кто и как делает доставку быстрой и удобной
специальный проект
Вам посылка!
Все мы любим открывать долгожданные посылки с маркетплейсов и наслаждаться новыми покупками. Каждая вещь проделывает действительно захватывающий путь, прежде чем попасть к нам в руки. Где была сумка между складом и пунктом выдачи? Почему книгу привезли на день раньше срока? Об этом и других деталях путешествия заветных покупок рассказываем вместе с Ozon.

21 февраля 2025
реклама · ООО «Интернет Решения»
текст: Полина Малахова
иллюстрации: Анна Евдокимова

нажмите на цифру, чтобы узнать больше




Путешествие по России
От общего — к частному
«Последняя миля»: пункт выдачи или курьер
Заказ получен!

От продавца — на склад маркетплейса
У любого пути есть начало. В случае вещи с маркетплейса это поставка от продавца на склад. Сначала производитель или селлер подготавливают товар: маркирует, добавляет штрихкоды и упаковывает по стандартам платформы. Далее продукт отправляется на склад — либо продавец отвозит его сам, либо отгружает в ближайший ПВЗ или сортировочный центр, откуда на склад его доставляют сотрудники Ozon.
На складе сотрудники маркетплейса проверяют, соответствуют ли вещи тем качественным характеристикам и описанию, которые заявил продавец. А затем распределяют их по зонам хранения. Только после этого товар появляется на интернет-витрине и становится доступными для заказа.
Когда покупатель заказал вещь, ее перевозят в нужный город. Это несложно, если адрес доставки и склад находятся в одном регионе. Другое дело, когда покупатель — в Новосибирске, а склад — в Пскове.
На этом этапе оператор склада отбирает, собирает, упаковывает и отгружает заказ. Для транспортировки используются услуги компаний-партнеров, водителей-экспедиторов, а в некоторых случаях — самолеты и корабли. Например, чтобы отправить заказы в Калининград или на Крайний Север, все грузы проходят сложный маршрут, включающий сухопутные, воздушные и морские перевозки.
Распределить заказы по видам транспорта, составить расписание и позаботиться, чтобы на каждой посылке оказался верный адрес, — для этих задач нужны профессиональные логисты. Они же ищут решения, как ускорить доставку посылок в самые отдаленные регионы страны или сильно сократить время разгрузки. А еще — анализируют текущие показатели перевозок и делают прогнозы с помощью систем управления и оптимизации логистики.
С развитием маркетплейсов в России этот карьерный трек набирает популярность. С самого первого рабочего дня специалисты по логистике в Ozon решают практические задачи и могут предлагать нестандартные идеи. Благодаря комплексной системе обучения устроиться на работу можно без опыта, а за несколько лет дорасти до руководителя группы или направления.
Показываем QR-код или называем код выдачи, чтобы подтвердить покупку, — и вот, наконец, посылка в руках финального адресата. Наша общая удовлетворенность заказом во многом зависит не только от качества и внешнего облика вещи, но и от процесса доставки. Заказ приехал за четыре дня вместо пяти, на ПВЗ не было очереди и сотрудник пункта с улыбкой отдал заветную коробку? Это 5 звезд! Отзывы клиентов помогают маркетплейсам следить за качеством работы партнерских пунктов.


4



1
Руслан Эминов, директор по логистике Ozon:
Когда товар прибывает в нужный регион, он попадает в крупный логистический комплекс — фулфилмент-центр, где начинается процесс перераспределения. Вместе с операторами складов специалисты по логистике определяют оптимальные пути для доставки заказов. Они координируют работу водителей и складского персонала, проверяют соответствие отправлений заданным маршрутам, используя системы трекинга, обновляют статус доставки в реальном времени.
После сортировки груз упаковывается в транспортные контейнеры или боксы. Они держат форму и температуру, помогая сохранить товары в целости и сохранности. Затем водители, работающие на коротких маршрутах, доставляют его в местные склады — сортировочные центры, чтобы затем отправить заказы на ПВЗ или клиентам.

«Клиенты Ozon ежедневно совершают в среднем более 4 миллионов заказов, и более 11 миллионов — в сезоны распродаж. На сегодня количество активных покупателей выросло до 53,5 миллионов, а число товаров превышает 370 миллионов . Логистическая инфраструктура маркетплейса включает 46 фулфилмент-центров и свыше 150 сортировочных центров по всей России и в других странах.
Справляться с огромным количеством заказов помогают высокотехнологичные инструменты. Фулфилмент-центры Ozon оснащены инструментами подбора, перемещения и сортировки товаров внутри склада. Для новичков на складе Ozon проводится обучение, благодаря чему профессию “оператор склада” можно освоить за четыре дня. Под руководством опытного наставника сотрудник пробует выполнять задания и несколько смен отрабатывает профессиональные навыки. В начале 2025 года на логистических объектах Ozon заняты более 115 тысяч человек».


