T

Андрей Мизиано о сборно-разборном памятнике

Музей современного искусства «Гараж» был пионером и в закрытии на карантин, и в выходе из него. Сегодня его двери открыты, с субботы работает книжный магазин, а в прошлую пятницу на площади перед музеем появилась новая инсталляция. Это сборный памятник-конструктор почти 5 метров высотой, который по своему принципу устройства напоминает детскую игрушку из кубиков. Про художника и его замысел, а также появление серпа с молотом перед одним из самых прогрессивных музеев страны рассказывает куратор музея, Андрей Мизиано.



Андрей Мизиано:


«У музея "Гараж" существует продолжительная программа дружбы со странами Центральной Азии: мы консультировали открытие центра современной культуры "Целинный" в Алматы, составили масштабную образовательную программу с Минкультом Узбекистана, и выставочный проект весеннего сезона "Мы храним наши белые сны" тоже достаточно тесно связан с этим регионом. Года полтора или два назад я приезжал в Казахстан, чтобы из собрания Музея Кастеева отобрать работы на выставку "Белые сны", и в свободный день увиделся с казахским художником Ербосыном Мельдибековым. Он, в свою очередь, показал мне ряд своих проектов, среди которых был "Трансформер", я же сразу подумал, что этот памятник-конструктор обязательно должен попасть в программу музея «Гараж». Всем кураторам музея показалось логичным, чтобы проект предварял Триеннале российского искусства: Ербосын и российские художники говорят на одном концептуальном и визуальном языке. По сути, проект представляет собой пять сборно-разборных памятников, которые сменяют друг друга. Сейчас перед музеем мы можем увидеть сборку с "Серпом и молотом", а остальные, как кубики из детского конструктора, разбросаны вокруг.

Ербосын Мельдибеков. «Трансформер». 2020
Вид инсталляции на площади Искусств Музея современного искусства «Гараж», Москва.
Фото: Даниил Анненков
© Музей современного искусства «Гараж»


Смысл работы состоит в том, что огромный конструктор низводит монумент до детской игрушки: все мы, народы и люди — игрушки в руках политиков, которые меняют свои места и судьбы в соответствии с их представлениями о целесообразности, примерно это хочет сказать Мельдибеков. Собирать этот памятник можно пятью способами, и сотрудники музея будут его пересобирать 5–7 раз в месяц в соответствии с государственными праздниками: российскими, советскими, казахскими, узбекскими, киргизскими и туркменскими. Мы планировали открыть инсталляцию 1 мая, но это оказалось невозможно из-за ситуации с пандемией. В итоге памятник был открыт в другой праздник, 12 июня.


Что касается актуальности проекта, он мне представляется весьма злободневным: во всем мире пересматриваются идеологии, и вслед за этим — буквально и метафорически — меняются памятники. А как сегодня стоит воспринимать серп и молот — вопрос, заслуживающий отдельной дискуссии или даже конференции, на это влияет слишком много факторов в жизни смотрящего».

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}