«Это как кун-фу»
Коллекционеры рассказывают про любимых художников и дают советы тем, кто делает свои первые покупки.
Анастасия Рябцова, фотограф
Фото: Саша Савина
Мы с мужем начали покупать искусство в квартиру буквально сразу как поженились, в 2003-м. На 20-летнюю годовщину свадьбы я подарила ему маленького Уорхола. Выбирала между полароидом Энди и работой Трейси Эмин с сопливой надписью про любовь — хотелось чего-то символического, с подтекстом. Когда моя старшая дочь увидела Уорхола, сказала: «Мам, смотри, на фото шесть бананов, а нас как раз шестеро». Так мы остановились на Энди Уорхоле — я купила его в нью-йоркской галерее.
С художницей Сашей Паперно вышла смешная история: я купила две ее работы, вскользь упомянула об этом в разговоре с мамой, а она сказала: «Ты что, не помнишь Сашу? Вы же с ней все детство играли». Так выяснилось, что Саша Паперно — дочь лучшей подруги моей мамы, с которой я и правда вместе выросла.
Стараюсь ни о чем не жалеть, но пару лет назад я упустила на Cosmoscow работу Натальи Турновой. Ее купили в первый же день, а я все ходила вокруг да около, пыталась выведать, кому ее продали, хотела как-то договориться. В итоге познакомилась с Натальей, приехала к ней в студию — и забрала ее огромный розовый портрет. Теперь он висит у нас в столовой, я каждый раз бросаю на него взгляд и радуюсь, что все сложилось именно так.
Самая дорогая работа в нашей коллекции — скульптура Стефана Балкенхола. Это подарок друзей на 15-летнюю годовщину свадьбы.
Мне нравятся Синди Шерман и Трейси Эмин. Из заоблачных мечт — Марк Ротко. К счастью или к сожалению, работы, которые я бы хотела купить, только дорожают. А за ростом цен на художников из нашей коллекции мы не следим: для нас искусство — не инвестиция.
Вешать искусство нам уже некуда — дома стены закончились. Дубосарский у нас висит в гостевом туалете, например. Задействованы стулья, тумбочки и столы. Огромное количество работ стоит просто на полу.
Сергей Лимонов, основатель частного фонда Limonov Art Foundation
Фото: Ира Коломина
Антон Кушаев, «Пустоцвет»
Первый художник в моей коллекции — Андрей Костылев из Ижевска, который преподавал в сельской школе информатику и английский. Работа стоила 5000 рублей, и меня попросили его поддержать. Потом он утонул пьяным в Крыму — и так и не узнал о том, что положил начало большой коллекции.
Большую часть своей коллекции я видел только раз. В ней 1500 единиц боли, гениальности, доброты, надежды, бешенства, тонкой рефлексии, зауми и юмора около 120 авторов. Работы держу в основном в собственной памяти и в облаке. Что касается физического места — мне предстоит доделать открытое хранение.
Леонид Цхэ. «Портрет», 2017
Петр Швецов - обе работы б/н из серии «Болота», 2008 год
Проблема начинающих коллекционеров в том, что они внимательно кивают советам, жадно записывают рекомендуемых художников, а потом идут и покупают на «Арт Москве» или «Арт Раше» за десятки тысяч евро розовые и голубые помои. В таких приобретениях ни инвестиционного потенциала, ни ума, ни смелости.
Коллекционирование — это как кун-фу. Терпение, самодисциплина и хорошая драка в одном наборе. Я был бы очень рад, если бы сильный куратор попался мне в начале пути, но это произошло, когда я уже, как мне кажется, набрался опыта. Виктор Мизиано одной фразой переформатировал мне коллекционерские мозги, Алексей Масляев тоже дал мне очень многое. Они не предлагали мне никаких конкретных имен, но повлияли на мою коллекцию. Как? Загадка. Общайтесь с наиболее сильными учителями, и тогда ваше кун-фу будет настолько же сильным.
