Blueprint
T

Уму и сердцу

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Текст: Лиза Лихт

Маршрут дом — работа — дом изматывает всякого горожанина. Однако третьим местом, точкой отдохновения, в этом маршруте не обязательно должен становиться бар или спортзал. Есть и более интересные альтернативы, убедилась Лиза Лихт.

Лето проходит, а значит, скрашивать досуг на скамейке в парке скоро
станет холодно. Куда еще податься культурному москвичу, если все выставки в Третьяковке и «ГЭС-2» вы уже посетили, театральные премьеры посмотрели, а в кино — сплошные повторные показы? И если такого места нет — значит,
его надо придумать. Ровно так решили сразу несколько энтузиастов в разных районах столицы и за последнюю пару лет открыли очень непохожие друг на друга, но равно притягательные интеллектуально-культурные пространства — иначе не назовешь, по-другому не скажешь, и лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Blar

01.

Blar — самое юное из интеллектуально-культурных пространств в нашем списке, открылось в середине этого июня. Его создательницы — дизайнеры интерьеров Эстер Гориловская и Антонина Королева, которые учились на журналиста и экономиста соответственно, — нашли друг друга на фоне общего интереса к искусству и коллекционированию. Вскоре возник и совместный план — создать пространство «для внутреннего диалога».  Площадка для реализации нашлась на территории ЖК «Садовые Кварталы» в Хамовниках. Прошлым летом местные жители настрадались от инфлюенсеров, безостановочно пиливших контент, но теперь все рилсы и селфи отсняты, и сюда приходят просто отдохнуть с видом на воду. Два этажа Blar с его тепло-белыми стенами и кураторским подходом к искусству и образованию в эту картину досуга вписываются бесшовно. Море дневного света, дерево, металл и светлый текстиль — все визуальное и смысловое наполнение Антонина Королева и Эстер Гориловская придумывали сами: «Интерьер задумывался как архитектура восприятия: минималистичная, глубокая и концептуальная. Для нас зеркальные и стальные поверхности — это метафора рефлексии, а искривленный ресепшен искажает отражение и отсылает к субъективности восприятия. Белые стены — пространство тишины, освобожденное от визуального шума, где контраст бетона и стали — диалог между эмоциональным и рациональным. По нашей задумке каждая деталь должна была балансировать между функциональностью и искусством».

Идеальный пример такого баланса — вместительный книжный шкаф во всю стену: на полках книги по искусству, разумеется, в том числе альбомы Моне, Хокусая и Хокни. Их можно изучить, лежа на гиперстильной кушетке, которая вполне бы вписалась в подкаст Беллы Фрейд Fashion Neurosis. Более горизонтальное положение имеет смысл занять за столиками на первом этаже, чтобы познакомиться с «комфортным» меню от шеф-повара Полины Емельяновой, до этого возглавлявшей «Зойку», — ризотто, рыбным супом или тартаром, который местные официанты рекомендуют в качестве «лучшего в городе».

В обычное время людей здесь единицы, но на книжные клубы, лекции и мастер-классы уже собирается небольшая толпа. Под мероприятия отвели три зала на втором этаже, таких же светлых, как и пространство внизу. В одном, как полагается образовательным учреждениям, стоят парты, в другом — небольшой лекторий с удобнейшими креслами и проектором, в третьем — огромный стол, располагающий к дискуссиям. Эстер Гориловская объясняет, что перед нами попытка под одной крышей закрыть разные потребности человека: «У нас можно поесть, отдохнуть, узнать что-то новое, почитать книгу, посмотреть мебель, соприкоснуться с искусством». А еще — сходить на ланч с мамой или поработать — одной или с коллегами, найти для себя новое комьюнити, познакомиться с новыми именами на московской художественной сцене. За знакомства эти отвечает соосновательница галереи Deep List Дарья Ярцева — именно она курирует работу с галереями и отбирает работы. До конца августа здесь проходит выставка «Тени исчезают в полдень», где представлены картины Лизы Бобковой и Варвары Чельцовой. Еще до официального открытия Blar делали совместный проект с арт-хабом Commute, объединяющим галереи Shift, Shilo, TOMO, Deep List и сцена/szena. На этом они не останавливаются: в ближайшее время Антонина Королева и Эстер Гориловская планируют запускать проект в других городах, чтобы делать искусство доступной частью повседневности по всей стране.