Руслан Эминов:
Ozon Job — это приложение для соискателей на склады Ozon. Сервис помогает найти подработку, самостоятельно составлять рабочий график и следить за выплатами за ту или иную смену. На складах можно выполнять разные задачи в гибком графике — размещать новые товары или собирать заказы для доставки. Планируйте график на две недели вперед, выбирайте задачи и рабочее время, следите за статистикой по начислениям и выводу денег в одном приложении.
Чтобы начать работу в сервисе, нужно заполнить анкету, выбрать тип сотрудничества — самозанятость или ГПХ, привязать банковскую карту и пройти бесплатное обучение по процессам на складах Ozon. До выбранного склада сотрудников отвозят бесплатные корпоративные автобусы.
3
«Удовлетворенность клиента заказом во многом зависит от процесса доставки и хранения товара. Сейчас свыше 90% заказов Ozon выдаются на ПВЗ — этот формат получения самый удобный для покупателей. Поэтому Ozon инвестирует в развитие сети партнерских пунктов выдачи заказов. Если вы в большом городе, получать товары удобно, не выходя из своего ЖК. А если вы житель малой деревни, получить доступ к огромному выбору товаров на Ozon станет проще, если пункт выдачи открыл ваш сосед.
Спрос на пункты выдачи с каждым годом только растет. Компания дает финансовую поддержку на старте в приоритетных локациях: до 2,5 миллиона в первые 6 месяцев работы. Так можно запустить свой бизнес с минимальными рисками, ведь первые полгода у вас будет гарантированный доход. Приоритетные локации мы собрали на удобной интерактивной карте».
Руслан Эминов:
Это финальный этап в путешествии вещи от продавца к покупателю. Он же считается самым сложным. Не последнюю роль играют качество и эффективность работы пунктов выдачи заказов и курьерской службы маркетплейса. Локации пунктов выдачи обычно разбросаны по городу так, чтобы клиент мог выбрать: забрать товар рядом с домом, после работы или по пути в гости.
В среднем, каждый курьер преодолевает расстояние 89 км ежедневно, доставляя товары в пункт выдачи или сразу покупателю. За день курьер может проехать по 14 ПВЗ. За год можно вырасти до супервайзера или менеджера курьерской доставки, а спустя еще некоторое время — до аналитика данных, менеджера категорий или руководителей объектов.
«Любой человек может работать курьером-партнером Ozon в удобное для него время, а компания обучит его всем тонкостям этого дела. Многие студенты совмещают учебу в университете и работу курьером либо подрабатывают им в свободное от основной деятельности время. Важны лишь интерес к работе, желание идти вперед, достигая новых высот, и оказывать качественные услуги клиентам маркетплейса.
При оформлении водитель-курьер проводит два полноценных дня с опытным водителем, который работает на этой позиции не один месяц и охотно делится с новичком деталями работы. Проверяются знания ПДД и технических особенностей автомобиля, а также водительский стаж за последние 2 года и информация о том, попадал ли водитель в ДТП. Это необходимо для гарантии безопасности на дороге».
Марго Бойко, руководитель по внутренним коммуникациям и развитию бренда работодателя:

А как стать продавцом на Ozon?
«Ozon старается сделать работу комфортной и приятной для всех сотрудников, включая работников складов. Компания предлагает транспорт до места работы, а еще — социальный пакет и возможность роста внутри команды. Для развития сотрудников Ozon проводит различные тренинги и курсы — люди учатся новому и развиваются. В компании принято общаться открыто и честно, на равных, поэтому руководители всегда готовы выслушать и поддержать. Чтобы создать позитивную атмосферу и укрепить командный дух, Ozon организует викторины и розыгрыши. Сотрудники лучше узнают друг друга и просто хорошо проводят время вместе».

Чтобы начать продажи на Ozon, если у вас уже есть товары, понадобится всего полчаса. Достаточно зарегистрироваться как самозанятый, ИП или юрлицо, создать аккаунт на платформе Ozon для продавцов и открыть магазин. На втором этапе добавьте товары — продающие описания и профессиональные фото помогут увеличить продажи. Осталось выбрать схему доставки — через логистику Ozon или самостоятельно — и подходящие инструменты продвижения. Например, участие в акциях, оптимизация карточек и настройка рекламы внутри платформы. Верификация нового продавца занимает всего 15 минут.
2
5
вернуться назад
вернуться назад
вернуться назад
вернуться назад
вернуться назад
21 ФЕВРАЛЯ 2025
0