У меня были любимчики, но я в них разочаровался. Нужно ориентироваться все-таки не на личности авторов, а на идеи, концепции и смыслы работ. Некоторые художники чрезмерно тщеславны и эгоистичны, и будет сложно отстраниться от этого при оценке их произведений.
Очень жалею, что в 50-х годах не жил и не купил лучшие образцы абстрактных экспрессионистов нью-йоркской школы живописи.
Наталья Коренченко, сооснователь и директор по развитию студии «Тихая» в Нижнем Новгороде
Фото: Мария Пушкова
Я всегда собирала и буду собирать нижегородских авторов. Символично, что погружение в современное искусство, желание его коллекционировать и переезд в Нижний Новгород случились практически одновременно. Отправной точкой стала ярмарка Cosmoscow 2015. Тогда я познакомилась с работами художников из Нижнего, потом влюбилась, вышла замуж, а спустя шесть месяцев уже переехала из Москвы в столицу закатов. И мне нравится сравнивать развитие нашей коллекции и нашей семьи.
Замечая пустые стены, я неосознанно «примеряю» на них те или иные работы. При этом как коллекционер осознанный я понимаю: искусство не должно подстраиваться под интерьер. А вот интерьер под искусство — да. Наш дом — наш маленький частный музей, где мы одновременно выполняем роли и хранителей, и кураторов, и экскурсоводов, и фандрайзеров.
В нашей коллекции — где-то 200 работ плюс архив. Пока нет собственного большого пространства открытого хранения, искусство хранится в студии «Тихая», дома, в офисе и на складе.
Коллекционер, который знает, зачем он покупает ту или иную работу, будет уважаем и получит дивиденды от своего собрания в любом случае. Искусство, как говорила арт-дилер Барбара Глэдстоун, про интеллектуальный поиск.
Чтобы получить в свою коллекцию лучшее, нужно много читать и смотреть, дружить
с теми, кто знает больше вас.
Иван Серый. «Счеты», 2021
Екатерина Лапшина, сооснователь фонда «Новые коллекционеры», предприниматель и инвестор
Фото: Михаил Гребенщиков
Первую покупку я прекрасно помню — это был эмоциональный порыв. В 2010 году я вдохновилась выбором своего друга и купила графику Владимира Севостьянова, представителя владимирской школы живописи, которая стоила примерно 10-20 тысяч рублей.
Для меня и моей семьи важно жить с работами, поэтому мы стараемся меньше хранить, больше вешать на стены.
Ольга Чернышева. Триптих «В унисон». Холст, масло. 2021. Коллекция Екатерины Лапшиной
Я собираю и русское, и зарубежное искусство, не ограничиваю себя ни техниками, ни географией, ни темами. В моей коллекции где-то 200 работ: есть классики современного российского искусства, например, Виктор Пивоваров, Михаил Рогинский, Никита Алексеев. Есть и Аниш Капур, и южнокорейский художник Ли Бэ, объекты и инсталляции Ирины Кориной. Много молодых авторов — Артем Филатов, Алиса Иоффе, Леонид Цхэ. Отдельное место занимают видеоработы. Билла Виолу и Гленду Леон можно увидеть на выставке моей коллекции на Cosmoscow в этом году.
Не скрою — да, я слежу за ростом цен на художников, хотя не всегда могу это отследить. Любимчики, конечно же, у меня тоже есть. Например, такие дорогие сердцу и очень близкие мне по духу вещи, как живопись «Хор» Оли Чернышевой, нежно любимые «Сугробы» Ирины Кориной. Обожаю видеоработу «Смена» Полины Канис, которая просто феноменально эстетская.
Начинающим коллекционерам я бы посоветовала в выборе консультироваться с экспертами, но все же принимать решение самостоятельно, опираться на себя. Если есть какие-то ожидания в части инвестиционной ценности той или иной работы, нужно честно определить бюджет на покупку и ожидаемую стоимость потенциальной продажи. И очень важно формировать насмотренность. Также важно не торопиться.
