Кадры
в отдел
кадров
иллюстрации:
юля темная
Давайте просто признаем: даже самое любимое ваше фото не всегда годится для резюме. Доминатрикс в прозрачном корсете, человек-пиксель, грустный пациент поликлиники № 5 и довольный посетитель аквапарка буквально обречены попасть в коллекцию нелепых фото, которая есть у любого HR-менеджера (и которую он никогда никому не покажет). Анастасия Никушина выяснила у экспертов, что ставить в окошко с фотографией, чтобы повысить, а не понизить свои шансы на трудоустройство.
На первый взгляд
Когда мы впервые видим новое лицо, мозг начинает активно обрабатывать информацию. Глаза, губы, нос, овал лица, волосы. Спустя 100 миллисекунд мы формируем первое впечатление — простое, но крайне бинарное: либо с этим незнакомцем все нормально, либо что-то не так. Дальнейшую информацию об этом человеке, включая его поступки, мы склонны оценивать, исходя из этого мнения.
Поэтому американские рекрутеры зажмуриваются, едва завидев фотографию в резюме, и стараются удалить ее не глядя. Лишь бы не исказить объективную оценку навыков кандидата субъективной оценкой его внешности. По той же причине во Франции действовал закон, обязывающий работодателя рассматривать резюме анонимно и без фото. В Германии подобная норма, запрещающая требовать от соискателя фото, существует до сих пор. Но если вы не приложите фотографию к резюме, велик шанс, что оно отправится в корзину непрочитанным.
В России есть статья 5.62 КоАП о дискриминации, но про фото в резюме она ничего не говорит. Мяч на стороне работодателей и HR-менеджеров.
Елизавета Демина
«Фотография создает лишь первое впечатление и может ввести в заблуждение из-за субъективных предубеждений. Основными критериями выбора остаются результаты интервью и оценка компетенций. Фото может лишь дополнительно подсветить потенциальные риски, которые затем проверяются при личной встрече.
Исключать кандидата только из-за фотографии не приходилось. Основным критерием всегда остаются профессиональные качества и опыт».
руководитель группы подбора фэшн-направления ЦУМа
Варвара Васильева
«Человека не всегда судят по внешнему виду — иногда профессиональные компетенции или узкая отраслевая экспертиза, например, важнее, — но все-таки есть базовые критерии, которые позволяют задуматься, а мэтч ли это с потенциальным работодателем? Эти размышления у хедхантера зачастую происходят на подсознательном уровне, да и не только при взгляде на резюме. Увидев аватар в WhatsApp или в социальных сетях, и посмотрев на внешний вид, взгляд, позу, выражение лица на ней, можно уже многое понять о человеке.
Современным руководителям высшего звена стоит больше уделять внимания не только своему внешнему виду в жизни, но и тому образу, который они транслируют в публичном информационном поле. Часто речь идет хотя бы о наличии фотографии человека в нормальном качестве, а не в размытых пикселях или полном ее отсутствии».
старший консультант executive search компании RusPartners





Собрание редкостей
Кажется, что с ответом на вопрос «Каким должно быть фото для резюме или рабочих соцсетей?» все довольно очевидно — фото должно быть адекватным. Однако Варвара Васильева из компании RusPartners трезво замечает, что представления об адекватности у всех свои.
Варвара Васильева
«Для кого-то “адекватность” — это спортивный костюм или ирокез. Думаю, что тут лучше говорить о крайностях, которых нужно избегать, и, в первую очередь, здесь речь идет об уместности — гибких, адаптивных кандидатов и ждут на большинство вакансий. Насколько мой ирокез будет уместен при работе в инвестиционном банке? Важно учитывать общую повестку и культуральный контекст компании вести себя в соответствии с ними. Не уходить в экстремум в части рабочего имиджа».
старший консультант executive search компании RusPartners
Сразу оговоримся: с теми, кто «уходит в экстремум», ничего слишком страшного не происходит. HR-менеджеры, которых опросил The Blueprint, отрицают, что когда-либо принимали решение, руководствуясь только фото. Но некоторые признались, что сохраняют самые неудачные, нелепые, неуместные фото — для коллекции.

Какие кадры могут попасть в такую папку? Эксперты отвечают:

некачественные: селфи в зеркале, особенно в туалете или ванной, фото из паспорта
фото, где видны посторонние люди или лишние предметы (например, вывеска «Поликлиника
№ 5»
слишком откровенные — в купальнике, с глубоким декольте или в прозрачной одежде
снимки с мероприятий, где человек в неформальной обстановке (вечеринки, шумные бары, с бокалом в руке)
кадры с микрофоном, солнцезащитными очками или любым другим предметом или аксессуаром, закрывающим половину лица
с одеждой, перетягивающей внимание на себя (например, леопардовая рубашка или слишком тесный костюм на потенциальном топ-менеджере вызовут вопросы)
①
②
③

④

⑤

⑥

Чтобы HR-менеджер запомнил фото, но не стал показывать его коллегам как мем, нужно вписаться в уже существующую корпоративную культуру. Так, если вы устраиваетесь в одну из бирюзовых IT-компаний, где предпочитают дресс-код в стиле smart casual, фото в деловом костюме окажется не самым уместным.
Елена Татарникова
«Узнать, какие фотографии приемлемы, какие неприемлемы, и нужно ли будет делать что-то со своими фото, можно с помощью сайта и соцсетей компании. Часто там публикуют корпоративные фото сотрудников и руководителей — сразу видно, какой дресс-код принят и что поставить в резюме.
Еще один совет: меняйте фото каждый раз, когда меняете имидж. Были блондинкой, но перекрасились в брюнетку? Набрали вес или, наоборот, похудели? Лучше обновить фото. Потому что если HR не узнает вас на собеседовании, его ожидания и реальность не сойдутся, возможно, он считает это как обман».
HR-директор и карьерный консультант
Кстати, это еще одна причина отказаться от веерной рассылки резюме: фото, как и текст, лучше адаптировать если не под конкретного работодателя, то по крайней мере под похожие компании. «Рекрутер всегда считывает отношение кандидата к делу: если он не постарался подготовить нормальную фотографию, есть риск, что так же невнимательно он будет относиться и к работе», — замечает Елена Татарникова.

