Мягко стелем
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
«Несмотря на то что технические навыки и другие хард-скиллы все еще важны, слишком сильный упор на них (особенно в ущерб критическому мышлению) может снизить востребованность соискателя», — сообщают нам BoF в статье
под интригующим названием «Самые (и наименее) востребованные навыки в индустрии моды». Как вы, наверное, догадались — речь в материале не о владении Excel, Figma и Photoshop, а об умении общаться с людьми, сомневаться и задавать вопросы. Вот и у нас нашлось достаточно любопытства, чтобы сходить к HR-специалистам в российских креативных индустриях и узнать, какие софт-скиллы сейчас нужнее всего на рынке.
1
Адаптивность
Что это такое?
— способность быстро приспосабливаться к изменениям в условиях постоянно меняющейся реальности, осваивать новые технологии, методы и подходы. «Это тренд последних пяти лет точно. Он про то, чтобы уметь находить нестандартные решения в ограниченные сроки с ограниченными ресурсами. Быстро ориентироваться, думать, видеть неочевидное, взаимосвязи. Я бы сказала, это важнейшее из востребованных софтов».

Валерия Мазанова,
HR-директор The Blueprint, Lunar Hare, Dot Comms
Почему важна?
«Представьте, начинается рабочий день и приходит информация о запуске новой акции. Необходимо бросить все дела и заняться этой задачей. Быстро что-то придумать, организоваться. Человек без навыка адаптивности не сможет этого сделать. У него включится сопротивление тому, что нужно вести себя не так, как он настроился. Адаптивность — одна из ключевых компетенций, которая должна проявляться у сотрудника любого подразделения в “Золотом Яблоке”: на любой позиции, должности, которая только может прийти в голову».
«Самая большая проблема — задачи начинают “буксовать”: проект обрастает бесконечным количеством встреч и выяснением зон ответственности, в результате чего мы теряем время и срываем дедлайны запуска того или иного продукта. У нас была ситуация, когда сотрудник в самый ответственный момент подготовки ключевого для музея мероприятия (когда ставки растут, а дедлайны горят) впал в панику, с которой не смог справиться самостоятельно. Конечно же, за такое не стоит увольнять, а лучшее, что можно сделать, — это предложить свою помощь».

Елена Хренова,
HR-директор «Золотого яблока»

Александра Михайлова,
HR-директор музея «Гараж»
Как развивать навык?

Что почитать?
Эстер Дерби «Психология управления изменениями: Семь главных правил».
Джоэл Баркер «Опережающее мышление: Как увидеть новый тренд раньше других».
Майкл Мэлоун, Салим Исмаил, Юри Ван Геест, Питер Диамандис «Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)».
Валерия Водовозова,
старший консультант executive search агентства B.Lab
«Публичные выступления — это возможность тренировать адаптивность, общаясь со слушателями. Здесь нужно ориентироваться в моменте, потому что вопросы из зала могут быть самые разные, ты можешь быть к ним не готов».
«В музее мы предлагаем сотрудникам пройти курс сессий с психологом или психотерапевтом для развития адаптивности. Такие сессии помогают проработать стрессовые ситуации и выработать модель поведения. Любой сотрудник может записаться на консультацию психотерапевта и при необходимости пройти курс встреч с ним, чтобы справиться со сложностями, которые могут возникнуть в работе. Это максимально комфортная и анонимная коммуникация, в рамках которой сотрудник может всецело довериться специалисту».

Александра Михайлова,
HR-директор музея «Гараж»
Целеполагание и тайм-менеджмент
2
Что это такое?

