Blueprint
T

 Категория люкс


Павел Занозин 

Олимпийские игры в Париже идут уже несколько дней, но спортивные результаты Олимпиады пока не могут затмить эффект от ее скандальной церемонии открытия. Насколько подобная шумиха может вернуть популярность спорту и кто должен извлечь максимальную выгоду из хайпа вокруг шоу, которое по-прежнему обсуждает весь мир, по просьбе The Blueprint разбирается спортивный комментатор Павел Занозин.


огда ты должен организовать что-нибудь довольно масштабное (ну, скажем, миллиарда на полтора зрителей), у тебя есть два варианта. Провести все максимально безлико и аккуратно, чтобы не потратить слишком много денег и, не дай бог, никого не обидеть. Или — устроить перформанс, который точно зацепит всех, но при этом вызовет цунами общественного осуждения. Все последние годы шоураннеры олимпийских церемоний шли по первому пути. Какое событие первым делом вспоминалось вам при словах «церемония открытия Олимпиады» до вакханалии на Сене? Правильно, нераскрывшееся кольцо-звездочка в Сочи 2014. С тех пор, если что, прошло целых четыре Олимпиады. И каждое новое открытие все больше клонило в сон.


Париж не мог себе позволить сделать что-то обычное. Во-первых, потому что это, черт побери, Париж, а не какой-нибудь Пхенчхан. Во-вторых, все вообще изрядно подзабыли, что такое нормальные Олимпийские игры. Токио 2020 и Пекин 2022 из-за ковидных ограничений больше напоминали концлагерь, чем спортивный праздник. Нужно было забабахать грандиозное шоу. С этой точки зрения организаторы точно выполнили свою задачу. Или даже перевыполнили. Теперь вот приходится извиняться перед всеми подряд. Даже «Гимн любви», исполненный Селин Дион на церемонии открытия, конечно, вызвал не такую полемику, как пародия на «Тайную вечерю», но все же стал мишенью хейтеров. Дескать, что это, у нас во Франции некому нормально перепеть великую Эдит, и поэтому мы зовем старую больную канадку? Но ведь на самом деле Селин, сражающаяся с неизлечимым синдромом мышечной скованности, своим великим пением под этим парижским ливнем показала всем, как надо. А в-третьих, олимпийское движение находится в довольно серьезном кризисе. МОК, как унтер-офицерская вдова, все время норовит устроить самоэкзекуцию. Рецепт экстренного отвлечения внимания от проблем оказался довольно замысловат, но сработал — про Олимпиаду очень много говорят даже в России, которая долго пыталась делать вид, что эти Игры ее ну ни капельки не интересуют.


Окончательные подсчеты телеаудитории церемонии открытия еще продолжаются, но уже очевидно, что это будет самое рейтинговое событие года. А мы же помним, что все, кроме некролога — это хороший пиар. Как не знать этого Леди Гаге или Снуп Доггу, в разные годы выступавшим в перерыве Супербоула? За эти минуты тотального мирового внимания звезды не получают ни цента, но альтернативная стоимость участия в подобном шоу измеряется десятками миллионов долларов.


Наверняка свою потенциальную прибыль уже подсчитывает и Louis Vuitton, ставший премиальным партнером Олимпиады в Париже. Концерну LVMH, объединяющему 75 брендов, это обошлось в смешные по меркам такой корпорации 150 миллионов евро. При этом каждый мало-мальски значимый момент Игр связан с узнаваемым орнаментом LV. Футляр для олимпийского факела, форма волонтеров, подносы для вручения медалей — все это Louis Vuitton. Отличный способ поднять выручку всего холдинга, которая немного упала за первую половину 2024 года, и перебить прошлогодний показатель в 86 миллиардов евро. Значение Олимпиады отлично понимают и небольшие компании, для которых любое упоминание на такой площадке становится мощнейшим бустом. «Я хочу построить глобальный бренд, и, согласитесь, не может быть ничего более глобального, чем Олимпиада», — говорит Ленни Блэк, основатель компании Actively Black, одевающей на этих Играх сборную Нигерии. Когда в 1952 году Нина Пономарева завоевала первое в истории СССР олимпийское золото, создатель adidas Ади Дасслер лично снимал мерки с ее ноги, чтобы сделать для чемпионки персональные кеды. У нигерийцев побед на Олимпиадах не было уже 24 года, и если чемпионке мира в беге на 100 метров с барьерами Тоби Амусан удастся прервать эту паузу, Блэк может устроить отличную пиар-акцию.


Открытие Игр, помимо вау-эффекта, должно было выполнить еще одну очень важную функцию — напомнить, что Олимпиада впервые проводится не только на спортивных объектах города, но и в его знаковых местах. И благодаря уменьшению расходов на строительство парижская Олимпиада стала самой бюджетной в XXI веке. Французы потратили примерно 11 миллиардов евро — для сравнения, Олимпийские Игры в Сочи обошлись почти в 50 миллиардов.


При этом сами спортсмены на церемонии открытия были явно не первыми героями. Пожалуй, свою порцию славы из действующих атлетов получили только Рафа Надаль и Тедди Ринер, которые участвовали в финальной части эстафеты олимпийского огня. Другие звезды были мало заметны в сравнении с голым Дионисом или обезглавленной Марией-Антуанеттой. Что ж, их работа — показывать себя уже по ходу соревнований, привлекая внимание рекордами, как пловец Леон Маршан, или роскошными фото, как бразильский серфер Габриэл Медина. Кстати, олимпийские соревнования по серфингу проходят на Таити. Пожалуй, лучшая реклама для малюсенького острова во Французской Полинезии со времен мультика про попугая Кешу.


Главными героями на этой Олимпиаде становятся те, кто максимально приближает спорт к шоу-бизнесу. Пожалуй, впереди всех здесь Симона Байлз. Завоевав в Париже уже два золота (пока — потому что впереди еще личные финалы), она стала 6-кратной олимпийской чемпионкой, а заодно привела на трибуны целую компанию суперзвезд. Том Круз, Ариана Гранде, Анна Винтур, Николь Кидман, Натали Портман, Баз Лурман, Билл Гейтс — это далеко не полный список персональных болельщиков Байлз, замеченных на олимпийском турнире по спортивной гимнастике. Про легенд из мира спорта, которые превратились в обычных зрителей, и говорить не приходится. Футболист Зинедин Зидан, пловец Майкл Фелпс, теннисистка Серена Уильямс, сноубордист Шон Уайт, горнолыжница Линдси Вонн и многие другие не видят причин пропускать Олимпиаду.


Но нужна ли вся эта шумиха самим спортсменам? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, потому что на Олимпиаду приезжает больше 10 тысяч атлетов, и каждый из них — не только выдающийся, но и особенный. Оптимист предположит, что маркетинговая воронка закрутится и принесет спортсменам новые контракты, привлечет больше денег в федерации, и, следовательно, принесет пользу спорту в целом. А скептик заметит, что имущественное расслоение в спорте никуда не денется: олимпиец Леброн останется миллиардером, олимпийка Байлз миллионеркой, а стрелки из лука и байдарочницы продолжат наскребать деньги на поездку. Другими словами: спорту как большому бизнесу — будет хорошо, а спорту как феномену нашей жизни — ни горячо, ни холодно.


К

Павел занозин  • есть тема

павел занозин • есть тема

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}