Подозрительные лица
Жанр «портрета-визитки» появился еще в середине XIX века, его придумал французский фотограф Андре-Адольф-Эжен Диздери. К 1960-х годам у подобных фото появились стандарты: изображение до середины груди, с фоном белого или максимально светлого оттенка, чаще квадрат, а не прямоугольник, ровный свет без искажений. Макияж — повседневный, прическа — аккуратная. Очки, борода — если вы носите их и в жизни.
Но главный элемент любого корпоративного фото — улыбка. Не слишком широкая, не маниакальная, а простая улыбка, которую мы используем, чтобы настроить незнакомого человека на дружелюбный лад при знакомстве.
Валентина Терновая
«Главное, на что я обращаю внимание на фото, — позитивное настроение у кандидата, улыбка, которая считывается как готовность идти на контакт. Открытое выражение лица всегда производит положительный эффект. Поэтому лицо не должно выражать надменность — наоборот».
Дружелюбное выражение лица призвано показать, что вы ничего не скрываете и не пытаетесь обмануть нанимателей. И наоборот, за обман примут слишком сильную ретушь, разнообразный улучшайзинг и прогон фото через ИИ-фильтры — несоответствие вашего лица картинке из резюме вскроется на первом интервью и как минимум насторожит рекрутеров. Ведь это, как замечают эксперты, сигнал о психологической неуверенности кандидата.
Senior HR менеджер ECCO
Ирина Обухова
«Еще один момент — актуальность фото. Люди взрослеют, меняется цвет волос, появляется борода или, наоборот, ее убирают. Если внешность изменилась — фото нужно обновить. Очень странно, когда на картинке один человек, а на встречу приходит совсем другой. Это сразу разрушает доверие».
карьерный советник и коуч управленцев, автор карьерной экосистемы для топ-менеджеров IQ-Executive


Дело мастера
Учесть все нюансы HR-портрета проще, если обратиться к специализированному фотографу.
Максим Федоров
«Кандидат с фотографией от профессионального фотографа имеет больше шансов пройти строгий фильтр на соответствие внутренним ожиданиям компании. Эти ожидания нужно учитывать и попадать в широкий круг требований, а не в узкое «яблочко. В работе с клиентами я часто действую как HR: объясняю назначение будущей фотографии, подбираю образы и позы. Для развития карьеры рекомендую иметь несколько вариантов — с разной одеждой и нюансами подачи, чтобы передавать разные оттенки месседжа».
Правда, стоимость даже короткой фотосессии начинается от 5 тысяч рублей и может доходить до 20 и более тысяч. Некоторые компании, по словам фотографов, заказывают корпоративные съемки для своих сотрудников, а потом разрешают использовать фото в персональных целях. Но это — не общая практика.
карьерный фотограф
Дима Булин
«Мы все обладаем определенной энергетикой, которая достаточно легко считывается с фотографии. Опытный человек быстро понимает, кто перед ним. А умелый фотограф может сфотографировать так, что о человеке будут думать несколько иначе, выгоднее, чем могли бы. Он поможет сделать кадр, который захочется рассматривать.
Но сделать фото самостоятельно тоже можно. Я уверен, что современные смартфоны дают приличное качество, достаточное для резюме. Другой вопрос, что нужно понимать, что вы делаете».
фотограф
Есть несколько нюансов, которые нужно учесть, предупреждает Дима Булин:

①
Свет. Следите, чтобы лицо было ровно освещено, на него не падали некрасивые тени. Не снимайтесь дома у окошка с включенным теплым светом — получится разница цветовых температур: в тенях паразитные желтые оттенки, а сама картинка будет синить. Старайтесь не снимать поздно вечером в плохо освещенных помещениях — чем меньше света, тем более зернистое, некачественное изображение вы получите.
Фон. Не используйте неоднородные и отвлекающие задники вроде кухни (какая бы она ни была великолепная) или заваленной комнаты. Идеальные простые фоны можно найти и на улице — достаточен однородный городской пейзаж, который не перетянет внимание.
Ракурс. Камера примерно на уровне глаз или чуть пониже. Верхний ракурс «прибивает» к земле, нижний дает ощущение более крупного и властного человека. Не задирайте камеру слишком вверх или вниз.
Положение лица. Для резюме лучше анфас, максимум легкий трехчетвертной ракурс, который может слегка скорректировать, например, асимметрию лица. Профиль — излишне художественный ход.
Выражение. Не нужно слишком сильно пытаться произвести впечатление: прищуривать или наоборот слишком широко распахивать глаза, выпячивать губы. Это выглядит искусственно и выдает излишнюю старательность.
Фронтальная камера. Это сложная штука: она разворачивает изображение как зеркало и искажает пропорции за счет широкоугольного объектива. А еще на таких фото часто видно фрагмент руки, которая держит телефон, — это специфическая интернет-эстетика. Лучше поставить камеру на штатив примерно на уровне подбородка или глаз.
②
③
④
⑤
⑥
Каким в итоге должно быть идеальное фото для резюме? Кажется, лучшее слово — «уместным». Если вы понимаете, где и зачем хотите работать, сделать подходящее фото будет делом техники.