— структурированный путь к успеху, умение адекватно оценивать действия, время и необходимые ресурсы. «Без планирования наша работа превращается примерно в “пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что”. А как задача поставлена, так она и будет выполнена. Если нет четкой цели, не описаны критерии ее достижения, то и результат может быть далек от ожидаемого».
Валерия Мазанова,
HR-директор The Blueprint, Lunar Hare, Dot Comms
Почему важны?
«Мы стараемся строить работу так, чтобы руководители отделов не контролировали по срокам каждый этап выполнения задачи. Поэтому умение самостоятельно рассчитывать и соблюдать сроки для нас очень ценно. Если сотрудник не умеет грамотно распоряжаться своим временем, это влечет за собой срыв дедлайнов и в связи с этим дальнейшую перестройку всех процессов. То есть если, например, дизайнер заранее не приоритизировал свои задачи, он вовремя не сдаст макет в производство, сувенирную продукцию не успеют произвести к старту проекта. Чем позднее произведут сувенирную продукцию, тем менее актуальной она окажется».
«Если полученный результат не отвечает ожиданиям руководителя, то это значит, что он не может внятно дать обратную связь сотруднику и объяснить, что именно выполнено не так. Например, когда я работала в НКО: мы придумали несколько продуктов для крупного ретейлера, планировали заключить бизнес-партнерство. Руководитель попросил сотрудника: “Сделай презентацию для партнера, чтобы они поняли, насколько наш продукт крутой”. Сотрудник понял задачу следующим образом: нужно сделать акцент на визуальной привлекательности — и сосредоточился на создании красочных слайдов с минимальным количеством текста, яркими цветами, анимацией и общими лозунгами, подчеркивающими инновационность продукта. В итоге презентация выглядела модно и современно, но в ней было недостаточно детальной информации о функциональности продукта и пользе, которую получит бизнес от этого партнерства. Партнер оценил дизайн, но не понял, как продукт решит его проблемы, и, как следствие, не купил его. И случилось это потому, что цель не была сформулирована руководителем четко».

Александра Михайлова,
HR-директор музея «Гараж»

Валерия Мазанова,
HR-директор The Blueprint, Lunar Hare, Dot Comms
Как развивать навык?
«Занятия с OKR-коучем помогли мне качественно повысить свои навыки планирования и целеполагания и увидеть взаимосвязь верхнеуровневых стратегических целей компании с ежедневной рутиной», — рассказывает Валерия Водовозова. «Никаких ограничений тут нет. Главное — заставить наш мозг образовывать новые нейронные связи и поддерживать уровень интереса к той деятельности, которую мы выполняем» (objectives and key results, методика постановки задач, которая позволяет командам формировать измеримые цели. — Прим. The Blueprint).
Как оценить навык на собеседовании?
«В процессе собеседования работодатель может проверить софты разными способами.
Один из методов — задавать кейс-вопросы. Можем рассмотреть конкретную ситуацию, когда собственник нанимает управленца на позицию генерального директора. Для кандидата на этой роли важны способность к стратегическому планированию и лидерство. Во время интервью можно начать разговор с моделирования: предположим, что мы с вами договариваемся и вы выходите к нам на работу. А дальше задать ряд вопросов:
①
Как вы будете действовать, чтобы увеличить прибыль в два раза в течение первого года работы?
②
Что будет происходить с рынком?
③
Какие продукты будут востребованы, а от каких стоит отказаться?
⑤
Как удалось справиться с сопротивлением со стороны топ-команды?

④
Расскажите про ваш опыт, когда вы пришли в новый для себя бизнес из другой индустрии, как вам удалось возглавить компанию с численностью 1000 человек?
Старший консультант executive search агентства B.Lab Валерия Водовозова

«Для меня яркий красный флаг на собеседовании — это когда с целью впечатлить рассказывают о переработках вроде “Я работаю и по ночам”. Или когда кандидат говорит, что предпочитает все делать сам. В таких ситуациях я всегда задаю вопрос: “А что вы сделали, чтобы это изменить?”. Зачастую ответы говорят о том, что сотрудник либо не умеет планировать, либо не умеет верно оценить свои ресурсы, либо не готов обратиться к коллегам и руководителю, когда нужна помощь».
Валерия Мазанова,
HR-директор The Blueprint, Lunar Hare, Dot Comms
«Для проверки тайм-менеджмента можно применить кейс “Сложный понедельник”. Перед кандидатом ставят несколько задач и просят выделить время на их решение в течение одного дня. Этот кейс проверяет умение определять приоритеты, ориентироваться в сложных ситуациях и способность делегировать (что можно делегировать, а что нельзя), а также самостоятельность в принятии решений. Чтобы научиться определять приоритеты, можно использовать “Матрицу Эйзенхауэра”. Она особенно будет полезна тем, кто хочет разобраться с личным и рабочим временем. Матрица состоит из четырех разделов, в каждый из которых нужно поместить задачу по степени важности».

