Пять случаев из истории плагиата
Наследники Энди Уорхола проиграли суд об авторских правах — художника признали виновным в незаконном использовании чужой работы. Постановление суда, по мнению заинтересованной общественности, создает прецедент с непрогнозируемыми последствиями — и действительно, как определять, где заканчивается «оммаж» и начинается «плагиат»? И что делать с концептуальным искусством? The Blueprint решил вспомнить некоторые случаи из истории «плагиата», которые во всей красе свидетельствуют: великие художники крадут — и правильно делают.
В прошлую пятницу наследники Энди Уорхола проиграли суд об авторских правах — художника признали виновным в незаконном использовании чужой работы. Речь шла о серии портретов певца Принса, которую Уорхол сделал в 1984 году по заказу Vanity Fair. Основой для портретов послужила фотография певца, которую сделала Линн Голдсмит — ей тогда за нее заплатили $400. После смерти Уорхола серию выкупил его фонд, и в 2016 году она снова появилась в Vanity Fair — Голдсмит при этом в авторах упомянута не была и никакого нового гонорара не получила. Так появился иск, который Голдсмит сенсационно выиграла, — суд признал, что использование работы Уорхола носило коммерческую цель, а значит, перед нами — «недобросовестное использование чужой работы».
Кино
Серджо Леоне
vs
Акира Куросава
![](/upload/27806/vms/a6c255985b382b868ed70a56462eda17.gif)
![](/upload/27806/vms/ef400604bf8701fb53f785974239bff7.gif)
«За пригоршню долларов», 1964
«Телохранитель», 1961
«Синьор Леоне, я только что посмотрел ваш фильм и могу сказать, что это очень хороший фильм. Правда, это мой фильм», — в 1964 году написал Акира Куросава в письме Серджо Леоне. Фильм Леоне, который только что посмотрел японский классик, был великий спагетти-вестерн «За пригоршню долларов», где Клинт Иствуд впервые сыграл безымянного стрелка. Фильм, с которого он был практически покадрово переносят, снял за три года до этого сам Куросава, — и назывался он «Телохранитель» о самурае-одиночке в Японии XIX века.
![](/upload/27806/vms/f95ac5929c992dc8720330d0ca622a09_small.jpg)
![](/upload/27806/vms/d5d3424c520ca495de29074f4f4e16fd_small.jpg)
«За пригоршню долларов», 1964
«Телохранитель», 1961
Куросава, вполне понимая художественную ценность картины Леоне, тем не менее без компенсации оставаться не собирался — так сложилась одна из самых миролюбивых историй в мировой хронике плагиата, которая показала, что если один гений ворует у другого — то никакой катастрофы в этом нет, главное, чтобы вовремя подключились продюсеры. В случае Куросавы—Леоне именно они урегулировали дело во внесудебном порядке и выплатили Куросаве $100 тыс. компенсации, а также 15% от мировых сборов. Леоне, впрочем, немного побрыкался (безусловно, чисто из спортивного интереса) и заявил, что Куросава, конечно, сам все подсмотрел в классических романах американского нуара, а он, Леоне, просто «вернул все на родину».
Надо сказать, что дело и Леоне, и Куросавы (который, конечно, был большим фанатом американской культуры) сейчас продолжает Квентин Тарантино, который, во-первых, крадет у обоих, а во-вторых, этого совершенно не скрывает.
Литература
Мартин Эмис
vs
Джейкоб Эпштейн
![](/upload/27806/vms/73f315df4cf6530b17507371c55dda74_small.jpg)
![](/upload/27806/vms/a6869f29cc8968a9d392a0398b107ef9_small.jpg)
Случаи литературного «плагиата» подсчету в принципе не поддаются — в каком-то смысле можно сказать, что все так или иначе — вариация Гомера (у которого можно найти много «отсылок» к эпосу о Гильгамеше) или Ветхого завета (в котором тоже без Гильгамеша не обошлось) — но и отношение к заимствованиям гораздо более спокойное, нежели чем в кино, например. Мольер, говорил «Я беру свое добро всюду, где его нахожу», Гейне — что для «поэтов не существует заповеди „не укради“», Зюскинд — что «литературная амнезия — необходимое условие для занятия писательством», список можно продолжать долго. И история литературы знает множество случаев так называемого заимствования — вспомнить хоть великий роман Лоуренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», куда автор ничтоже сумняшеся вставил кусок из «Анатомии меланхолии» Роберта Бертона.
