Blueprint
T

Прибытие поезда

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Кажется, все помешались на ретропоездах. Едва ли не каждый месяц мы слышим об открытии новых маршрутов, реставрации старых вагонов, о привлечении знаменитых дизайнеров к оформлению салонов и купе и о модных коллаборациях железнодорожных брендов. В причинах этой небывалой популярности разбирается автор телеграм-канала Globe Trotter Александр Кулиш.


Ретро поезд Seven Stars
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Seven Stars

Железнодорожные новости приходят со всех концов света. В Японии запустили роскошный поезд в ретростиле Seven Stars для поездок по острову Кюсю. Условия там королевские — в каждом вагоне всего по два купе, а спрос на билеты так велик, что их разыгрывают с помощью лотереи. Во Вьетнаме гостиничная группа Anantara запустила ретропоезд Vietage (на самом деле — роскошный вагон, который крепится к обычному составу) между Данангом и Куниёном. Маршрут стал настолько успешным, что в этом году его продлили до Нячанга. Спроектированный в стиле ретро индийский поезд Deccan Odissey, он же «дворец на колесах», в прошлом году полностью обновил интерьер. Итальянская Arsenale Group, компания, работающая над поездами La Dolce Vita для группы Accor, параллельно развивает проекты роскошных поездов в Саудовской Аравии и Узбекистане.


Vietage

Ретропоезд Deccan Odissey
Ретропоезд Deccan Odissey
Ретропоезд Deccan Odissey

Deccan Odissey

Россия тоже не прошла мимо этого тренда. У РЖД есть несколько ретропоездов, самый известный из которых — «Рускеальский экспресс», который идет по Карелии между городом Сортавала и горным парком Рускеала. Правда, единственный подлинный элемент ретро здесь — настоящий паровоз. В самом же составе ничего антикварного нет — это современные пассажирские вагоны и вагоны-рестораны, интерьер которых не слишком старательно задекорирован под старину. Зато стоимость поездки на таком поезде, продолжающейся чуть больше часа, в разы меньше зарубежных аналогов.


Самый дорогой российский ретропоезд «Золотой орел», наследник «Транссибирского экспресса», в этом году поменял маршрутную сетку и предлагает теперь маршруты по Армении, Грузии, Азербайджану, Казахстану и Узбекистану. Внешне вагоны ничем не отличаются от стандартных, разве что привлекательным ярко-синим цветом. А вот внутри пассажиров ждет тяжеловесная «имперская» роскошь. И она отсылает скорее к вкусам «новых богатых» образца 2007 года, когда поезд построили, чем к настоящей Российской империи начала XX века. Впрочем, к комфорту вопросов нет — купе просторные, в них есть душ, а в некоторых — даже двухместные кровати.

Убранство в «Восточном экспрессе»

La Dolce Vita Orient Express

Самые интересные события разворачиваются в Европе вокруг бренда Orient Express: в борьбе за право выпустить на рынок самый шикарный «старый новый поезд» ставки по-настоящему высоки. Все началось с того, что в 2015 году на границе Польши и Беларуси нашли 13 вагонов заброшенного состава Nostalgie Istanbul Orient Express, построенного в 1920-е для Compagnie Internationale des Wagons-Lits, первого оператора «Восточного экспресса». И еще несколько вагонов того времени обнаружили в других частях Европы. Это открытие послужило импульсом для возрождения бренда Orient Express, правами на который владеет гостиничная группа Accor.







Ретропоезд La Dolce Vita Orient Express
Ретропоезд La Dolce Vita Orient Express

La Dolce Vita Orient Express

Ретропоезд La Dolce Vita Orient Express

Редизайн поездов — которые, как и следует из названия, планируют использовать для поездок из Парижа в Стамбул, — заказали архитектору и мебельному дизайнеру Максиму д’Анжаку, известному сотрудничеством с Hermès, Guerlain и другими люксовыми брендами. В качестве референсов он взял классику жанра ар-деко — Рене Лалика, Рене Пру и эстетику Christofle. Гендиректор Accor Себастьян Базен был в таком восторге от визуализации, что вскоре назначил д’Анжака художественным директором Orient Express — не только поездов, но и яхт и отелей, которые будут открывать под этим брендом. К примеру, Accor объявила о запуске итальянских маршрутов на La Dolce Vita Orient Express. Это новый роскошный поезд с интерьерами Dimorestudio, ностальгирующими по эпохе «сладкой жизни». Его запустят весной 2025-го.