Анна Зырянова, ex-HRD инвестиционной А1, социальный предприниматель «Будь собой: селфмама»
3
Проактивность
Что это такое?
— готовность проявлять инициативу и брать на себя новые обязательства, отвечать за результаты, признавать ошибки. Не ждать, пока дадут, а брать самостоятельно.
Почему важна?
«Одна из самых распространенных жалоб руководителей — несамостоятельность сотрудника в поисках ответов на вопросы. И одно дело — адаптационный период, который создан для того, чтобы сотрудник получил ответы на все интересующие его вопросы и комфортно вошел в процесс. Но совсем другое, если сотрудник, отработав уже какое-то время, так и не может самостоятельно справиться с поиском нужной информации. В таких случаях мы пытаемся понять причину неудачи, и если ее невозможно подкорректировать, то нам, к сожалению, чаще всего становится не по пути».
«Отсутствие проактивности ведет и к тому, что сотрудник начинает замалчивать ошибки, чаще всего из-за того, что их признание влечет за собой ответственность за решение. В лучшем случае это ведет к потере времени на устранение ошибки после того, как ее заметит руководитель или другой коллега. В худшем — влечет репутационные, финансовые и другие потери (например, за ошибки в финансовой отчетности). А в сложной ситуации сотрудник ждет указаний, даже если требуется срочная реакция. Да и в ситуациях не критических нежелание брать на себя ответственность заставляет сотрудника откладывать выполнение задач или решения. Все это может привести и к потере клиентов, и к снижению доверия внутри команды, срыву сроков и так далее. Неспособность проявить ответственность со стороны руководителя может привести к провалу кризисного управления. Его поведение в ситуации хаоса может выглядеть как целенаправленное избегание: он делает вид, что ничего не происходит, пропускает непопулярные мнения и т.д.».

Александра Михайлова,
HR-директор музея «Гараж»

Валерия Мазанова,
HR-директор The Blueprint, Lunar Hare, Dot Comms
Как развивать навык?
«Волонтерство здорово развивает принятие ответственности. Еще очень рекомендую открыть для себя мир деловых игр, которые развивают комплексно сразу несколько профессиональных компетенций. Мне кажутся интересными такие спикеры и исследователи, как Брене Браун, ее работы и выступление на TED в свое время здорово помогли мне посмотреть иначе на готовность принять ответственность за свои ошибки».
Командность и коммуника
тивность
4
Что это такое?
Почему важны?
— умение эффективно общаться как в устной, так и в письменной форме, взаимодействовать как внутри команды, так и с внешними партнерами, договариваться, отстаивать свою точку зрения.
«Чаще всего, если у человека не выстроились доверительные отношения с командой, он начинает думать, что коллектив отстранен и не доверяет ему задачи в полном объеме. В то же время у команды складывается ощущение, что сотрудник не готов работать на общих основаниях, а значит, ему тяжело в полной мере вверить проект, будучи не уверенным в результатах его выполнения. Случается взаимное недопонимание».
«Неумение выстраивать партнерские отношения с коллегами чреваты конфликтами (особенно скрытыми) — в таких условиях невозможно генерировать новые решения, обмениваться идеями, эффективно работать. Сотрудник, который не выстроил коммуникацию с коллегами, просто выполняет свою часть работы, не соотносясь с общими интересами. Это создает напряжение в команде и в целом влияет на мотивацию и качество работы».


Александра Михайлова,
HR-директор музея «Гараж»
Валерия Мазанова,
HR-директор The Blueprint, Lunar Hare, Dot Comms

«Командность — это также про возможность делегировать свои задачи кому-то другому. Делегирование задач необходимо как для оптимизации процессов внутри компании, так и для собственного карьерного развития. Когда принимается решение о следующем назначении, учитывается, есть ли в вашей команде люди, способные делать вашу работу (способные вас заменить). Если вы не позаботились о передаче знаний и о воспитании преемников и оказалось, что таких людей нет, — значит, вам не позволят работать над новыми интересным проектами или не назначат на следующую должность. Таким образом, даже если вы очень талантливый “ремесленник” и очень хорошо делаете свою работу, но при этом ваша команда не развивается, из-за того что вы не прикладываете осознанных и направленных усилий для этого, — ваши возможности внутри организации ограничены».
Анна Зырянова, ex-HRD инвестиционной А1, социальный предприниматель «Будь собой: селфмама»
Как развивать навык?