Один из самых показательных случаев спокойной реакции литераторов на подобное — история с дебютным романом недавно умершего классика британской послевоенной прозы Мартина Эмиса. В 1980 году он работал литературным обозревателем в The Observer и написал рецензию на дебютный роман выпускника Йельского университета Джейкоба Эпштейна «Овсянки». «Читая книгу, я нашел примерно 50 цитат из собственного дебютного романа „Записки о Рейчел“, — писал Эмис. — Но вообще граница между заимствованием и влиянием и плагиатом бесконечно расплывчата. Есть в этом хождении по грани что-то подсознательно мазохистское». Эпштейн перед Эмисом извинился и сказал, что сам не понимал, что «цитирует» (без указания источника) книгу Эмиса 1973 года.
Изобразительное искусство
Энди Уорхол
vs
все
![](/upload/27806/vms/fed19bfd97338980c497728c3f2bd972.png)
![](/upload/27806/vms/f2343a1e0870b4902c889097fe30bb0e_small.jpg)
![](/upload/27806/vms/007a00330b60c974a18ddab85f5ae931_small.jpg)
Сейчас отец поп-арта посмертно обвиняется в плагиате, при жизни художнику-концептуалисту, который сознательно работал с тиражной и цитатной составляющими поп-культуры, тоже не удалось избежать претензий. В 1964 году Уорхол выпустил свою, как сейчас понятно, программную работу под названием «Цветы» (в 2011 году она оценивалась в два миллиона фунтов), в основе которой были фотографии художницы Патрисии Колфилд, впервые напечатанные в том же году в журнале Modern Photography.
Это, впрочем, стало известно не сразу, а спустя два года — когда художница подала на Уорхола в суд и потребовала компенсации. Дело было урегулировано во внесудебном порядке, но Уорхол торжественно поклялся не использовать больше в своих работах произведения других людей. О том, насколько он обещанному следовал (никак, разумеется), можно судить и по текущему иску, но тем не менее стоит отметить — если в истории изобразительного искусства есть святой отец от «плагиата», который выдает индульгенции на использование чужих работ, то это, конечно, Уорхол.
Джефф Кунс
vs
Арт Роджерс
![](/upload/27806/vms/a2d69711e46745bed220755a72654dbe_small.jpg)
![](/upload/27806/vms/2209489622b0167c1d905a2329e025cb_small.jpg)
Из живых художников главный продолжатель дела Уорхола — конечно, певец китча и художественная персонификация всех ужасов капитализма в глазах прогрессивной общественности Джефф Кунс. Его, регулярно использующего в своих работах тиражную символику, обвиняли в плагиате не один раз. Самый показательный — «дело о щенках» 1991 года.
Тогда фотограф Арт Роджерс подал на Кунса в суд, утверждая, что скульптура Кунса, который к этому моменту уже был одним из самых успешных художников на планете, «Ряд щенков» — полная копия его фотографии. Дело шло полгода, и Кунс, который теперь даже не судится, а сразу платит, пытался доказать и суду, и общественности, что да, копия (открытку с этой фотографией он увидел в аэропорту за три года до этого и тут же отправил в свою студию), но в этом и вся суть работы. Практически, но не полностью, воспроизводя умильную открытку с щеночками, Кунс таким образом высмеивает всю подобную эстетику. Суду, впрочем, на концептуальные изыскания Кунса было плевать, и Роджерс дело выиграл. Сколько заплатил ему Кунс, неизвестно, но порядок иска был такой — Роджерс требовал $375 тыс. в качестве возмещения ущерба и $2,5 млн в качестве штрафной компенсации.
Музыка
The Beatles
vs
Чак Берри
![](/upload/27806/vms/a33b01b38ac4a0d246e018e7d149e0a8_small.jpg)
![](/upload/27806/vms/c055595bcb6f19f51916f232cfb01878_small.jpg)
![](/upload/27806/vms/a196f976f1873155e7e1128b766320eb_small.jpg)
Come Together The Beatles, 205-е место в списке «500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone», пацифистский гимн и несостоявшийся официальный предвыборный джингл ученого и одного из главных пропагандистов ЛСД в истории человечества Тимоти Лири (он с ним планировал выигрывать пост губернатора Калифорнии у Рональда Рейгана, но был предусмотрительно посажен в тюрьму за хранение марихуаны) — тоже часть великой истории плагиата.
Автор песни, стартовавшей в 1969 году с первой строчки хит-парада Billboard, Джон Леннон, в принципе, никогда не скрывал, что так называемый источник вдохновения для трека — это песня You Can’t Catch Me Чака Берри 1956 года. Для того чтобы обнаружить сходство, владельцам прав на песню Берри потребовалось четыре года — и в 1973 году владелец звукозаписывающей компании Big Seven Music Моррис Леви подал на Леннона в суд. Дело было решено во внесудебном порядке, но к явному выигрышу Леви. Леннон, который к этому моменту был одним из самых знаменитых певцов на планете, согласился записать три песни из каталога Big Seven Music. Ya Ya вышла в 1974-м, You Can’t Catch Me на следующий год, а Angel Baby после смерти певца в 1980 году.