Прибытие поезда
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Кажется, все помешались на ретропоездах. Едва ли не каждый месяц мы слышим об открытии новых маршрутов, реставрации старых вагонов, о привлечении знаменитых дизайнеров к оформлению салонов и купе и о модных коллаборациях железнодорожных брендов. В причинах этой небывалой популярности разбирается автор телеграм-канала Globe Trotter Александр Кулиш.
Seven Stars
Железнодорожные новости приходят со всех концов света. В Японии запустили роскошный поезд в ретростиле Seven Stars для поездок по острову Кюсю. Условия там королевские — в каждом вагоне всего по два купе, а спрос на билеты так велик, что их разыгрывают с помощью лотереи. Во Вьетнаме гостиничная группа Anantara запустила ретропоезд Vietage (на самом деле — роскошный вагон, который крепится к обычному составу) между Данангом и Куниёном. Маршрут стал настолько успешным, что в этом году его продлили до Нячанга. Спроектированный в стиле ретро индийский поезд Deccan Odissey, он же «дворец на колесах», в прошлом году полностью обновил интерьер. Итальянская Arsenale Group, компания, работающая над поездами La Dolce Vita для группы Accor, параллельно развивает проекты роскошных поездов в Саудовской Аравии и Узбекистане.
Vietage
Deccan Odissey
Россия тоже не прошла мимо этого тренда. У РЖД есть несколько ретропоездов, самый известный из которых — «Рускеальский экспресс», который идет по Карелии между городом Сортавала и горным парком Рускеала. Правда, единственный подлинный элемент ретро здесь — настоящий паровоз. В самом же составе ничего антикварного нет — это современные пассажирские вагоны и вагоны-рестораны, интерьер которых не слишком старательно задекорирован под старину. Зато стоимость поездки на таком поезде, продолжающейся чуть больше часа, в разы меньше зарубежных аналогов.
Самый дорогой российский ретропоезд «Золотой орел», наследник «Транссибирского экспресса», в этом году поменял маршрутную сетку и предлагает теперь маршруты по Армении, Грузии, Азербайджану, Казахстану и Узбекистану. Внешне вагоны ничем не отличаются от стандартных, разве что привлекательным ярко-синим цветом. А вот внутри пассажиров ждет тяжеловесная «имперская» роскошь. И она отсылает скорее к вкусам «новых богатых» образца 2007 года, когда поезд построили, чем к настоящей Российской империи начала XX века. Впрочем, к комфорту вопросов нет — купе просторные, в них есть душ, а в некоторых — даже двухместные кровати.
Убранство в «Восточном экспрессе»
La Dolce Vita Orient Express
Самые интересные события разворачиваются в Европе вокруг бренда Orient Express: в борьбе за право выпустить на рынок самый шикарный «старый новый поезд» ставки по-настоящему высоки. Все началось с того, что в 2015 году на границе Польши и Беларуси нашли 13 вагонов заброшенного состава Nostalgie Istanbul Orient Express, построенного в 1920-е для Compagnie Internationale des Wagons-Lits, первого оператора «Восточного экспресса». И еще несколько вагонов того времени обнаружили в других частях Европы. Это открытие послужило импульсом для возрождения бренда Orient Express, правами на который владеет гостиничная группа Accor.
La Dolce Vita Orient Express
Редизайн поездов — которые, как и следует из названия, планируют использовать для поездок из Парижа в Стамбул, — заказали архитектору и мебельному дизайнеру Максиму д’Анжаку, известному сотрудничеством с Hermès, Guerlain и другими люксовыми брендами. В качестве референсов он взял классику жанра ар-деко — Рене Лалика, Рене Пру и эстетику Christofle. Гендиректор Accor Себастьян Базен был в таком восторге от визуализации, что вскоре назначил д’Анжака художественным директором Orient Express — не только поездов, но и яхт и отелей, которые будут открывать под этим брендом. К примеру, Accor объявила о запуске итальянских маршрутов на La Dolce Vita Orient Express. Это новый роскошный поезд с интерьерами Dimorestudio, ностальгирующими по эпохе «сладкой жизни». Его запустят весной 2025-го.