«Я всегда поддерживаю связь с личными интересами, поэтому, если вам нравятся ролевые игры, — “Мафия” или любые другие социальные игры классно прокачают коммуникативные навыки, а групповые виды спорта — кооперацию и партнерство».
Валерия Мазанова,
HR-директор The Blueprint, Lunar Hare, Dot Comms
«Я бы рекомендовала вступать в разные комьюнити, бизнес-клубы. Например, я второй год состою в сообществе Noôdome, где каждый день проходят мероприятия — там есть и культура, и экономика, и лекции по построению партнерств, проводятся мастер-классы, тренинги, бизнес-игры. Во-первых, ты попадаешь в новое для себя окружение, где нужно выстраивать отношения, знакомиться. Во-вторых, учишься строить эффективные и полезные коммуникации, вести переговоры. Или, например, есть классная бизнес-игра Cashflow — она позволяет посмотреть на то, как человек принимает решения в самых разных сферах: и в личной жизни, и в работе. Эта игра помогает научиться видеть новые возможности и расширять рамки мышления».

Старший консультант executive search агентства B.Lab Валерия Водовозова
Что почитать?
Александр Остервальдер
«Инструменты командной работы:
Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения
и добиться высоких результатов».
Отто Крегер «Почему мы такие на работе? Как осознать наши различия и успешно работать вместе».

Света Шедина
«Аутентичная коммуникация».
Максим Поташев
«Правила команды: искусство
думать вместе».
Елена Хренова,
HR-директор «Золотого яблока»
5
Креативность
Что это такое?
— способность генерировать новые идеи и подходы к решению проблем.

Почему важна?
«Креативность — это в целом про любознательность и экспериментирование. Часто креативность недооценивают в повседневной работе, когда существующие подходы не приносят результата, занимают много времени или не соответствуют целям. Могу привести пример одного такого креативного решения рутинной задачи. Я несколько лет консультирую частный детский сад. Там воспитателям необходимо регулярно отправлять фотоотчеты родителям. Количество детей растет, рассылать фото каждому родителю становится все сложнее. И чтобы не делать эту работу вручную, воспитатели очень скоро поняли, что можно настроить синхронизацию фото с гугл-диском — система автоматически распознает лица, затем создает для каждого ребенка отдельный альбом. Вот такое креативное решение для упрощения процесса за 0 рублей».
Валерия Мазанова,
HR-директор The Blueprint, Lunar Hare, Dot Comms
Как развивать навык?
«Наша двадцатилетняя практика развития креативности на программах для студентов высшего образования, программах Uteens для детей от 10 до 17 лет, а также дополнительного профессионального образования для людей разных возрастов от 18 до 50 лет говорит нам о том, что креативность развивается, но развивается по-разному в разном возрасте. Например, профессор МГУ А.Я. Каплан, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета университета, в своих исследованиях пришел к выводам, что примерно 30% испытуемых студентов его факультета обладают воображением, то есть способностью представить то, чего не видят или не видели, у 30% такую способность можно развивать, а для 30% упражнения на развитие креативных способностей не эффективны.
Предположительно связано это с тем, что воображение формируется в раннем детстве в возрасте от 1,5 до 6 лет. Если ребенку много читали, он представлял сказочных персонажей из книг — у него зародилась способность к воображению. Как мы тренируем тело, ходим к специалистам, чтобы поддерживать психику в здоровом состоянии, точно так же необходимо развивать регулярно креативные способности, погружая себя в процесс созидания для решения самых сложных, подчас не связанных с творчеством задач — когда мы переключаемся с конвергентного мышления в дивергентное и начинаем видеть новые возможности и идеи. Но одно дело сказать — тренируйте дивергентное мышление, а другое — найти возможность в ежедневной рутине работы и обязательств это реально делать. Можно начать с маленьких шагов — чтения книг или небольших упражнений».