17 октября 2022 года д’Анжак представил на Парижской арт-неделе иммерсивную выставку Orient Express Revelation. Посетители в очках дополненной реальности оказались внутри интерьеров, созданных для поезда. А 22 апреля 2024 года к причалу отеля Cipriani на острове Джудекка на барже привезли новый вагон поезда Venice Simplon-Orient-Express, оформленный художником JR в духе все тех же столпов ар-деко. Вагон, который присоединится к составу в 2025-м, называется L’Observatoire. По роскоши он сравним с королевскими вагонами. В нем всего лишь одна спальня, и все остальное пространство — просторная гостиная, библиотека, чайная комната с камином — создано лишь для двоих пассажиров, которые забронируют весь вагон, над интерьером которого три с половиной года трудились, по словам художника, сотни артизанов.


Ретропоезд Orient Express Revelation
Ретропоезд Orient Express Revelation
Ретропоезд Orient Express Revelation

Orient Express Revelation

Ретропоезд Orient Express Revelation

Сам JR активно позировал, прыгал, свисал с вагона, держась за поручни. В общем, делал все возможное, чтобы показать, что L’Observatoire — произведение искусства не хуже тех, что показывают на идущей параллельно Венецианской арт-биеннале. Основной мотив дизайна вагона — глаз. Через эти самые окна-глаза все желающие могли заглянуть внутрь «Обсерватории». К отелю Cipriani творение JR привезли неслучайно: и отель, и поезд Venice Simplon-Orient-Express — часть бренда Belmond, принадлежащего LVMH, концерну, который стремится доминировать во всех сферах люкса, в том числе в путешествиях.



Ретропоезд Venice Simplon-Orient-Express L’Observatoire

Venice Simplon-Orient-Express

Venice Simplon-Orient-Express

Venice Simplon-Orient-Express L’Observatoire

13 июня 2024 года Accor и LVMH объявляют о начале стратегического партнерства по развитию бренда Orient Express. Будет создано совместное предприятие, управляющее поездами, яхтами и отелями. То, что двум гигантам удалось договориться о партнерстве, — невероятная удача для участников, каждый из которых владеет лишь какими-то фрагментами наследия Orient Express, но не всем наследием целиком. Конечно, можно построить и новые вагоны, которые будут выглядеть как старые, но тех самых исторических, над которыми работали гении ар-деко, такие как Лалик и Пру, осталось крайне мало: у LVMH их 18 и еще 17 у Accor. Обладая таким мощным историческим капиталом в одних руках, куда легче развивать бренд. Теперь путаница исключена, вопросов, какой из «Восточных экспрессов» — настоящий, не будет.

Вперед в прошлое

Почему исторические поезда стали актуальными именно сейчас? Отчасти благодаря случайности — той самой находке вагонов эпохи ар-деко в Польше. Отчасти из-за возросшей популярности всего, что считается культурным наследием. Марка с историей имеет дополнительную ценность, а легендарная марка, о которой написаны книги и сняты фильмы, — объект настоящего поклонения. Сам факт поездки в историческом поезде, а тем более в «Восточном экспрессе», описанном Агатой Кристи, — это событие, о котором будут вспоминать всю жизнь. Таких поездов мало, а желающих на них прокатиться все больше, и это повод постоянно поднимать цены. Бизнес ретропоездов не так велик, но у него самые радужные перспективы.


Действительно, путешествие на таких поездах — удовольствие не из дешевых. К примеру, поездка на поезде La Dolce Vita Orient Express (Accor) весной следующего года по маршруту Венеция — Портофино обойдется в сумму от €14 880 на двоих за две ночи в купе категории Deluxe, размер которого — всего 7 кв. м. Это мало, если сравнивать с гостиничными номерами, но примерно вдвое больше, чем в поездах столетней давности. Студия Dimore использовала зеркала, чтобы расширить пространство купе. Впрочем, из рендеров понятно, что, если диван разложить в кровать, пройтись по этому купе уже не получится. Зато в номере есть свой душ!


Для сравнения всего лишь одна ночь в историческом купе поезда Venice Simplon-Orient-Express (Belmond, LVMH), следующего по маршруту Париж — Рим, в марте 2025-го, обойдется примерно в €9100 на двоих. Историческое купе, несмотря на весь шикарный антураж с полированными деревянными панелями, — крошечное, около 3 кв. м, с двумя односпальными кроватями одна над другой (верхняя раскладывается только ночью). Душа нет, но есть умывальник. Существуют и более просторные купе подороже — с душем. При этом на малазийском маршруте Belmond — Eastern and Oriental Express к поезду и вовсе прицепили целый Spa-вагон Dior.

