Если бы я не стал художником, я бы стал очками Ларса фон Триера
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В Музее Москвы открывается ярмарка молодого современного искусства blazar — традиционный спутник Cosmoscow. В blazar участвуют не только галереи, но и независимые художники на старте карьеры. The Blueprint выбрал самых перспективных и попросил их кратко рассказать о себе, своей работе и роли искусства в кризисные времена.
Полина Рукавичкина, 28 лет
школа родченко
фото: Евгения Соломатина
Свидетель, медиатор, воспринимающий мир не простым и не плоским, готовый принимать дискомфорт, неопределенность. Человек, который бережет/нащупывает свою свободу и ищет названия для белых пятен.
Художник это...
Избегать герметичности работы, романтизации роли художника и замкнутости на художественном сообществе.
Мое художественное кредо
Пространстве — физическом и эмоциональном, которое мы воспроизводим и не замечаем, как рыбы не замечают воду. Я ищу его проявления, чтобы разобрать эту ткань на составляющие: в городской архитектуре, в студенческом общежитии, между гаражами и кирпичными стенами, в приметах вытесненных языков (и отличных способах мыслить в том числе), в казенных культурных мероприятиях. И о том, как в этом пространстве растет и формируется человек.
Мои работы – о...
Чтобы не делать этот список бесконечным, ограничусь некоторыми фотографами: Alessandra Sanguinetti, Lina Schenius, Rinka Kawauchi, Nan Goldin, Jim Goldberg, Wolfgang Tillmans, Alec Soth. В работах каждого из них я вижу стремление к контакту, отражение мира как сложности и выраженную субъективность взгляда, точность описания общего через частное, а еще — силу намерения, проявленную в длительности работы над своими сериями. Многие из них выстраивают близкие и доверительные отношения с героями своих проектов во время работы или снимают своих близких. Меня это восхищает, потому что это не всем присущая способность — быть внутри и снаружи одновременно, проживать и фиксировать.
Кого из художников я пригласила бы на обед?
Осмысления и фиксации реальности, конструирования памяти, инициирования диалога. Оно не скорая помощь и не лозунг, одно оно не меняет мир, но все, что мы сейчас запоминаем и отражаем, важно для завтра. И для сегодня, если оно способствует тому, чтобы мы друг к другу повернулись.
В кризисные времена искусство нужно для...
СЕРГЕЙ ОБУХОВ, 26 ЛЕТ
Академия художеств им. и.репина
Настоящий художник для меня — это проводник между бестелесностью и материей.
Художник это...
Искренность и самоотдача.
Мое художественное кредо
То мне пришлось бы умереть, чтобы заново родиться и стать художником.
Если бы я не стал художником
Чаще всего человеке и его самоидентификации в многомерной реальности.
Мои работы – о...
Своих друзей
Кого из художников я пригласил бы на обед?
Баланса духовного и материального.
В кризисные времена искусство нужно для...
МАКСИМ АГАФОНОВ, 25 ЛЕТ
У меня нет специального художественного образования, я всегда позиционировал себя больше как фотограф, но нынче это уже четвертая выставка, на которой представлены мои работы, и я могу называть себя Художником. Первые две выставки были персональными и проходили в моем родном Ижевске, затем в любимой Казани была выставка OLOMARNO, а сейчас параллельно с blazar мои работы представлены в казанской галерее современного искусства «БИЗОN» в рамках групповой выставки «Свои: выход из-под контроля».
Человек, который через различные визуальные форматы пробует показать, донести внешнему миру то, что у него внутри, в голове, возможно, то, что он сам до конца не понимает, но при этом переводит в реальность и в конечном итоге приходит к пониманию себя.
Художник это...
Долгое время были слова мамы «куртчы, но лэсьты», что в переводе с удмуртского означает «терпи, но делай», с чем сейчас я в корне не согласен. Делай не через боль, а когда есть ресурсы на это.
Мое художественное кредо
Я был бы художником. Для меня художник — это очень обширное слово, в нем очень много значений. Можно быть дизайнером-художником, фотографом-художником. И здесь я перечислил только то, кем я сам был, пробовал быть или являюсь.
