T

Парфюмер Оливия Джакобетти: «Наше ремесло больше не про творчество»

Парфюмер Оливия Джакобетти рассказала The Blueprint о любимом деле, секретах мастерства и о том, почему важно держаться подальше от тенденций.

Текст:
лидия агеева

Француженка Оливия Джакобетти (дочка модного фотографа и режиссера Франсиса Джакобетти) всегда знала, что станет парфюмером. В 17 лет Джакобетти пошла работать в Robertet, самую известную компанию — производителя ингредиентов для парфюмерии во французском городе Грасс. А семь лет спустя, выучив от и до все законы парфюмерного искусства, основала собственную лабораторию Iska. Сегодня Джакобетти пятьдесят один год, за ее плечами успешная карьера: она на протяжении многих лет создавала ароматы для нишевых парфюмерных брендов Diptyque, L’Artisan Parfumeur, Iunx, Lubin, придумала несколько бестселлеров для больших марок — Hiris для Hermès и Le Petit de Guerlain для Guerlain, а между делом — аромат En Passant (его название так и переводится с французского — «Между делом») для своего друга бизнесмена Фредерика Маля: Оливия — одна из 12 парфюмеров, которые работают с ним над его престижной линией Editions de Parfums Frédéric Malle



Несмотря на свой успех и статус в парфюмерном мире, Джакобетти всегда удавалось сохранять свою независимость и держаться в стороне от больших игроков бьюти-индустрии и их правил: «Я работаю одна, так что в моих интересах быть максимально избирательной».



Туалетная вода Hiris, 100 мл, 10 815 руб.,Hermès

Парфюмерная вода En Passant Editions de Parfums, 50 мл, 12 650 руб., Frédéric Malle

Джакобетти — настоящий революционер парфюмерного дела. В 1990-х она придумала знакомый сегодня каждому аромат с запахом фигового дерева (в 1994 году Premier Figuier для L’Artisan Parfumeur и в 1996 году Philosykos для Diptyque), а в 2000-х заново ввела в моду аромат пачулей. Оливия с успехом создает и ароматы для помещений: она решила, что парижский отель Costes должен пахнуть камином и старинной мебелью времен Наполеона Третьего, бутики Bottega Veneta — кожаными корешками старинных книг венецианского особняка, а парижский театр Comédie-Française — ее последнее изобретение — бархатными креслами, ореховым деревом, древесной пудрой и гримом.


Туалетная вода Premier Figuier, 100 мл, 8770 руб., L’Artisan Parfumeur

Туалетная вода Philosykos, 50 мл, 5400 руб., Diptyque

Свеча Réserves, 32 €, la Comédie-Française

Оливия Джакобетти очень редко дает интервью (она считает, что ее ароматы говорят за себя) и еще реже разрешает себя фотографировать. Нам удалось застать ее в Нью-Йорке, куда она переехала несколько лет назад из Парижа и где работает над новыми парфюмерными чудесами.

«Родители говорят, что, когда я была маленькой, я принюхивалась ко всему на свете, как зверек» 

Как вы открыли в себе талант парфюмера?

Родители говорят, что, когда я была маленькой, я принюхивалась ко всему на свете, как зверек. Я бы не назвала это призванием или особым талантом, просто меня с самого начала непреодолимо влекло к запахам. Например, мое первое осознанное обонятельное воспоминание — это запах песка. Я помню волшебство, сладко-соленый аромат морской воды и теплого песка. А в первый раз я серьезно задумалась о профессии парфюмера, когда мне было 11. В кино шел фильм «Дикарь» Жан-Поля Раппно, где главный герой в исполнении Ива Монтана был парфюмером. Я была очарована!

Можно ли натренировать нос и нужно ли для этого, на ваш взгляд, специальное образование?

Довести свое обоняние до совершенства — это словно научиться писать музыку. Без океана терпения и ежедневных тренировок невозможно выучить 2000 нот, необходимых для того, чтобы начать писать ароматы. Год за годом аромат становится для вас живым языком, оригинальным, богатым и западающим в память. А для остального нужно постоянное внимание и нюх на время, в котором мы живем.

Мир парфюмеров достаточно закрытый. Как вам удалось стать его частью?

Мне повезло, моя семья знала Анник Гуталь. Это она помогла мне получить первую работу. В 17 лет меня взяли ассистентом парфюмера в Robertet, одну из семи главных компаний по производству первичных ингредиентов для ароматов. Работа на одну из таких компаний — это единственный способ научиться нашему ремеслу. Лучшей школы не найти. Там все и началось. К слову, я осталась верной Robertet на всю жизнь: я всегда работаю только с их ингредиентами. Это они воплощают все мои задумки в реальность.

