Blueprint
<style> [name="_white_color"] {color:#fff!important;} </style>
T

на семи ветрах

Девять часов в самолете из Москвы — и вы во Владивостоке. Здесь Высоцкий давал китобоям концерт, здесь молодой Илья Лагутенко красиво рвал на себе лонгслив под «Владивосток 2000», здесь на берегу Японского моря греются тюлени-ларги, и именно здесь, в городе сопок и туманов, в 2024 году все еще можно купить билеты на «Щелкунчика» на Приморской сцене Мариинского театра. Еще один повод съездить — запущенная в этом году городская программа «Авангардисты Владивостока», призванная найти новые точки притяжения в городе и подсветить его туристический потенциал. Рассказываем, как влюбиться во Владивосток, даже если приехали сюда всего на три дня, — где гулять, что смотреть, пробовать и забрать с собой.

текст:
Анна Родина

фото:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

что смотреть     —      Где жить     —      Где есть и пить     —      Парки и зоны отдыха     —     Что купить

Что смотреть

«Арку» открыли супруги Сергей и Вера Глазковы в 1995 году, когда частные галереи только начали появляться в современной России. В первые годы «Арка» работала без своего помещения: выставки проходили в мастерских художников. Коллекционер и галерист Вера Глазкова училась у московских коллег, продвигала приморских художников на российских выставках и определила формат «Арки»: современное искусство и приморская школа живописи. Галерея представляла творчество известных российских и региональных художников на международных ярмарках: «Арт-Москва», «Арт-Форум-Берлин», «Арт-Шанхай», «Арт-Вена», «DiVA Париж», выставке современного русского искусства «Давай» в Берлине и Вене и других.


Экспозиция меняется каждый месяц: например, сейчас здесь представлена выставка «Психея» молодой приморской художницы Леры Вошко. В основе концепции выставки — образ бабочки как символа, сопровождающего человека всю его историю: цикл жизни бабочки отсылает к западноевропейской философии и идеям о перерождении и покаянии.


Работы, которые выставляются в «Арке», можно не только посмотреть, но и купить, а кураторы галереи проконсультируют и помогут собрать собственную коллекцию приморских и зарубежных художников. Кстати, «Аркой» галерея называется потому, что находится в буквальном смысле в арке на улице Светланской.


Галерея «Арка»

Светланская, 5

Галерея Art Object

Партизанский пр-т, 44в

Галерею Art Object, расположившуюся на последнем этаже отеля Novotel, открыла в 2017 году Анастасия Варсанова — деятельная девушка с четким видением рынка и железной хваткой настоящего арт-дилера. В отличие от многих галеристов Москвы и Санкт-Петербурга, она не боится подписывать эксклюзивы с художниками и инвестировать в их карьеру, не ожидая сиюминутной прибыли здесь и сейчас. Со многими художниками галерея работает годами, представляя их интересы по всей России, а не только на территории Дальнего Востока. В числе авторов — хулиган-символист Владимир Погребняк, сочетающий реализм и абстракцию Роман Мартынов, а также Дмитрий Лучинин, который так успешно романтизирует Приморье 1990-х и 2000-х, что его работы растут в цене быстрее, чем ключевая ставка. Пару лет назад Варсановой стало тесно в рамках галереи, и она основала владивостокскую ярмарку современного искусства MANIFEST — войдя в 2024 году в Ассоциацию галерей. Art Object теперь не пропускает ни ярмарку |catalog| в Москве, ни новехонькую Scan в Красноярске.

Приморская сцена Мариинского театра построена во Владивостоке в 2013 году, но первые три года это был Государственный Приморский театр оперы и балета. Руководит балетной труппой Эльдар Алиев, в прошлом — премьер Мариинки, танцевавший ведущие партии в «Лебедином озере», «Корсаре», «Спартаке» и других спектаклях.


