Blueprint
T

Памяти Иосифа Бакштейна

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

12 января в Лондоне в возрасте 78 лет после продолжительной болезни умер Иосиф Бакштейн — искусствовед, критик и основатель Московской Биеннале современного искусства. А еще куратор, который делал громкие выставки в тюрьмах и банях, привозил в Россию мировых арт-селебрити и вывозил из России экспозиции с лучшим современным искусством — одним из первых. Специально для The Blueprint основательница «Винзавода» Софья Троценко вспоминает о том, как Бакштейн открыл современное российское искусство миру.

Для российского современного искусства Иосиф Маркович — большая удача. И тот редкий случай, когда вклад человека оценили при жизни, а не спустя сотню лет. Он дал возможность российскому искусству стать международным — основанная им Московская биеннале буквально прорубила окно в мир и стала своеобразным водоразделом в истории нашего совриска. До нее Бакштейн был известен как куратор и искусствовед, но с появлением такого масштабного и объединяющего проекта вышел на совершенно другой уровень, захватив с собой и российских художников. Биеннале — событие из категории эпохальных, а его организация — титаническая задача. Иосифу постоянно приходилось убеждать в необходимости биеннале чиновников, международное сообщество, партнеров и художников. На нее он приглашал самых значимых арт-деятелей: Даниэля Бирнбаума, Николя Буррио, Розу Мартинес, Ханса-Ульриха Обриста, Жана-Юбера Мартена, Петера Вайбеля и многих-многих других. Кураторы, коллекционеры и журналисты приезжали увидеть наши проекты благодаря ему. А проекты, надо сказать, он открывал первосортные — проходных не было. Многие из них и вовсе стали культовыми — как выставка «Клуба авангардистов» 1988 года в мужском зале Сандуновских бань при участии Гия Абрамишвили, Свена Гундлаха, Константина Звездочетова, Константина Латышева и Дмитрия Пригова.


Профессиональное и институциональное становление «Винзавода» тоже во многом случилось благодаря Иосифу Марковичу — проект «Верю», которым в 2007 году открывался ЦСИ входил в программу второй Московской биеннале. Да и в будущем многие проекты биеннале — как, например, выставка художника Даррена Алмонда, «Московская ретроспектива» Ильи и Эмилии Кабаковых и «Трусливый трактор» Эрвина Вурма — тоже были показаны на «Винзаводе».


Количество людей, начавших свой карьерный путь именно с его проектов и потом ставших значимыми фигурами, сложно посчитать. Особенно учитывая основанный им в 1992 году Институт современного искусства — первое образовательное учреждение в России, в котором обучали современному искусству и воспитали несколько поколений современных художников.


Вообще Бакштейна можно описывать множеством эпитетов, но главный из них очевиден: он — большая любовь. Для профессионального сообщества Иосиф был хедлайнером, визионером и комиссаром. Он был везде. Его можно было встретить почти на любом арт-событии. Казалось — зачем? Ответила на этот вопрос для себя я только спустя время: ему было очень важно само искусство. А еще он «видел» людей. Умел с ними работать, оставлять на своей орбите, ценить и уважать. И это нас объединяло, хотя мы и не были близкими друзьями. Я была на последнем публичном дне рождении Иосифа в Фонде «Екатерина» — тогда он уже болел. Было грустно: это был день рождения, на котором он со всеми прощался.


Иосиф Бакштейн
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}