Хотя, если захватывают эмоции и ты понимаешь, что это действительно то, что нужно, не надо себя останавливать. Ничего страшного, если работа разонравится, — это всего лишь значит, что покупка относится к периоду жизни, который остался позади.
Надежда Агишева, руководитель фонда «Новая коллекция» в Перми
Фото: Евгений Демшин
Первые работы мы с мужем покупали не для украшения интерьера и совсем не рассчитывая на инвестиционный доход. Сама идея собирать современное искусство пришла к нам потому, что мы встретились с человеком, который мечтал о развитии российского рынка и много делал для этого. Речь о кураторе и искусствоведе Екатерине Деготь. 15 лет назад она объяснила, что покупать искусство — значит поддерживать художников. Ну и еще это приятно и ужасно интересно, расширяет горизонты и круг общения. Сейчас в коллекции — Ольга Чернышева, Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Николай Касаткин, Дмитрий Цветков, Константин Звездочетов, Роман Минин, Леонид Тишков, Павел Пепперштейн, Лев Кропивницкий. Из пермских — Иван Лукиных, Максим Каеткин, Алексей Илькаев, Илья Гришаев. «Аутсайдеры» — Нина Горланова, Рудольф Тюрин, Мансур Закиров. Есть небольшая коллекция пермских «классиков» — Репина, Кузина, Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной. За ценами на художников из нашей коллекции поглядываем, но пока ничего не хочется продавать.
Нам важнее показывать коллекцию на выставках и публиковать, а не подчеркивать свой статус за счет картин в интерьерах. Очень часто по запросу музеев, кураторов и самих художников произведения из коллекции путешествуют по стране. Сотрудничаем много с институциями Екатеринбурга — недавно больше 30 работ вернулись в Пермь с выставки «Я люблю тебя, ничего не бойся».
Любимчиков в коллекции нет. Есть понимание, что кому-то из художников сейчас нужна помощь и поддержка, есть желание сделать более видимым пермское искусство, найти ресурсы для того, чтобы в нашем родном городе искусство стало полноценной креативной индустрией.
Вадим Михайлов
Ольга Чернышова. Серия «Панорама»
Элина Табидзе, совладелец ресторанной группы gt
Фото: Михаил Гребенщиков
Моя коллекция началась с Наны Тотибадзе: я увидела ее принты, и они подняли мне настроение. Работы Наны продавали на первой ярмарке blazar в 2020-м, но меня на ней не было, и [руководитель VIP-направления] Аня Аничкова помогла приобрести их дистанционно. А потом мы с Аней завесили искусством все проекты gt.
Я начинающий коллекционер, совсем не разбираюсь в искусстве и просто покупаю то, что нравится. Иногда советуюсь с Аней Аничковой, [художниками] Егором Плотниковым и Женей Буравлевой.
В момент покупки я не думаю о том, куда повешу или поставлю работу. Это как-то решается само собой: потом все обязательно идеально вписывается в пространство.
В моей коллекции — около 40 работ. Есть Георгий Тотибадзе и Мака Батиашвили, Кирилл Доешвили и Алексей Дубинский, Олег Кудряшов и Андрей Ремнев, Дима Ребус и Масао Ямамото, Евгений Антуфьев и Виктор Разгулин, Айдан Салахова.
Но главной гордостью считаю скромную коллекцию работ Резо Габриадзе. Храню все в Москве и в Тбилиси. Много предметов коллекционного дизайна в гастрономическом салоне «Лео»: стулья Ico Parisi и Gerli Eugenio, зеркало Hillebrand, винтажный свет Venini, а еще есть вазы René Lalique, A.Hunebelle и Sabino.
Любимчики у меня есть — это художники, которых я знаю или знала лично.