Именно Алиев поставил во Владивостоке балет «Щелкунчик», который в этом году отметил свое десятилетие. «Часто читаешь в соцсетях: владивостокцы гордятся своим “Щелкунчиком” и считают, что такого балета нет ни у кого. Это правда, — говорит Алиев. — Но, конечно, тогда и сейчас это два разных спектакля. Когда этот спектакль делался 10 лет назад, в труппе было 36 артистов. Сейчас — 96, другие массовые сцены, другая хореография и исполнение, которое стало чище».


Партию принца-Щелкунчика танцует японский танцовщик Шизуру Като, феи Драже — Лада Сартакова. К слову, пока в Москве продолжается лихорадка по билетам на «Щелкунчик», на Приморской сцене Мариинки его дают дважды в день, а билеты стоят от 300 до 4000 рублей.


В новом сезоне Эльдар Алиев обещает представить два классических спектакля по Стравинскому: «Свадебку» в хореографии Брониславы Нижинской и «Петрушку» в хореографии Михаила Фокина.


Оперная и балетная труппа Приморской Мариинки дает спектакли не только во Владивостоке, но и сама выезжает с гастролями — так, осенью этого года приморцы выступали в Большом театре. Оперный раздел гастролей составили «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова и «Аида» Джузеппе Верди, балетный — «Корсар» Адольфа Адана, «Жар-птица» Игоря Стравинского и «Федра» Филипа Гласса. Современное прочтение «Царской невесты» от режиссера Вячеслава Стародубцева и художника Петра Окунева было тепло принято как зрителями, так и критиками.

Приморская сцена Мариинского театра

Фастовская, 20

Музей им. Арсеньева

Светланская, 20

Музею-заповеднику истории Дальнего Востока — почти полтора века. Он открылся в 1884 году как Музей общества изучения Амурского края, пережил революцию, интервенцию, Вторую мировую войну и годы, когда Владивосток был закрытым городом, в который можно было попасть только с пропиской или телеграммой от родственника.


Сейчас музей — центр притяжения владивостокцев. Только в 2024 году здесь прошло около 50 выставок, как связанных с историей Владивостока и Приморья, так и нет. Одна из самых ярких проходит сейчас — «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства». В восьми залах музея разместили более трехсот предметов из собраний Музеев Московского Кремля, созданных как самим ювелиром Карлом Фаберже, так и его современниками, знаменитыми русскими золотых и серебряных дел мастерами. В центре коллекции — три из десяти пасхальных яиц, хранящихся у московских коллег: «300-летие Дома Романовых», яйцо с моделью Александровского дворца и «Стальное».


На втором этаже музея работает постоянная экспозиция — она рассказывает об открытии Приморья, становлении и развитии Владивостока. В теплое время года музей «выходит на улицы» города — можно отправиться на пешеходную экскурсию: например, можно вместе с гидом и единомышленниками пройти по улице Алеутской, узнать историю масштабного здания с загадочным названием «Серая лошадь», побывать в сквере, где когда-то жил Юл Бриннер, и послушать истории о прошлом центральной площади города.


«В любые тревожные времена у музея — терапевтическая роль. Это пространство, дающее ощущение безопасности и устойчивости, — говорит директор Виктор Шалай. — Музей дает доступ к опыту прошлых поколений. Рассказывая о сложных и трагичных исторических периодах, музей показывает, что самые тяжелые испытания заканчиваются, что жизнь больше, чем та тревога, которая занимает мысли человека сегодня».

Где жить

Отель находится в самом сердце приморской столицы — на Корабельной набережной. Именно с этого места началась история города: в июне 1860 года на берег бухты высадились русские моряки с винтового транспорта «Маньчжур» и был основан военный пост, получивший название «Владивосток». Сейчас из окон пятизвездочного отеля открывается невероятный вид на Золотой мост, бухту Золотой Рог и корабли, стоящие на рейде.