Venice Simplon-Orient-Express

Кто драйвер этого спроса? Несколько лет назад я впервые побывал на «бельмондовском» поезде. Это был Hiram Bingham в Перу, названный по имени первооткрывателя города инков. Поезд немного другого формата, без спальных вагонов, но с вагонами-ресторанами и похожей концепцией: он переносит вас в эпоху столетней давности, в 1911 год, когда исследователь Хайрам Бингем открыл затерянный город инков. Полированные деревянные панели, зеркала с вензелями, белые скатерти, официанты в униформе, небольшой оркестр с живой музыкой и неограниченный писко-сауэр в баре. Путешествие из Куско в Мачу-Пикчу длится три с половиной часа, во время которых гостям в вагоне-ресторане предлагают гастрономическое меню. А после обеда можно прогуляться в бар и лаундж с открытой площадкой, чтобы полюбоваться горными пейзажами на высоте 3000 метров над уровнем моря.

Ретропоезд Hiram Bingham
Ретропоезд Hiram Bingham

Belmond Hiram Bingham

В этом поезде шикарным было все, кроме пассажиров. Большую часть из них составляли американцы, купившие дорогие билеты, но не позаботившиеся о дресс-коде: обычные шорты с накладными карманами, безразмерные майки, биркенштоки и шлепанцы — все это в ретроинтерьере смотрелось вопиюще неуместным. Но эти пассажиры выбрали именно Hiram Bingham, а не обычный современный экспресс, который ходит по тому же маршруту. Они заплатили за то, чтобы оказаться в обстановке старого люкса, который могут себе позволить. Им нужна была не просто поездка, а иммерсивное погружение в прошлое.

Ретропоезд Hiram Bingham
Ретропоезд Hiram Bingham
Ретропоезд Hiram Bingham

Специально для таких пассажиров с недавнего времени Belmond на своем сайте пишет деликатные рекомендации по дресс-коду, смысл которых сводится к тому, что, как бы шикарно вы ни оделись, в наших поездах вы не будете выглядеть слишком нарядными. Рекомендации проиллюстрированы правильными примерами: фотографиями людей, которые специально подготовились к поездке, захватив элегантный дневной и вечерний гардероб и даже пижамы. Действительно, если играть в ретро, надо начинать с себя.


Америка — Европа

Американцы остаются главными потребителями люксовых туристических продуктов и в Европе. Они же в большой мере ответственны за кратный скачок цен на эти услуги в постковидные годы. Отчасти дело в отложенном спросе — во время эпидемии люди не тратили средства на путешествия. Отчасти благодаря выгодному для американцев соотношению стоимости доллара к евро. И во многом потому, что количество долларовых миллионеров растет: только за 2023 год их в США стало на 7,1% больше — сегодня это 7,4 млн человек. Точно так же, как в выборе статусной одежды и аксессуаров они предпочитают проверенные временем бренды, им кажется привлекательным образ старой Европы, когда дело доходит до путешествий. А что может лучше проиллюстрировать старую Европу, чем Orient Express?


При этом по иронии сам формат роскошного поезда изобрели не в Европе, а как раз в США (хотя сегодня достойного конкурента поездам Бернара Арно там нет). Основанная в 1872 году управляющая компания Compagnie Internationale des Wagons-Lits и запущенный ей девять лет спустя поезд Orient Express были созданы бельгийцем Жоржем Нагельмакерсом как европейский ответ комфортным вагонам американца Джорджа Пульмана. Это Пульман впервые в 1864-м внедрил стандарт спального вагона, сделав дальние поездки куда более комфортными, это он стал дополнять составы вагонами-ресторанами, лаунджами и библиотеками на колесах. 


Нагельмакерс, выходец из семьи бельгийских банкиров, пытался договориться с Пульманом о развитии европейского проекта, но, получив отказ, взялся за дело сам. Он не просто построил такие же удобные вагоны, запустив их по европейским железным дорогам. Его вагоны превзошли оригинал во вкусе и роскоши оформления. Самые лучшие из них были созданы между двумя мировыми войнами уже наследниками Нагельмакерса. Именно поезда эпохи ар-деко — эталон и образец для подражания для большинства современных ретропроектов.

«Много-много лет назад, когда я ездила на Ривьеру или в Париж, — писала Агата Кристи в книге воспоминаний “Расскажи мне, как живешь”, — меня всегда завораживал вид “Восточного экспресса” в Кале, и я мечтала отправиться на нем в путешествие. Теперь это старый добрый друг, но восторженный трепет так все-таки меня и не покинул. Я на нем поеду! Я уже в нем! Я действительно в синем вагоне с простой надписью снаружи Calais — Istanbul. Это, без сомнения, мой самый любимый поезд. Я люблю его темп, как он начинает с Allegro con furore, раскачиваясь и грохоча, бросая вас из стороны в сторону, в дикой спешке стремясь покинуть Кале и Запад, затем постепенно сбавляет ход rallentando по мере продвижения на Восток, пока не переходит к совершенно определенному legato».