17 октября 2022 года д’Анжак представил на Парижской арт-неделе иммерсивную выставку Orient Express Revelation. Посетители в очках дополненной реальности оказались внутри интерьеров, созданных для поезда. А 22 апреля 2024 года к причалу отеля Cipriani на острове Джудекка на барже привезли новый вагон поезда Venice Simplon-Orient-Express, оформленный художником JR в духе все тех же столпов ар-деко. Вагон, который присоединится к составу в 2025-м, называется L’Observatoire. По роскоши он сравним с королевскими вагонами. В нем всего лишь одна спальня, и все остальное пространство — просторная гостиная, библиотека, чайная комната с камином — создано лишь для двоих пассажиров, которые забронируют весь вагон, над интерьером которого три с половиной года трудились, по словам художника, сотни артизанов.
Orient Express Revelation
Сам JR активно позировал, прыгал, свисал с вагона, держась за поручни. В общем, делал все возможное, чтобы показать, что L’Observatoire — произведение искусства не хуже тех, что показывают на идущей параллельно Венецианской арт-биеннале. Основной мотив дизайна вагона — глаз. Через эти самые окна-глаза все желающие могли заглянуть внутрь «Обсерватории». К отелю Cipriani творение JR привезли неслучайно: и отель, и поезд Venice Simplon-Orient-Express — часть бренда Belmond, принадлежащего LVMH, концерну, который стремится доминировать во всех сферах люкса, в том числе в путешествиях.
Venice Simplon-Orient-Express
Venice Simplon-Orient-Express L’Observatoire
13 июня 2024 года Accor и LVMH объявляют о начале стратегического партнерства по развитию бренда Orient Express. Будет создано совместное предприятие, управляющее поездами, яхтами и отелями. То, что двум гигантам удалось договориться о партнерстве, — невероятная удача для участников, каждый из которых владеет лишь какими-то фрагментами наследия Orient Express, но не всем наследием целиком. Конечно, можно построить и новые вагоны, которые будут выглядеть как старые, но тех самых исторических, над которыми работали гении ар-деко, такие как Лалик и Пру, осталось крайне мало: у LVMH их 18 и еще 17 у Accor. Обладая таким мощным историческим капиталом в одних руках, куда легче развивать бренд. Теперь путаница исключена, вопросов, какой из «Восточных экспрессов» — настоящий, не будет.
Вперед в прошлое
Почему исторические поезда стали актуальными именно сейчас? Отчасти благодаря случайности — той самой находке вагонов эпохи ар-деко в Польше. Отчасти из-за возросшей популярности всего, что считается культурным наследием. Марка с историей имеет дополнительную ценность, а легендарная марка, о которой написаны книги и сняты фильмы, — объект настоящего поклонения. Сам факт поездки в историческом поезде, а тем более в «Восточном экспрессе», описанном Агатой Кристи, — это событие, о котором будут вспоминать всю жизнь. Таких поездов мало, а желающих на них прокатиться все больше, и это повод постоянно поднимать цены. Бизнес ретропоездов не так велик, но у него самые радужные перспективы.
Действительно, путешествие на таких поездах — удовольствие не из дешевых. К примеру, поездка на поезде La Dolce Vita Orient Express (Accor) весной следующего года по маршруту Венеция — Портофино обойдется в сумму от €14 880 на двоих за две ночи в купе категории Deluxe, размер которого — всего 7 кв. м. Это мало, если сравнивать с гостиничными номерами, но примерно вдвое больше, чем в поездах столетней давности. Студия Dimore использовала зеркала, чтобы расширить пространство купе. Впрочем, из рендеров понятно, что, если диван разложить в кровать, пройтись по этому купе уже не получится. Зато в номере есть свой душ!
Для сравнения всего лишь одна ночь в историческом купе поезда Venice Simplon-Orient-Express (Belmond, LVMH), следующего по маршруту Париж — Рим, в марте 2025-го, обойдется примерно в €9100 на двоих. Историческое купе, несмотря на весь шикарный антураж с полированными деревянными панелями, — крошечное, около 3 кв. м, с двумя односпальными кроватями одна над другой (верхняя раскладывается только ночью). Душа нет, но есть умывальник. Существуют и более просторные купе подороже — с душем. При этом на малазийском маршруте Belmond — Eastern and Oriental Express к поезду и вовсе прицепили целый Spa-вагон Dior.