Vladivostok Grand Hotel & SPA

Корабельная набережная, 10

Что рядом

В дизайне отеля сочетается японский минимализм, русская культура и эстетика коренных народов Сибири. Чтобы соединить все это вместе, Екатерина Вальц из московского архитектурного BUROE ездила в Японию изучать культуру и решения в организации пространств. Получилась эргономичная эклектика: лобби-бар как будто выполнен в технике оригами, а плафоны повторяют формы японского дерева гинкго. Мозаика на полу состоит из узоров хантов и манси, а пространство одного из ресторанов отеля, Aquaterra, разграничивают 6-метровые медные перегородки ручной работы с русскими узорами, которые использовались в кружевах и в украшении старинных деревянных изб. В разное время дня солнце падает на них и меняет «вышивку крестиком» на полу и стенах.


Памятник Александру Солженицыну, который побывал во Владивостоке сразу после возвращения из эмиграции в США в 1994 году

Deep

Тигровая, 16А

Капсульный отель в центре города — для тех, кто в номере собирается только спать. Внутри есть все необходимое: розетка, полочка, зеркало, хорошая вентиляция и звукоизоляция. Снаружи — локер для ценных вещей, коворкинг, прачечная и бар со снеками, в который можно заказать доставку из любого ресторана.


Можно снять одноместную или двухместную капсулу. Цены стартуют от 2000 рублей, а студентам обещают скидки: например, если решите жить во Владивостоке месяц, скостят 60% от первоначальной цены.

Где есть и пить

Владивосток — портовый город, здесь любят застолья с размахом. Проверили и рассказываем, где попробовать хинкали с гребешком, чем закусывать настойки на трепанге и элеутерококке и как найти секретный бар с внушительной коктейльной картой.

Первую «Супру» ресторатор Илья Сухих открыл в 2017 году. К тому моменту его детище Zuma уже прочно рифмовалась с городом, а фраза «Не был в “Зуме” — не был во Владивостоке» стала мемом.


«Мы немного консультировали разные компании и по работе ездили в одну, где мне очень нравились хинкали — это был просто отвал башки! — рассказывал Сухих о том, как возникла идея открыть “Супру”. — У нас в городе не было таких хинкали. Тогда у меня возник вопрос: “Почему мы не можем так сделать?”, и решили, что, наверное, можем и сделаем. Так образовалась Грузия во Владивостоке. Она подходит под принцип нашей жизни: мы достаточно застольные, любим посидеть, любим, когда за столом много еды. Это рифмуется с нашей культурой».


У каждой «Супры» — в городе их теперь уже четыре — собственный вайб: дом в Алазанской долине, черноморский берег в Батуми, дом художника Нико Пиросмани. В центральной «Супре» — тбилисский дворик. За интерьер отвечает владивостокская креативная группа LPTV DESIGN — они же оформляли Zuma и филиал Третьяковской галереи во Владивостоке.


Атмосферу большого гостеприимного грузинского дома передает авторская керамика, открытая кирпично-каменная кладка, орнаменты на деревянных потолочных панелях, которые повторяют резные ставни на окнах Тбилиси, керамические вставки в буковых столах, выполненные в технике скатерти супра — на синем фоне с белым орнаментом. За деталями для декора дизайнеры охотились на блошиных рынках Тбилиси, Телави и Мцхета.


Это место не для романтических свиданий — здесь шумно, весело, все время кто-то поет или говорит тосты. Столы принципиально не бронируют, поэтому у входа в любое время года всегда толпится очередь — даже зимой, когда ледяной влажный ветер с моря, которое от «Супры» в двух шагах, легко превращает −6 в −15.

