Blueprint
T

Туда не ходи

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Не зная, в какой момент следует насторожиться, легко упустить выгодный вариант трудоустройства и потратить время впустую. Собрали вместе с HR-специалистами список красных флагов, которые можно заметить еще на этапе собеседования.

Красные флаги работодателя

В 2020 году компания по проверке персонала JPD в результате опроса выяснила, что собеседования — это второй по списку источник стресса для 90% опрошенных американцев. Основные страхи, связанные с поиском работы, — не ответить на сложный вопрос или показаться недостаточно компетентным. Но нервов станет гораздо меньше, если осознать, что процесс проверки на интервью идет в обе стороны. «Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше соискателей осознавали: собеседование сделано и для вас тоже. Смело спрашивайте об условиях работы, уточняйте, конкретизируйте, если что-то неясно. Все мы живем в материальном мире и должны платить по счетам. Вы продаете свое время и навыки компании в обмен на деньги и бенефиты. Это взаимный обмен, и вы точно так же выбираете, с кем его совершить», — настаивает основательница диджитал-бюро «Контора», head of marketing Эйч, карьерный коуч и консультант Марго Тихонова. И любая мелочь, которая заставит вас задуматься о том правильный ли выбор вы делаете, может оказаться критически важна. Мы отобрали десять самых опасных примет работодателя, строить карьеру с которым можно лишь на свой страх и риск.


«Семейная» корпоративная культура 

(1)

«Мы не коллеги, мы — семья», — может сказать на собеседовании Доминик Торетто, но не ваш будущий работодатель. «Это попытка стереть границу между личной и рабочей жизнью сотрудника, чтобы использовать его чувство долга перед начальством и коллективом. Так им проще манипулировать: например, давать задачи, которые не входят в его зону ответственности, нарушать этику делового общения или беспокоить в нерабочее время», — утверждает HR-директор бренда IRNBY Надежда Тарасова. «Внимательно слушайте, о чем и, главное, как рассказывает работодатель. А если собеседование проходит оффлайн, посмотрите, какая атмосфера царит в самом офисе — например, как общаются между собой сотрудники», — советует Марго.

(2)

Разные ценности и убеждения

«У всех разные взгляды на то, какие правила, нравственные и деловые принципы должны быть в компании, и это нормально. Понимание того, что для вас приемлемо, а что — нет, помогает найти действительно “свое место”», — объясняют представители BBDO Group HRD Анна Сысина и HRBP Алена Морозова. «На интервью я всегда спрашиваю у кандидата, что его вдохновляет и на что он не согласится никогда (это могут быть, например, банальные сообщения в нерабочее время — для кого-то совершенно неприемлемая вещь, а для кого-то терпимая). Расхождение в этом вопросе чаще всего приводит к разрыву отношений», — дополняет Розалина Сейранян, директор PR & Digital команды и партнер креативного агентства HR-маркетинговых коммуникаций BrainingGroup. «Я работала с руководителем, который отказался от очень выгодного предложения через неделю — не совпали ценностями с командой», — рассказывает Дарья Лукина, fractional HR & marketing leader, автор канала про управление карьерой etc.by Dasha Lukina. «Внимательно прочтите раздел “О нас” на сайте работодателя, присмотритесь к стилю одежды вашего собеседника на интервью — о принципах, принятых в компании, могут говорить даже мелочи», — рекомендует Марго. Исходя из этого имеет смысл сразу осведомиться хотя бы о том, какие внутренние правила и кодексы действуют в компании касательно дресс-кода, рабочей этики или, например, выражения своих мнений в соцсетях.


Размытый круг обязанностей

(3)

Если нет конкретного перечня должностных обязанностей, неизвестно, какие задачи придется выполнить, чтобы достигнуть целей, и как в своем деле преуспеть. «В таком режиме мозг не понимает, что значит “хорошо выполненная работа”, и находится в постоянном стрессе от “отсутствия” результатов», — объясняет Марго. «Я видела, как руководителей увольняли спустя всего лишь несколько месяцев работы, потому что компанию не устраивали их результаты и темп», — рассказывает Галима. «Пару лет назад я консультировала команду, которая никак не могла нанять маркетинг-менеджера. Оказалось, они не прописали требования, подбор кандидатов происходил хаотично, и поэтому управляющему никто не нравился. Когда мы это поправили, человек нашелся за две недели», — делится Дарья. 


(4)

Отсутствие постановки целей 

Иначе, помимо классического выгорания, есть еще и риск заработать синдром самозванца. «В моей практике часто встречались случаи, когда человек много сделал на предыдущей работе, но так и не понял свои сильные стороны, а поэтому не может упаковать свой опыт в конкретные кейсы для портфолио», — говорит Марго. «Хороший рекрутер при найме обязан вам рассказать о целях на испытательный и более длительный сроки. Идеальный — сделать это по SMART-методу: когда перед сотрудником ставят конкретные, амбициозные, значимые, но в то же время выполнимые задачи с четким дедлайном и системой оценки», — объясняет HR-директор Lunar Hare, The Blueprint & Dot Comms Валерия Мазанова. «В процессе найма мы всегда составляем Action plan, где прописываем все задачи и сроки. Так мы можем оценить эффективность нового сотрудника, и он сам понимает, чего от него ждут», — добавляет HR-директор бренда STUDIO 29 Юлия Кузьмина.