Dior Spa at Royal Scotsman, A Belmond Train

Писательницу совсем не смущал небольшой размер купе или отсутствие в нем душа. Само наличие спальных мест и вагона ресторана было великим достижением. И, как опытная путешественница, она всегда возила с собой баночку с порошком от клопов, который таможенники иногда принимали за кокаин. Да, эксцессы в виде нападения клопов имели место даже в роскошных поездах. Как знать, возможно, сражения с этими кровопийцами и вдохновили Кристи на сюжет «Убийства в Восточном экспрессе».

Ретропоезд

Маршрутная сеть «Международной компании спальных вагонов» охватывала пол-Европы и заканчивалась в Стамбуле. И тогда это был не туристический аттракцион, а насущная необходимость: для современников экспрессы компании Нагельмакерса были единственным способом комфортного путешествия. Со временем поезда Orient Express утратили свою актуальность. Но к началу 1970-х старые вагоны почти полностью вышли из эксплуатации: на смену им пришли скоростные поезда и реактивные самолеты, сделавшие перемещения в пространстве куда более быстрыми. С тех пор идея ретропоездов, больше похожих на капсулу времени, чем на транспортное средство, несколько раз возрождалась и угасала. Сам бренд переходил из рук в руки, пока его правообладателем не оказалась французская государственная железнодорожная компания SNCF, у которой Accor Group совсем недавно в два захода выкупил 100% акций Orient Express.


Ретропоезд Venice Simplon-Orient-Express
Ретропоезд Venice Simplon-Orient-Express

Venice Simplon-Orient-Express

Что же касается действующего сегодня поезда Venice Simplon-Orient-Express, его придумал в 1982 году американец Джеймс Шервуд, владелец отеля Cipriani в Венеции. Это была его идея: выкупить у разных владельцев списанные вагоны, с которыми они не знали, что делать, отреставрировать их и представить миру как роскошный ретропродукт. На этой ностальгии он построил престижный бренд, объединивший исторические отели и поезда — Orient-Express Ltd. Однако Шервуду бренд Orient Express не принадлежал — он использовал его по лицензии SNCF. В 2014 году, когда лицензия подошла к концу, компания сделала ребрендинг — в Belmond Ltd: все-таки инвестировать в собственное название надежнее, чем в чужое.


Повышение класса

Спустя пять лет, в 2019-м, Belmond за 3,2 млн долларов был приобретен LVMH, что укрепило присутствие конгломерата на рынке роскошных путешествий. И хотя в портфолио Belmond сейчас шесть ретропоездов на трех континентах, Venice Simplon-Orient-Express — флагманский, самый старый и самый роскошный. Причем градус люкса все время повышается. Более просторные купе класса Suite, Grand Suite и L’Observatoire — это уже инновация времен Бернара Арно. Как и недавний редизайн режиссером Уэсом Андерсоном вагона поезда British Pullman, который Belmond использует на британских маршрутах.


Ретропоезд British Pullman
Ретропоезд British Pullman

British Pullman

Ретропоезд British Pullman

Как повлияет на рынок роскошных поездов союз LVMH и Accor — скоро увидим. А пока новости такие: опубликован график движения поезда La Dolce Vita Orient Express на следующий год. Это восемь итальянских маршрутов на одну или две ночи, которые свяжут Венецию и Лигурию, Рим и Сицилию, позволят отправиться в Пьемонт в сезон трюфелей или прогуляться по древней Базиликате. Все они включают в себя радости медленного туризма с гастрономическим акцентом: меню в вагоне-ресторане курирует Хайнц Бек, чей ресторан La Pergola — единственный обладатель трех звезд Michelin в Риме. Ждем также добавления вагона L’Observatoire к составу Venice Simplon-Orient-Express в 2025-м (цены пока не объявлены). А также завершения работы над Nostalgie Istanbul Orient Express, который также обещали запустить через год.

Тем временем, пока Accor Group готовится к громкой премьере, Orient Express представил линию багажа и кожаных аксессуаров совместно с Au Départ. Это марка с историей, основанная в 1834-м и когда-то стоявшая вровень (а в годы Великой депрессии и вовсе состоявшая в одном альянсе) с такими производителями багажа, как Louis Vuitton, Goyard, Moyant и Aux Etats-Unis. У Au Départ, как у Louis Vuitton и Goyard, есть свой вариант орнамента damier — только не в виде плоской шахматной доски, а в трехмерной версии, с изящными оптическими кубоидами. Собственно, он и использован в оформлении сумок Orient Express. Пожалуй, это идеальный месседж для будущих пассажиров: вот вам и люкс, и история путешествий, и поиск чего-то нового в старом, благородном, но пока не растиражированном и не ставшем общим местом.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}