Мария Ситковская,
директор университета креативных индустрий Universal University
Упражнения:
① за 3 минуты придумайте необычные способы использования обычных предметов (можно сделать в парах и проверить, кто больше вариантов придумает);
② попробуйте нарисовать, например,
запах новогодней елки;
③ игра в ассоциации: возьмите первую идею, которая пришла вам в голову, и попробуйте ассоциировать ее с другими идеями. Напишите все ассоциации, которые вам приходят в голову. Это поможет вам найти новые связи и перспективы.
④ free writing: в течение 10-15 минут пишите все, что приходит в голову по вашему вопросу и проекту, не корректируйте и не редактируйте себя — просто фиксируйте поток мыслей. Эта техника помогает обойти внутреннего критика и увидеть новое.
Что почитать?
J. Ingledew How to have great ideas: a guide to creative thinking.
T. Силинг, «Разрыв шаблона: как находить и воплощать прорывные идеи».
J Goldenberg, D Mazursky Creativity in product innovation.
Boden Margaret A. The creative mind: myths and mechanisms.
Я. Франк «Дневник дизайнера-маньяка».
Т. Kelley The ten faces of innovation: IDEO's strategies for beating the devil's advocate & driving creativity throughout your organization.
Gestalten Verlag Lemon poppy seed: multitasking creativity.
А. Ирвин «Поймай мечту за хвост: как зарабатывать, занимаясь любимым делом».


Мария Ситковская,
директор университета креативных индустрий Universal University
Мария Ситковская,
директор университета креативных индустрий Universal University
Гибкость
в обучении
6
Что это такое?
— готовность к непрерывному развитию, мотивация и способность к обучению.

Почему важна?
«В сфере стартапов этот навык ценят особенно высоко, так как там мотивация и желание создать новый продукт важнее умения его делать. Если есть умение договариваться, работать с командой, привлекать инвестиции и ресурсы, то на старте это может быть ключевыми факторами будущего успеха. Приведу пример. Есть прекрасный бренд косметики Pure Love, его основатель — Катя Карпова. Катя по образованию химик, и изначально она обладала необходимыми профильными знаниями для входа в сферу бьюти. Однако стартапы были для нее новы. Сегодня у нее достаточно широкий network, большое количество клиентов, заказов, а ее стартап превратился в полноценную компанию. Можно быть классным химиком, но не учиться новому, не развивать свою сеть контактов — можно придумать сколько угодно косметики, но никто о ней не узнает».
Анна Зырянова, ex-HRD инвестиционной А1, социальный предприниматель «Будь собой: селфмама»
Как прокачивать навык?

Дарья Золотухина,
HR-директор Яндекс
«Чтобы развивать в себе learning agility, необходимо для начала осознать свой индивидуальный паттерн. Ответить на вопросы: “Когда освоение нового происходит легко?”, “А когда вызывает стресс и сопротивление?”. Далее, основываясь на личных запросах, можно построить индивидуальную модель обучения — либо через преодоление, либо через снижение стресса и поиск комфортной среды. Учиться можно и нужно вещам, которые на первый взгляд могут быть не связаны с профессиональной областью. Learning agility — это “умение учиться”, стремление к постоянному развитию с целью расширения списка своих компетенций. Например, я регулярно обращаюсь к коучинговым упражнениям и разборам кейсов, обучаюсь через искусство, ищу интересные курсы».
7
Эмпатия
Что это такое?
— способность понимать других людей и влиять на их поведение, а также умение понимать и управлять своими эмоциями.
Почему важна?
«Эмпатия помогает понимать, что люди могут быть разными и в разных состояниях, ставить себя на место другого и эффективно управлять большими коллективами. Это способность прислушиваться к чужому мнению. Все люди разные, и важно постоянно осознавать тот факт, что никому ничего не очевидно. Чаще всего, если выслушать обе стороны и “перевести” проблему на один понятный всем язык, оказывается, что проблемы и нет вовсе. Такой навык, я бы сказал, необходим всем руководящим менеджерам, управляющим большими коллективами».
«Когда человек не обладает навыками эмпатической коммуникации, он просто дольше будет решать свой вопрос. Фасилитация конфликтов, работа со сложными эмоциями, с агрессией и раздражением отнимают очень много времени. Например, если нужно дать негативную обратную связь, то эмпатическая коммуникация помогает ее дать точнее и быстрее, позволяет человеку высказаться в ответ. И вместо потенциально конфликтной ситуации человек получает фидбэк, с которым сможет работать и развиваться. Эмпатическая коммуникация — это способность разделить эмоции и дать пространство собеседнику. Она просто в разы ускоряет взаимопонимание и решение сложных ситуаций».