Уход от обсуждения зарплаты, условий работы и бенефитов

(5)

«Не стоит забывать, что соблюдение Трудового кодекса, современный офис со всеми удобствами и своевременная выплата заработной платы — это не преимущества, а то, что должно быть по умолчанию», — отмечает Надежда. Иначе вы можете потратить время на несколько собеседований и только потом узнать, что компания не готова платить столько, сколько вам хотелось бы, или предоставлять адекватные рабочие условия. «Однажды я проходила собеседование, где на вопросы о зарплате отвечали: “Мы платим выше рынка, не переживайте, обязательно обсудим это на последнем этапе”. Я занялась изучением проблемы самостоятельно. На последнем этапе выяснилось, что они платят не выше, а даже ниже», — рассказывает Дарья. 


(6)

Требование быть многозадачным

По мнению Галимы, многозадачность хороша, когда вы еще не до конца определились со специальностью и хотите попробовать себя в разных аспектах профессии. При этом важно не допускать такое поведение начальства, когда любая просьба превращается в сиюминутное требование. «Лучший способ проверить — спросить напрямую о сроках на выполнение задачи и желаемых результатах. В Braining Group все знают, что, если четкого брифа нет, эту задачу можно не брать в работу, даже если она пришла от генерального директора», — говорит Розалина.


Скачки в этапах собеседования

(8)

«В среднем собеседование длится около 40-60 минут — это зависит и от этапа, и от позиции, на которую вы претендуете. Знакомство не должно занимать более 30 минут. Вторая встреча — не более часа, но интервью с кандидатами на позицию ТОП-менеджеров может продолжаться и до полутора часов. Третья — в зависимости от взаимных ожиданий», — рассказывает Валерия. Если работодатель постоянно переносит интервью, таким образом он уже показывает безразличие к другим вашим делам и планам. Еще хуже — когда в собеседовании неожиданно появляется новый этап. «Это нормально, если надо что-то уточнить, но такое решение требует подробного пояснения, — поясняет Дарья. — Нанимающая команда — это зеркало компании. Если процесс найма постоянно скачет и вы не знаете, чего ожидать дальше, а на ваши прямые вопросы не отвечают, стоит задуматься, надо ли вам оно».


Высокая текучесть кадров 

(9)

«Текучесть кадров — это норма. Но если перед вами с должности ушло сразу несколько человек подряд, лучше более подробно расспросить об этом у HR или руководителя, прочитать отзывы о компании и уже тогда принимать решение», — рекомендует Юлия. А еще может оказаться, что вами пытаются закрыть какую-то одну горящую задачу и затем — сразу же уволить за ненадобностью. «В моей практике была ситуация, когда человека наняли, он отработал один проект, который потом свернули, и новое место, естественно, не предложили. Пришлось искать работу заново», — предостерегает Дарья. «Изучайте сайт, отзывы, социальные сети. Когда компания ценит своих сотрудников, о них говорят и отмечают их заслуги. Но если работодатель, наоборот, отказывается рассказывать, почему предыдущий сотрудник ушел, то это уже причина задуматься», — делится мнением Розалина.


(10)

Отсутствие адаптации новых сотрудников

Спросите, предполагает ли компания программу адаптации для новых сотрудников. Прекрасно, если она есть и заявлена заранее, но в противном случае надо сразу уточнять, как будет проходить знакомство с вашей новой работой. Часто в таких случаях задачу по онбордингу берет на себя ваш прямой руководитель, но этот момент тоже лучше уточнить. «Я лично провожу экскурсию по офису для каждого нового сотрудника, рассказываю об отделах компании и знакомлю с ключевыми сотрудниками. Это помогает новому члену команды лучше понять структуру компании и узнать, к кому можно обратиться при необходимости. Кроме того, мы публикуем новость о новом сотруднике в корпоративной ленте, чтобы команда быстрее познакомилась с новым коллегой и поняла, какую роль он будет выполнять», — делится своими принципами Юлия. Если работодатель не может ответить на такой вопрос, скорее всего, вас просто бросят на произвол судьбы. В таких условиях не ждите от себя высоких результатов — большая часть времени уйдет на то, чтобы просто понять, что происходит.



Заметили красный флаг? Будьте вежливы, не пропадайте просто так. Спокойно поблагодарите за уделенное вам время и объясните, почему данная вакансия не соответствует вашим ожиданиям, опыту или навыкам. Также можете сказать, что готовы рассмотреть другие вакансии компании в будущем. При желании.


Примечание: Внимательное изучение отзывов о деятельности компании — надежный способ сократить количество подобных интервью. Сегодня для этого существует множество специализированных ресурсов, где сотрудники оставляют комментарии о работодателях: Dream Job, hh.ru, rabota.ru, otsovik.com. Кроме того, рекрутеры советуют провести небольшое самостоятельное расследование: изучить соцсети, комментарии, сообщества в Telegram. В крайнем случае — обратить внимание на то, как компания отвечает потребителям своего продукта в сети.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}