Venice Simplon-Orient-Express
Кто драйвер этого спроса? Несколько лет назад я впервые побывал на «бельмондовском» поезде. Это был Hiram Bingham в Перу, названный по имени первооткрывателя города инков. Поезд немного другого формата, без спальных вагонов, но с вагонами-ресторанами и похожей концепцией: он переносит вас в эпоху столетней давности, в 1911 год, когда исследователь Хайрам Бингем открыл затерянный город инков. Полированные деревянные панели, зеркала с вензелями, белые скатерти, официанты в униформе, небольшой оркестр с живой музыкой и неограниченный писко-сауэр в баре. Путешествие из Куско в Мачу-Пикчу длится три с половиной часа, во время которых гостям в вагоне-ресторане предлагают гастрономическое меню. А после обеда можно прогуляться в бар и лаундж с открытой площадкой, чтобы полюбоваться горными пейзажами на высоте 3000 метров над уровнем моря.
Belmond Hiram Bingham
В этом поезде шикарным было все, кроме пассажиров. Большую часть из них составляли американцы, купившие дорогие билеты, но не позаботившиеся о дресс-коде: обычные шорты с накладными карманами, безразмерные майки, биркенштоки и шлепанцы — все это в ретроинтерьере смотрелось вопиюще неуместным. Но эти пассажиры выбрали именно Hiram Bingham, а не обычный современный экспресс, который ходит по тому же маршруту. Они заплатили за то, чтобы оказаться в обстановке старого люкса, который могут себе позволить. Им нужна была не просто поездка, а иммерсивное погружение в прошлое.
Специально для таких пассажиров с недавнего времени Belmond на своем сайте пишет деликатные рекомендации по дресс-коду, смысл которых сводится к тому, что, как бы шикарно вы ни оделись, в наших поездах вы не будете выглядеть слишком нарядными. Рекомендации проиллюстрированы правильными примерами: фотографиями людей, которые специально подготовились к поездке, захватив элегантный дневной и вечерний гардероб и даже пижамы. Действительно, если играть в ретро, надо начинать с себя.
Америка — Европа
Американцы остаются главными потребителями люксовых туристических продуктов и в Европе. Они же в большой мере ответственны за кратный скачок цен на эти услуги в постковидные годы. Отчасти дело в отложенном спросе — во время эпидемии люди не тратили средства на путешествия. Отчасти благодаря выгодному для американцев соотношению стоимости доллара к евро. И во многом потому, что количество долларовых миллионеров растет: только за 2023 год их в США стало на 7,1% больше — сегодня это 7,4 млн человек. Точно так же, как в выборе статусной одежды и аксессуаров они предпочитают проверенные временем бренды, им кажется привлекательным образ старой Европы, когда дело доходит до путешествий. А что может лучше проиллюстрировать старую Европу, чем Orient Express?
При этом по иронии сам формат роскошного поезда изобрели не в Европе, а как раз в США (хотя сегодня достойного конкурента поездам Бернара Арно там нет). Основанная в 1872 году управляющая компания Compagnie Internationale des Wagons-Lits и запущенный ей девять лет спустя поезд Orient Express были созданы бельгийцем Жоржем Нагельмакерсом как европейский ответ комфортным вагонам американца Джорджа Пульмана. Это Пульман впервые в 1864-м внедрил стандарт спального вагона, сделав дальние поездки куда более комфортными, это он стал дополнять составы вагонами-ресторанами, лаунджами и библиотеками на колесах.
Нагельмакерс, выходец из семьи бельгийских банкиров, пытался договориться с Пульманом о развитии европейского проекта, но, получив отказ, взялся за дело сам. Он не просто построил такие же удобные вагоны, запустив их по европейским железным дорогам. Его вагоны превзошли оригинал во вкусе и роскоши оформления. Самые лучшие из них были созданы между двумя мировыми войнами уже наследниками Нагельмакерса. Именно поезда эпохи ар-деко — эталон и образец для подражания для большинства современных ретропроектов.
«Много-много лет назад, когда я ездила на Ривьеру или в Париж, — писала Агата Кристи в книге воспоминаний “Расскажи мне, как живешь”, — меня всегда завораживал вид “Восточного экспресса” в Кале, и я мечтала отправиться на нем в путешествие. Теперь это старый добрый друг, но восторженный трепет так все-таки меня и не покинул. Я на нем поеду! Я уже в нем! Я действительно в синем вагоне с простой надписью снаружи Calais — Istanbul. Это, без сомнения, мой самый любимый поезд. Я люблю его темп, как он начинает с Allegro con furore, раскачиваясь и грохоча, бросая вас из стороны в сторону, в дикой спешке стремясь покинуть Кале и Запад, затем постепенно сбавляет ход rallentando по мере продвижения на Восток, пока не переходит к совершенно определенному legato».