«Супра»

ул. Адмирала Фокина, 1Б

Что попробовать

Хинкали с креветками, крабом, гребешком, гигантский надутый чебурек, креветеби — тигровые креветки в соусе из грецких орехов с грузинскими специями и стрелками чеснока, любые традиционные грузинские блюда

«Миллионка»

Семеновская, 3А

Больше ста лет назад в этом районе Владивостока был чайнатаун — единственный в России. «Миллионка — это город в городе, где можно жить годами, не выбираясь в богатую часть города, — так описывает китайский квартал Владивостока писательница Ирина Мутовчийская. — Здесь имеется все необходимое для проживания: многочисленные лавки и магазины, забегаловки и небольшие рестораны, различные мастерские, парикмахерские, бани, прачечные, “кабинеты” восточной медицины и обычных врачей, и даже свои театры».


Показать, как Миллионка с ее узкими темными улочками вписывалась в «большой» Владивосток и сложить пазл из городской легенды об экзотическом квартале и русских традиций взялись ребята из LPTV DESIGN — авторы дизайна «Супры». В «Миллионке» традиционный китайский комод сочетается с сибирским ковром, репродукция кустодиевской «Купчихи за чаем» вживлена в китайскую ширму, а российские стулья XIX века стоят у восьмигранных китайских столиков со вставками мрамора.


Во время еды поглядывайте на стены — на них транслируются фотографии людей и улиц Владивостока: они показывают, как взаимодействовали культуры России и Азии в начале предыдущего века.


Что рядом

Что попробовать

Пятиминутку из трепанга, живого гребешка, трубача с манговым баттером

Загляните в бар «Шиноару», который находится в старинном доходном доме, построенном в 1908 году. Бар назвали в честь китайской оперной певицы Шиноа Цзынь, которая играла в театре и пела в чайнатауне в прошлом веке. Внутри на стене висит ее шелковый халат, барная стойка напоминает крышку рояля. Смело пробуйте карпаччо из дальневосточного гребешка и другие морские закуски

«Ноги растут из детства: наши родители, бабушки и дедушки — никто не мешал себе сухой мартини. Все наливали водочки под бутерброд с красной икрой», — так один из владельцев рюмочных, Игнат Корольчук, рассказывает об их создании.


Перед тем, как открыть первое заведение, «Икра и водки», Игнат с коллегами съездили в Петербург и обошли около пятидесяти рюмочных — «чтобы вернуться и сделать лучше». Сейчас заведений, где можно быстро опрокинуть стопочку, закусить бутербродом и почувствовать праздник даже в обычный вторник, в городе три. Все находятся в центре и идеально подходят для препати — или для бархоппинга только по рюмочным. Концепция немного отличается: в «Икре и водках» большой выбор икры, в «Муке» — упор на пельмени, чебуреки. А в «Мечтах» можно танцевать под красивой хрустальной люстрой — как на домашней вечеринке.


Настоек в каждом заведении десятки, все — собственного производства и с местным колоритом: на трепанге, лимоннике, кимчи. Бармены помогут собрать сет из шотов и подобрать к ним закуски. В пятницу или выходные приходить лучше пораньше — столы здесь не бронируют, а в 18-19 часов залы уже битком.

Рюмочные:
«Икра и водки», «Мука и водки», «Мечта и водки»

ул. Фокина, 4Г, ул. Пограничная, 12А, ул. Семеновская, 21

Что попробовать

В «Икре» — борщ с крученым салом, бутерброды с печенью трески и камчатской красной икрой, в «Муке» — пельмени с красной рыбой и чебуреки, в «Мечтах» — холодец и печеночный торт. И все настойки, которые посоветует бармен

«Икра и водки»

«Мечта и водки»

Спикизи-бар с богатой коктейльной картой спрятан в подворотне старого китайского квартала Владивостока — Миллионки. Формат «тайного бара» пятеро друзей, которые его создали, выбрали для того, «чтобы дать гостям чувство защищенности». Работает: случайных людей в баре практически нет, а попасть сюда можно или с теми, кто здесь уже бывал, или по предварительному звонку и записи.


Внутри — ничего лишнего: кирпичные стены, потолок, обожженный по японской технике якисуги, яркий свет, падающий только на бармена. Есть отдельный зал, где можно посидеть маленькой компанией и поесть не за барной стойкой, а за столом. В меню — легкие закуски: например, брускетта с трубачом или креветками.