Quercus

02.

Если хочется сбежать подальше от центра, доезжайте до станции метро «Дмитровская», садитесь на 27-й трамвай и выходите на живописной остановке «Парк Дубки». Пройдя через облагороженные дубовые рощи с приятным прудом и ротонду, вы увидите классическую собянинскую новостройку. Не спешите разочаровываться и идти обратно — прошлой зимой в этом не самом многообещающем здании открыли Quercus — интеллектуальный клуб и кафе для всех, кто неравнодушен к философии и вообще глубоким разговорам о высоких материях. Мы помним из предисловия к набоковскому «Дару», что «Дуб — дерево», а «Смерть — неизбежна», и в «Кверкус», то есть в переводе с латыни — «дуб», приходят, чтобы не тратить время понапрасну.

Анна Колесникова

Создательница клуба — социальная предпринимательница Анна Колесникова, живет в этом районе уже 20 лет и хочет создать среду, в которой человек может услышать себя и осознать свои истинные потребности и желания: «Мне хотелось, чтобы было место, где можно замедлиться. Говорить не только о том, кто куда поедет летом, а о том, что на самом деле волнует. Quercus появился как попытка создать такое спокойное, живое пространство с настоящими разговорами и вниманием к культуре». Сегодня здесь проводят лекции по философии и культуре, дискуссии, киноклуб, мастер-классы, философские завтраки и ужины, а также поддерживают гуманитарные инициативы. Регулярно проводят экскурсии по родному Тимирязевскому району, а иногда отправляются в настоящее путешествие — например, недавно в Quercus собирали группу для поездки в Архыз. Отдельно здесь работает детский клуб с Монтессори группой: сразу и как детский сад, и как образовательное пространство.

В Quercus много света и пространства, а несколько залов в основном заняты столиками при авторской кофейне клуба. Кухня — европейско-средиземноморская с максимально привычными блюдами. Завтраки подают до 14:00, а в меню можно встретить омлет со страчателлой за 780, «Цезарь» с креветками за 980 и стейк из форели за 1390 рублей. Алкоголь и красное мясо сознательно исключили из гастрокарты,
чтобы они не мешали мыслительным процессам. Дизайн пространства — заслуга WA-project, архитектурного бюро, преимущественно работающего с натуральными материалами. В Quercus они не изме-
нили своим принципам: интерьер отделан деревом с небольшими вкраплениями мрамора, вся мебель — авторская. На стенах экспони-руют современное искусство. Прямо сейчас это Егор Плотников с медитативными пейзажами и небольшими скульптурами. Сотрудничество соответствует философии места — оно не дает
ответов, приглашая зрителей к рефлексии и поиску своих
смыслов и впечатлений.

Матча Латте

Филосовский кабинет

Комната с Community table, на стене: работа Егора Плотникова

Само пространство выстроено так, чтобы стимулировать творческий процесс, — режиссерские стулья в лекционном зале, обширная библиотека с редкими и значимыми для общественной мысли книгами, естественный свет, тишина. В этом, по словам Анны Колесниковой, главный смысл: «Мы не предлагаем инструкции по счастью — их и так слишком много. Вместо этого создаем атмосферу, в которой становятся возможны тонкие сдвиги. Где философия помогает не усложнять, а прояснять. Где культура становится способом наполнения и развития. В такой среде человек может заново услышать себя, почувствовать, что внутри есть что-то живое, настоящее и на это можно опираться». Вскоре в Quercus планируют запуск онлайн-курса «Азбука практической философии» — о том, как эта наука повлияла на разные сферы культуры. Также этой осенью стартует open-call для авторов культурных проектов. Победитель получит грант и поддержку от членов местного сообщества интеллектуалов, среди которых нашему читателю, вероятно, наиболее знакомы лингвист Максим Кронгауз и журналистка Фекла Толстая.