Dior Spa at Royal Scotsman, A Belmond Train
Писательницу совсем не смущал небольшой размер купе или отсутствие в нем душа. Само наличие спальных мест и вагона ресторана было великим достижением. И, как опытная путешественница, она всегда возила с собой баночку с порошком от клопов, который таможенники иногда принимали за кокаин. Да, эксцессы в виде нападения клопов имели место даже в роскошных поездах. Как знать, возможно, сражения с этими кровопийцами и вдохновили Кристи на сюжет «Убийства в Восточном экспрессе».
Маршрутная сеть «Международной компании спальных вагонов» охватывала пол-Европы и заканчивалась в Стамбуле. И тогда это был не туристический аттракцион, а насущная необходимость: для современников экспрессы компании Нагельмакерса были единственным способом комфортного путешествия. Со временем поезда Orient Express утратили свою актуальность. Но к началу 1970-х старые вагоны почти полностью вышли из эксплуатации: на смену им пришли скоростные поезда и реактивные самолеты, сделавшие перемещения в пространстве куда более быстрыми. С тех пор идея ретропоездов, больше похожих на капсулу времени, чем на транспортное средство, несколько раз возрождалась и угасала. Сам бренд переходил из рук в руки, пока его правообладателем не оказалась французская государственная железнодорожная компания SNCF, у которой Accor Group совсем недавно в два захода выкупил 100% акций Orient Express.
Venice Simplon-Orient-Express
Что же касается действующего сегодня поезда Venice Simplon-Orient-Express, его придумал в 1982 году американец Джеймс Шервуд, владелец отеля Cipriani в Венеции. Это была его идея: выкупить у разных владельцев списанные вагоны, с которыми они не знали, что делать, отреставрировать их и представить миру как роскошный ретропродукт. На этой ностальгии он построил престижный бренд, объединивший исторические отели и поезда — Orient-Express Ltd. Однако Шервуду бренд Orient Express не принадлежал — он использовал его по лицензии SNCF. В 2014 году, когда лицензия подошла к концу, компания сделала ребрендинг — в Belmond Ltd: все-таки инвестировать в собственное название надежнее, чем в чужое.
Повышение класса
Спустя пять лет, в 2019-м, Belmond за 3,2 млн долларов был приобретен LVMH, что укрепило присутствие конгломерата на рынке роскошных путешествий. И хотя в портфолио Belmond сейчас шесть ретропоездов на трех континентах, Venice Simplon-Orient-Express — флагманский, самый старый и самый роскошный. Причем градус люкса все время повышается. Более просторные купе класса Suite, Grand Suite и L’Observatoire — это уже инновация времен Бернара Арно. Как и недавний редизайн режиссером Уэсом Андерсоном вагона поезда British Pullman, который Belmond использует на британских маршрутах.
British Pullman
Как повлияет на рынок роскошных поездов союз LVMH и Accor — скоро увидим. А пока новости такие: опубликован график движения поезда La Dolce Vita Orient Express на следующий год. Это восемь итальянских маршрутов на одну или две ночи, которые свяжут Венецию и Лигурию, Рим и Сицилию, позволят отправиться в Пьемонт в сезон трюфелей или прогуляться по древней Базиликате. Все они включают в себя радости медленного туризма с гастрономическим акцентом: меню в вагоне-ресторане курирует Хайнц Бек, чей ресторан La Pergola — единственный обладатель трех звезд Michelin в Риме. Ждем также добавления вагона L’Observatoire к составу Venice Simplon-Orient-Express в 2025-м (цены пока не объявлены). А также завершения работы над Nostalgie Istanbul Orient Express, который также обещали запустить через год.
Тем временем, пока Accor Group готовится к громкой премьере, Orient Express представил линию багажа и кожаных аксессуаров совместно с Au Départ. Это марка с историей, основанная в 1834-м и когда-то стоявшая вровень (а в годы Великой депрессии и вовсе состоявшая в одном альянсе) с такими производителями багажа, как Louis Vuitton, Goyard, Moyant и Aux Etats-Unis. У Au Départ, как у Louis Vuitton и Goyard, есть свой вариант орнамента damier — только не в виде плоской шахматной доски, а в трехмерной версии, с изящными оптическими кубоидами. Собственно, он и использован в оформлении сумок Orient Express. Пожалуй, это идеальный месседж для будущих пассажиров: вот вам и люкс, и история путешествий, и поиск чего-то нового в старом, благородном, но пока не растиражированном и не ставшем общим местом.