Бар Punch

ул. Адмирала Фокина, 4Г

Что попробовать

Например, Peacemaker — летний сауэр с микрозеленью горошка или Summer cup c водкой, щавелем и малиновым кордиалом

Парки
и зоны отдыха

Парк Нагорный

ул. Всеволода Сибирцева, д.84А

В 1928 году здесь был сад с аллеями и танцплощадкой. За следующие десятилетия он постепенно приходил в упадок, и в начале XXI века место аллей Нагорного сада заняла парковка и стихийная смотровая площадка — отсюда, с Тюменской сопки, видно практически весь город, бухту Золотой Рог и остров Русский.


В 2017 году владелец компании DNS Дмитрий Алексеев решил реконструировать парк. За работу взялось местное архитектурное бюро Concrete Jungle, и уже в 2021 году он превратился в удобное городское пространство. В теплое время года здесь проходят выставки, кинопоказы, джазовые концерты и мастер-классы — например, по актерскому мастерству или игре на барабанах. Участвовать в активностях не обязательно, можно просто погулять по терренкуру и устроить пикник. Или выбрать видовую площадку — в парке их несколько на разной высоте — и полюбоваться, как солнце мягко садится в море: во Владивостоке 269 солнечных дней в году, так что зимой это тоже можно сделать.

Маяк Токаревская кошка

Дорога к маяку очень живописная — она серпантином спускается вниз, и уже с нее открывается вид на остров Елена, полуостров Песчаный, мост на остров Русский и сам маяк. Свое имя маяк получил в честь гидрографа Михаила Токаревского, а кошкой в навигации называют песчаную мель, расположенную параллельно берегу и обсыхающую во время отлива. Маяк работает с 1876 года, помогая судам пройти через пролив Босфор Восточный. Раньше на нем был установлен колокол, предупреждающий моряков об опасности во время снега или тумана. Сейчас колокол хранится в музее Тихоокеанского флота, а маяк действует — свет от него виден на расстоянии почти 20 километров. Внутрь попасть нельзя, но можно дождаться отлива и пройти 700 метров по галечной косе: помедитировать, наблюдая, как проходят мимо катера и яхты, а зимой, если повезет, увидеть нерп — пятнистых тюленей, которые загорают на льдинах.


ул. Токаревская кошка

Кампус ДВФУ — лучший способ почувствовать нежный укол зависти, особенно если вы были студентом университета в 90-е или нулевые. Тогда университет был расположен совсем в другом месте, добраться до него было проблемой, аудитории частенько продувались, иногда в них отключали свет.


Но нынешний кампус выглядит впечатляюще не только для тех, кто учился во Владивостоке 25 лет назад. Ландшафтно-парковая зона площадью в 93 гектара, аллеи, пешеходные и велосипедные дорожки на университетской набережной, которая растянулась вдоль бухты Аякс почти на полтора километра, и сам вантовый мост, ведущий к кампусу на острове Русский, — кажется, университетский городок ДВФУ по праву называют лучшим в России и одним из лучших в мире.


Здесь удобно отдыхать не только студентам: горожане и туристы приезжают сюда заниматься спортом, рыбачить и купаться (здесь есть каменистый и галечный пляжи). По территории кампуса можно передвигаться на бесплатных автобусах-шаттлах или взять напрокат велосипед, ролики или скейт.


Осенью здесь проходит фестиваль диджитал-арта «Пуск». Молодые дизайнеры, архитекторы, инженеры и программисты из Владивостока и других городов России придумывают и самостоятельно монтируют авторские арт-инсталляции — кампус заполняется светом и электронной музыкой.