Джамал Халилов,
Директор по персоналу образовательного холдинга Skillbox

Дарья Золотухина,
HR-директор Яндекс
Как прокачивать навык?
«Есть такой инструмент — PCM (Process Communication Model). PCM можно применять в повседневных коммуникациях, когда нужно вывести человека из стресса и вернуть в состояние «окей». Этот инструмент также применяют на собеседованиях для проверки софт-скиллов. Выделяется шесть типов личности, у каждого разная реакция на стресс:
Душевный
Воспринимает мир через фильтр эмоций — выражает многое через ощущения, заботу, помощь, поддержку. В своей речи часто использует такие формулировки: «я чувствую», «я переживаю, что», «я буду рад помочь» и т.д.
В стрессе: очень сильно начинает подстраиваться под других, становится гибким и удобным для собеседника: «конечно, я полностью разделяю ваше мнение», «да-да, я со всем согласен».
Стиль взаимодействия: эмпатический.
Чтобы они чувствовали себя безопасно и понимали, что вам не все равно, нужно максимально выражать доброжелательность и заботу, поддерживать, окружать вниманием. Если, например, случаются какие-то сложные ситуации, то нужно использовать активное слушание, сопереживать в каких-то сложных моментах, вместе помогать искать пути решения — быть открытым, искренним и действительно готовым помочь,
если это требуется.
Логик
Воспринимает мир через мысли, факты, информацию, цифры — как, что, сколько, когда, где.
В стрессе: будет отвечать на вопрос в мельчайших подробностях, которые могут не иметь никакого отношения к делу и быть абсолютно неинтересны.
Стиль взаимодействия: с ним нужно выражать свои мысли максимально четко и по делу, давать конкретную детальную информацию, чтобы им было максимально понятно. Нужно стараться быть четким, пунктуальным и, кроме того, не забывать поощрять за хорошо выполненные задачи. Если, допустим, мы говорим про руководителей и подчиненных, то особенно важен этап последовательного совместного планирования — разбор этапов реализации каких-то намеченных целей. В обсуждении главное избегать общих фраз, общих формулировок, «логик» всегда будет требовать детали.
Упорный
Выражает свою позицию через такие формулировки: «я считаю», «стоит на это обратить внимание», «стоит, прийти к соглашению» и т.д. Для него главная опора — это его ценности.
В стрессе: проявляет токсичность. Может начать рассказывать, как бы акцентируя внимание на негативных ситуациях, забывая подсвечивать какие-то позитивные стороны.
Стиль взаимодействия: важно выслушивать их точку зрения, поддерживать и относиться к ней с большим уважением — не обесценивать ни в коем случае. С ними будет эффективна модель взаимодействия, при которой как бы подсвечивается полярность двух сторон. С одной стороны поддержать и похвалить («да, по этим пунктам я согласен»), а с другой — обозначать свою позицию («я вижу ситуацию под другим углом», «важно заметить риски»). Для «упорного» также очень важно, когда к нему обращаются за советом, при этом выслушивают внимательно и до конца. В обсуждении с ним, чтобы прийти к общему решению, нужно сверяться по системе ценностей, обсуждать, на чем основаны ваши убеждения.
Мечтатель
Воспринимают мир в основном через воображение.
В стрессе: будет вести себя закрыто, уводить взгляд в сторону, поднимать глаза вверх, примет закрытую позу, будет стараться не привлекать к себе внимание, быть невидимым, отвечать на вопросы очень расплывчато, общими фразами.
Стиль взаимодействия: так как у него очень богатое воображение, он нуждается в постоянной внешней мотивации, чтобы двигаться к цели. Без четкого плана «мечтатель» может очень сильно подвисать в своем воздушном состоянии и не проявлять активность. В работе с этим типом важно четко ставить задачи и проговаривать ожидания заранее, чтобы потом не было разочарований. Также необходимо проявлять понимание и ценить это развитое, очень бурное воображение, способность к глубокому анализу. Ценить их такими, какими они есть, — уважать за способность находиться в таком ровном, спокойном состоянии.
Деятель
Воспринимает мир через фильтр действий — «пошли сделаем», «погнали», «вперед».
В стрессе: прибегает к манипуляции. Начинает вести себя очень вызывающе, создавать драму, переходить на личности.
Стиль взаимодействия: будет здорово,
если во взаимодействии с ним вы будете восхищаться, поддерживать, одобрять его активность, деятельность, амбициозность — например, приглашать на разнообразные проекты с краткими сроками, со смелыми планами. Очень важно принять тот факт, что они достаточно яркие личности, и не пытаться их «задавить». Представители типа «деятель» обычно не воспринимают какую-то жесткую структуру, строгие правила, регулярные отчеты, таблицы. Они реактивные, они спринтеры. Просидеть сутки на совещаниях с 9 утра до 6 вечера — это очень сложная задача для них. Соответственно, по отношению к ним важно также быть твердыми, не подстраивать под них весь процесс, обеспечивать системность.
Бунтарь
Все воспринимает через реакции — «люблю», «не люблю», «обожаю» или «ненавижу».
В стрессе: перекладывает ответственность, жалуется на жизнь, на руководителей, на обстоятельства, на внешний мир, на пандемию и так далее.
Стиль взаимодействия: важно уместно шутить, переводить серьезное в юмор и не драматизировать. Они максимально не готовы, не привыкли к тому, чтобы на них давили и чтобы их загоняли в какие-то рамки. Если это происходит, они начинают, наоборот, перекладывать ответственность, обвинять, жаловаться, мстить, переводить стрелки ну и саботировать весь процесс. Нужно смириться с тем, что они не любят формальности и условности. Классно работает, если вы поощряете их необычные идеи, даете им возможность воплощать их в реальность.