«Моя сила — в независимости, именно свобода помогает мне держаться в стороне от рефлексов парфюмеров и современных тенденций» 

Вы основали свою собственную компанию Iska, когда вам было 24 года. Почему вы уже тогда решили работать на себя?

Моя сила — в независимости, именно свобода помогает мне держаться в стороне от рефлексов парфюмеров и современных тенденций. К тому же свобода была моим желанием. Когда я только начинала, уже тогда мне казалось, что ароматы — это еще один язык. Я хотела при помощи запахов рассказывать истории и запечатлеть в памяти моменты, ощущения: я в цирке, я на пляже, я рядом с огнем. Когда мне захотелось создать аромат костра, мне сказали, что он пахнет слишком дымчато. А когда я сказала, что хочу получить аромат фигового дерева, мне ответили, что ничего не получится. Но я не стала опускать руки и оказалась права.

Поэтому вы не работаете с крупными парфюмерными компаниями?

Маленьким компаниям проще быть свободными, создавать новые ароматы и ломать правила. Большие индустриальные группы, за очень редким исключением, обычно избегают любых рисков и остаются на протоптанной тропе, чтобы удовлетворить интересы масс.

Одно из ваших самых известных произведений — аромат Premier Figuier (выпущен в 1994 году) — хит продаж вот уже больше двадцати лет. Как вы его придумали?

Я нашла вдохновение у себя в саду. Я вспомнила детство и мое любимое фиговое дерево. Мне очень нравится, как оно пахнет, когда залито лучами солнца, аромат его листьев, сладость фруктов… И я действительно рада, что ему удалось продержаться так долго. По сути аромат фигового дерева нам уже настолько привычен, что он может пережить любые тренды.

«Я нахожу источники вдохновения повсюду: в запахах жизни, детства, путешествий» 

А что еще вас вдохновляет?

Я нахожу источники вдохновения повсюду: в запахах жизни, детства, путешествий. Новые идеи могут прийти от фотографии, от слова, от текстуры… Я записываю свои ощущения и бережно храню то, что нахожу: кусочки дерева, листья, камушки или песок, который я себе уже привезла почти со всех концов мира. Мне нужно обязательно путешествовать, я стараюсь запрыгнуть в самолет в поисках новых запахов при первой же возможности. Меня всегда завораживала Азия: Япония, Вьетнам, Индия. Кстати, я уже через несколько дней снова вернусь в Японию.

Вы в профессии вот уже более 30 лет. Как изменилась парфюмерная индустрия за это время?

Наше ремесло больше не про творчество. Сегодня у всех неутолимая тяга к новым запахам. Все ароматы пахнут одинаково, и их забывают через пару месяцев. Парфюмерное дело утонуло в своем желании всем угодить, а большинство парфюмеров часто работают под огромным давлением — им нужно насытить рынок, где все потребляется крайне быстро. Но я чувствую, что я где-то в стороне от этого всего. Я просто следую своей интуиции.

А что для вас значит «успешный аромат»?

Теперь мы называем успешными те ароматы, что продаются во всем мире. Но я лично верю в необходимость отличаться от других.

«Чем дальше, тем больше я осознаю силу ароматов. В них есть магия»

В каких условиях работают современные парфюмеры? К примеру, нужна ли вам лаборатория?


Парфюмерное дело — это достаточно комплексное ремесло. Поэтому, как и тридцать лет назад, без лаборатории мне не обойтись.

Что вам больше всего нравится в вашей профессии?

Чем дальше, тем больше я осознаю силу ароматов. В них есть магия. Как неосязаемое может быть настолько выразительным? Мир ароматов — это мир символов, связанных с бессознательным.

Какой совет вы могли бы дать начинающим парфюмерам?


Я процитирую декоратора Андре Путман, которую мне довелось встретить на моем пути: «Тот, кто не пытается, уже проиграл. Будь рад каждому амбициозному проекту, даже если он кажется утопическим, потому что изменений не бывает, если не мечтать».

Любимые ароматы Оливии

Каждый аромат, который я создаю, сначала пробую на себе. Почти каждый день я провожу эксперименты: я свой первый тест-объект. А так мне нравится носить L’Eau Blanche de Iunx, он для меня как базовый предмет гардероба. Нанося его, я как будто надеваю на себя белую хлопковую рубашку. Это очень простой, но и единственный в своем роде аромат. А еще я очень неравнодушна к аромату L’Ether de Iunx, его запах меня успокаивает. В моем доме всегда горят свечи. Мои любимые — Coing и Feu de Bois у Diptyque, Fusain and Vapeur, Iunx и Ambre Japonais от Byredo.



Свеча Feu de Bois, 4550 руб., Diptyque

Туалетная вода №09 L’Eau Blanche, 150 мл, 150 €, IUNX

Свеча Ambre Japonais, 4700 руб., Byredo

{"width":1200,"column_width":132,"columns_n":8,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}