Кампус ДВФУ

остров Русский, поселок Аякс, 10

Что рядом

Мыс Тобизина, самая южная часть острова Русского и самая живописная — тут открывается вид на изумрудное море, на которое можно смотреть с высоты 30-метровых скал, и бегают дальневосточные лисы, которые совсем не боятся человека. Лучше подготовиться: надеть непродуваемую куртку и трекинговые ботинки — маршрут занимает 2,5 километра, а чтобы добраться до крайней точки мыса, каменного плато, уходящего под воду, придется спуститься по веревке с трехметровой высоты

Общественная баня «Косатка ДВ»

Набережная, 7А

Вариант досуга для отчаянных и смелых: после долгого дня, проведенного в пешеходных прогулках, прийти и попариться в бане. Она находится прямо на Спортивной набережной, идти до моря — метров 10. Но опыт интересный: по набережной ходят люди, мимо которых нужно пробежать (или вальяжно пройти) в купальнике, а температура воды в декабре всего +4 градуса.


Самое главное потом — быстро выскочить из моря и вернуться обратно в баню: внутри есть четыре сауны, можно погреться и выпить чаю с травами. Или съесть тарелку горячего борща.

Что купить

IKRA concept store

Флагман модной одежды Владивостока открылся в 2016 году как первый на Дальнем Востоке концепт-стор российских дизайнеров.

Семеновская, 5

«Мы запускали “Икру”, держа в голове определенную миссию: развивать и поддерживать интерес аудитории к молодым отечественным дизайнерам, в том числе из Владивостока, — рассказывала Елена Шлыкова, основатель концепт-стора. — Мы хотели стать площадкой, которая даст альтернативу крупным брендам и массмаркету, откроет для жителей и гостей города новую интересную возможность обновить гардероб».


Сейчас в одном пространстве можно найти около 30 российских марок. В центре внимания — дизайнеры из Владивостока. Например, в декабре IKRA презентовала новый местный бренд See you soon: одежда и аксессуары для путешествий по миру. Здесь не только удобные брюки, футболки и лонгсливы, но и яркие компрессионные гольфы, чтобы лететь, например, из Владивостока в Москву было не только комфортно, но и красиво.


Дизайнеры вдохновляются природными фактурами и мифологией Приморского края — Даниил Фомин и Полина Потапова, которые выпускают коллекции украшений «Апрель», определяют философию марки как «красоту повседневности». Светлана Пархомчук, автор минималистичного бренда Present Simple, использует для создания колец, сережек и колье бетон, серебро и обкатанное волнами стекло, найденное на побережье Японского моря, — у каждого стеклышка собственная, выточенная морем форма, поэтому украшения не повторяются.


Алиса Фищук, основательница бренда FUKU (по-японски это значит «одежда»), миксует европейскую культуру с азиатскими ремесленными традициями, поэтому у ее классических тренчей есть полочка-кроше, а в коллекции имеются аксессуары — яркий вязаный шарф-швабра или вязаный же клатч. Если не найдете нужного цвета, вам могут связать клатч на заказ — и такой будет только у вас.


В IKRA есть и haute couture: например, ультраженственные коллекции Александра Варлакова, победителя итальянского конкурса молодых дизайнеров одежды Pisa Fashion Days и участника China Zhengzhou International Culture Fashion Week. А если повезет застать гаражную распродажу, можно купить не только bespoke-находки, но и люксовые Maison Margiela, Valentino или Saint Laurent.


Здесь продаются свежие комиксы — российские, европейские или манга — и графические романы: идеально для того, чтобы читать в самолете или на берегу моря. А еще можно захватить с собой мерч, посвященный Владивостоку, от молодого бренда «Айкон Фаер»: например, футболку с котиком на фоне культовой обложки альбома «Морская» группы «Мумий Тролль».

Магазин «Убежище 14»

Светланская, 9Г

Что рядом

Практически в любом супермаркете можно собрать «корзину путешественника»: солянку с кукумарией, трепанга с медом, кимчи, темный шоколад с морской капустой или икрой морского ежа.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}