«Палаты» на улице Льва Толстого

03.

На перекопанной вдоль и поперек улице Льва Толстого легко не заметить черную калитку, ведущую в тихий дворик с «Палатами». По правую руку расположился ничем не примечательный медцентр, а слева — деревянные скамейки, огораживающие просторный дворик. Сейчас он украшен белыми полотнами, небольшими фонариками и минималистичной гирляндой, но меняется в зависимости от сезона и мероприятия, и, если вы не попадете внутрь, всегда есть возможность снять красивые фотографии. Впрочем, дворик лишь приятное дополнение к историческому зданию — последнему сохранившемуся фрагменту Хамовной (то есть ткаческой) слободы XVII века. За свою долгую историю Палаты Хамовного двора пережили перестройки, перепланировки, долгожданную реставрацию в 1950-х и 1970-х, и теперь, после столетий существования в качестве жилых и производственных помещений, стали пространством культурным.

«Когда мы приступали к ремонту Палат, — рассказывает основательница проекта Майя Сантимирова, — здесь располагались офисы, а под облупившейся краской и потертым линолеумом едва ли можно было разглядеть ценность этих стен. Нашей задачей было освободить исторический дух здания, восстановить старинные интерьеры и наполнить их новыми смыслами и деталями». Для Майи это первый самостоятельный проект, прежде она была кофаундером Draw&Go, руководила аппаратом в «ДОМ.РФ» и запускала форум «Среда для жизни: новые стандарты», где и задумалась о том, какое влияние окружающая среда оказывает на формирование личности.


Поэтому в «Палатах» читают лекции по этикету для взрослых и детей, рассказывают историю балета, проводят ораторские курсы и водят тематические экскурсии, например, в Музей-квартиру Майи Плисецкой. А каждый понедельник проводят отдельные туры по самим «Палатам». «Мы хотим, чтобы каждый гость чувствовал, что “Палаты” — это место, где можно открыть что-то новое в себе и для себя и сохранить это вдохновение. Например, после курса “Театр оперы. От произведения к спектаклю” от Михаила Мугинштейна можно перестать бояться оперы. Или раскрыть свой природный потенциал через голос — громкость, дикцию и умение интонировать — в мастерской преподавателя по ораторскому и актерскому мастерству Надежды Исаевой “Дар голоса”», — добавляет Майя.

Майя Сантимирова

Вне мероприятий сюда заходят, чтобы заземлиться от суеты и побыть наедине с собой, а на мероприятиях находят свое место в комьюнити. «Палаты» невелики, но смогли вместить два зала-лектория, два лаундж-зала и картинную галерею, в которой экспозиция обновляется каждый сезон. Из недавних коллабораций — 3L Gallery и Sample. Интерьеры «Палат» разработаны архитектором Варей Шалито в паре с дизайнером Лерой Нестеренко, и дуэт этот очень бережно отнесся к задаче сохранить дух здания, при этом осовременив его. Легко поверить, что парадная дверь — это портал в прошлое. В здании допетровской эпохи остались узнаваемые белые стены, низкие своды, исторические решетки на глубоких окнах, а почти вся мебель выполнена из дерева — винтажные стулья, дореволюционный сервант, широкий стол для чаепитий — разумеется, с самоваром. В каждом пространстве есть свои акценты. Самые узнаваемые тут, пожалуй, огромная зеленая люстра с бахромой и рояль Becker, расположенные в залах на первом этаже. На втором — чуть более дерзкие эксперименты в виде лаундж-зоны с зелеными стенами, коврами и диваном из красного бархата. Собственной кухни тут нет, но на мероприятиях всегда завидный кейтеринг и на столе обязательно найдется хлеб, который заказывают у Оли Киселевой, соосновательницы и шеф-пекаря Masa Madre. В ближайших планах у «Палат» — запуск нового сезона для взрослых и годовой детской программы, посвященной теме домашнего театра и этикета — купить билет можно прямо на сайте. Также историческое пространство всегда можно арендовать под свои камерные (до восьмидесяти человек внутри и до сорока во дворике) мероприятия — от свадеб и концертов до поп-ап-сторов.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}