно грубые и резкие детали: желая “устранить культурный снобизм”, она стремилась к arquitetura pobre — “бедной” архитектуре, использующей базовые материалы», — писал архитектурный критик Роуэн Мур.

Музей современного искусства в Сан-Паулу (MASP)

Музей современного искусства Баии, 1959–1963

В конце 1950-х Бо Барди доверили реконструкцию сахарного завода XVII века на берегу залива в Сальвадоре. Превратить здание с такой историей в стерильное выставочное пространство было бы бесчестно, поэтому Бо Барди сохранила приметы времени, — грубые кирпичные стены, старые деревянные покрытия — но внедрила в них модернистские элементы, например, бетонную винтовую лестницу. Ей хотелось, чтобы музей современного искусства Баии стал не просто хранилищем артефактов, а центром образования и творчества. Поэтому здесь проходили мастер-классы и прочие лекции, которые знакомили местных жителей с ремеслами, музыкой и историей северо-востока Бразилии.


Музей современного искусства Баии

SESC Pompéia, 1977–1986

Центр досуга SESC Pompéia в Сан-Паулу — один из самых значимых проектов Лины Бо Барди и выдающийся пример джентрификации. Задолго до сотрудничества с Бо Барди, местные власти хотели переоборудовать бывшую фабрику в культурный центр. Однако, впервые посетив объект, архитектор обнаружила, что местные жители и бывшие рабочие фабрики уже используют сооружение в качестве танцевальной площадки, футбольного поля и места для общественных собраний. Поэтому, вместо того, чтобы реконструировать сооружение, она решила благоустроить его, сохранив аутентичность, полюбившуюся горожанам.

Бо Барди сняла старую штукатурку, обнажив грубый бетон фабричных стен. Новые бетонные башни она соединила со зданием фабрики открытыми переходами, а в качестве защиты от солнца на окна установила ярко-красные раздвижные экраны. Амебоподобная форма окон, по словам архитектора, отсылала к дырам от снарядов времен гражданской войны в Испании. Открытие центра совпало с окончанием 20-летней военной диктатуры в Бразилии и ознаменовало появление новых общественных пространств: простых и демократичных. «Она поставила людей в центр проекта», — заметила куратор Ноэми Блэгер The Guardian.



Центр досуга SESC Pompéia

Teatro Officina, 1984

Одним из последних масштабных архитектурных проектов Бо Барди стал театр Officina в Сан-Паулу. Он появился в результате перестройки сгоревшего офисного здания и стал домом для экспериментальной театральной труппы, вдохновляющейся культурным движением Tropicália, популярным в конце 1960-х. Его участники стремились освободиться от колониального наследия и осмыслить бразильскую идентичность — в том числе с помощью театра. И до сих пор в Teatro Officina ставятся радикальные и зачастую интерактивные пьесы, где зритель становится участником действия. Бо Барди спроектировала пространство из окрашенных строительных лесов, отсылающих к театральным подмосткам и временным декорациям. Зал представлял собой вытянутую сцену-подиум с тяжелыми деревянными сиденьями, расположенными по периметру, что создавало нестандартные углы обзора. По легенде, идея пространства пришла одному из основателей театра, актеру и режиссеру Зе Селсо, во время психоделического опыта. В 2015 году британское издание The Guardian включило Teatro Officina в список лучших театров мира с точки зрения архитектуры.


Театр Officina

Куратор

К открытию Музея современного искусства в Сан-Паулу Лина, еще в Милане попробовавшая себя в создании экспозиций, организовала две выставки. Первая, The Hand of the Brazilian People, была посвящена местным ремесленникам (ручной труд — предмет особого интереса Лины-куратора). Вторая представляла бразильской публике шедевры европейской живописи уровня Модильяни и Ренуара — но важно тут не что, а как. Вместо традиционных стен для развески Лина использовала вставленные в бетонные кубы стеклянные полотна, размещенные по всему залу. Искусство, по мнению Бо Барди, должно парить в воздухе — так же как и архитектура.

В 1992 году Лина Бо Барди представила свой проект павильона Бразилии на Международной выставке в Севилье. Темой выставки, приуроченной к 500-летию путешествия Колумба, была «Эпоха открытий». Однако Лина, вместо того, чтобы восхвалять дела Христофора и испанских конкистадоров, предложила создать мемориал коренным жителям Америки. Предполагалось также, что в павильоне гостей будут угощать блюдами из традиционных для континента ингредиентов и показывать шоу, вдохновленные празднествами коренных народов. Конкурс выиграли Анджело Буччи и Альваро Пунтони — их павильон призывал зрителей поразмышлять о бразильской идентичности и роли бразильцев в эпоху великих географических открытий. Проект не реализовался, Бо Барди умерла ровно за месяц до открытия выставки, 20 марта 1992 года.



Экспозициия  «The Hand of the Brazilian People»

Дизайнер

Почти сразу по приезде в Бразилию Бо Барди стала пробовать себя и в дизайне. В 1948 году вместе с Джанкарло Палланти она основала Studio de Arte e Arquitetura Palma (Студию искусств и архитектуры Палмы) — мастерскую, в которой разрабатывалась мебель из прессованной древесины и пластика. Демократичная затея предполагала широкий круг покупателей, однако попытки наладить массовое производство не увенчались успехом, и Лина сосредоточилась на разработке мебели, связанной с ее архитектурными проектами.


Свой самый известный мебельный проект — кресло-чашу (bowl chair) — Бо Барди создала в 1951-м. Полусферическое вращающееся сиденье на металлическом каркасе впоследствии стало одним из символов модернизма в Латинской Америке, однако изначально не снискало популярности: до наших дней дошли только два оригинальных прототипа. В 2012 году итальянский бренд Arper выпустил лимитированную серию из 500 кресел, разработанных в сотрудничестве с Instituto Lina Bo e P.M. Bardi (Институт Лины Бо и Пьетро Марии Барди).



Лина Бо Барди, кресло-чаша

В конце 1950-х Бо Барди отошла от рафинированного модернизма и начала искать вдохновение в местной культуре. Так, ее минималистичный, буквально сделанный из нескольких жердей стул Cadeira Beira de Estrada (Roadside Chair) напоминает самодельные сиденья, которые она встречала на обочинах дорог. «Такой стул мог быть сделан кем угодно и где угодно, потому что для него требовались только дерево и веревка. Для Бо Барди это было наглядным проявлением того, как важна доступность и импровизация в дизайне», — писал журнал JCAF. Позже, в 1979–1982 годах, она развила ту же идею в дизайне мебели для SESC Pompeia. Самым знаковым предметом стал табурет SESC, собранный из фанеры и напоминал ящик с прорезью в форме буквы «U» на спинке. Эти табуреты собирались вручную и до сих пор используются в зданиях комплекса.



Лина Бо Барди, табурет SESC

Работы Лины Бо Барди оказали влияние на создателей таких брендов, как Etel, Arper, Clements Design и Studio Mellone. Сейчас ее можно работы можно купить на платформе Artsy или посмотреть на них в музее Института Бо Барди в Casa de Vidro — том самом стеклянном доме.

«Линейное время — это изобретение Запада, — как-то сказала Бо Барди, охарактизовав и свой сложный, петляющий творческий путь. — Время не линейно, это потрясающий запутанный клубок, где можно в любой момент ставить точки и изобретать решения без начала и конца».

Лина Бо Барди

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}