В каждом из нас есть все шесть типов, не стоит причислять кого-то (или себя) лишь к одному — реакция зависит от ситуации. По стилю взаимодействия, по речи или невербальным признакам можно научиться определять эмоциональное состояние собеседника. Знание типичных проявлений — например, стресса — поможет подобрать правильный канал коммуникации, когда нужно успокоить человека, расположить к диалогу или решению конфликта».
Валерия Водовозова,
старший консультант executive search агентства Blab
Критическое мышление
8
Что это такое?
— способность делать обоснованные выводы, анализировать различные варианты и принимать обоснованные решения.
Почему важно?
«Критическое мышление помогает выбирать рационально, основываясь на анализе фактов, а не эмоциях. Люди с развитыми навыками критического мышления менее уязвимы к обману и манипуляциям, умеют работать с поступающей информацией, анализировать ее, а также способны строить основательную, логически верную аргументацию. Эта способность особенно важна в кризисных ситуациях, когда нужно одновременно ставить под сомнение существующие решения и искать новые, более оптимальные. Критическое мышление подразумевает готовность пересматривать свои и чужие убеждения — поскольку любая точка зрения может оказаться ошибочной».

Джамал Халилов,
Директор по персоналу образовательного холдинга Skillbox
Как развивать навык?
Что почитать?
«Развитию критического мышления способствует саморефлексия, анализ различных точек зрения и аргументов. Саморефлексия помогает четче понимать, в чем причина принятого решения и на чем оно зиждется. Полезным инструментом может быть метод “5 почему” — каждое последующее “почему” задается к ответу на предыдущее — и таким образом выявляется реальный мотив поступка. Кроме того, развить навык логического и структурного мышления помогает регулярное решение логических задачек.
Чтобы оценить свой уровень критического мышления, можно пройти тест CCTST (California Critical Thinking Skills Test). Этот тест помогает измерить способности к анализу, интерпретации, логическому мышлению и принятию решений».

Джозеф О’Коннор, Иан Макдермот «Искусство системного мышления».
Никита Неприхин, «Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению».
Джамал Халилов,
Директор по персоналу образовательного холдинга Skillbox

Екатерина Голубова,
Директор по рекрутменту 12 Storeez
Для объективности сведений информируем читателей, что Валерия Мазанова является HR-директором
The Blueprint, Dot Comms и Lunar Hare