Если бы я не стал художником...
Поиске себя и создании удмуртских образов, которых не было в моем детстве, хотя я вырос в удмуртской деревне Квардавозь. Не было удмуртских танцев, не было традиционных удмуртских костюмов, не было удмуртских обрядов. И в своих работах я изображаю элементы, которые как бы являются частью удмуртов и частью меня, но которые появились в моей жизни гораздо позже, уже во взрослой жизни. Свое творчество я описываю словом olomarno — «оломар» (с удм.) — что-то/неизвестно что. Это не только про поиск себя в глобальном мире, но и поиск удмуртского в себе.
Мои работы – о...
У меня нет кумиров среди художников, нет художника, чью жизнь и работы я бы изучал досконально. Но я бы выделил Сергея Параджанова, художника и режиссера, чьими работами я в последнее время вдохновляюсь, чувствую их, в них есть символика быта, колорит, традиционность, которые мне близки.
Кого из художников я пригласил бы на обед?
Понимания своих ощущений, обрабатывания своего опыта. Когда у меня бывают кризисы, я смотрю фильмы, слушаю музыку, я не иду смотреть живопись, потому в этот момент для меня более понятны динамичные формы искусства, которые успокаивают, заземляют меня.
В кризисные времена искусство нужно для...
АЛЕНА ЖАНДАРОВА, 34 ГОДА
Европейский институт
ДИЗАЙНА IED, ФАКУЛЬТЕТ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ
Проводник и приемник, который пропускает через себя некое нематериальное знание, переводя его в осязаемую, упорядоченную форму.
Художник это...
Единство, равноценность и взаимосвязь.
Мое художественное кредо
Художник — это не столько профессия, сколько состояние. А непреодолимая тяга к эксперименту — важная составляющая моей сути. Я могла бы как-то иначе ее проявлять, но это был бы просто другой инструмент или канал, но не сам посыл.
Если бы я не стала художником
Я бы сходила на ужин с Хелен Франкенталер (ни разу не видела вживую ее картин, но она где-то глубоко в моем сердце) и Рут Асавы (я бы спросила, как ей удавалось заниматься искусством такого уровня, имея шестерых детей).
Кого из художников я пригласила бы на ужин?
Напоминания о ценности человеческой жизни.
В кризисные времена искусство нужно для...
АЛЕКСАНДР КОРОБОВ,
SASHONICHKA, 24 ГОДА
МГАХИ им. Сурикова
Слово, которое сложно произносить.
Художник это...
Это вряд ли что-то цельное. Да и нужно ли руководствоваться каким-то видением?
Мое художественное кредо
Я был бы — архитектором. Не понимаю, почему я когда-то решил, что это хорошая идея.
Мне кажется, вещи, которые у меня получаются, могут прожить и без моих интерпретаций. Так им даже будет лучше.
Если бы я не стал художником
БГ я пригласил бы на завтрак, Довлатова на обед и Керуака на ужин.
Кого из художников я пригласил бы на обед?
Наверное, спасения души.
В кризисные времена искусство нужно для...
ЕКАТЕРИНА БЕРДЮГИНА, 29 ЛЕТ
Академия имени И.Репина
Это попытка зафиксировать ощущение, перевести его в поле пластического решения. Я придерживаюсь прикладного метода, в котором часто экспериментирую, иду от визуала. В таком подходе очень много интуитивного.
Мое художественное кредо
Я была бы кем угодно.
Если бы я не стала художником
В своей практике я часто отталкиваюсь от визуального, и это визуальное связано с тем, что, я думаю, можно назвать красотой. Хоть понятие красоты у всех разное, мне кажется, мои работы об этом. О красоте.
Мои работы – о...
За художника говорят его работы, а с авторами иногда бывает трудно общаться. Не сказала бы, что вообще люблю говорить с художниками.
Кого из художников я пригласила бы на обед?
Искусство для меня необходимо всегда. В кризисные времена это может стать и анестезией.
В кризисные времена искусство нужно для...
АНАСТАСИЯ НЕСТЕРЕНКО, 23 ГОДА
МГХПУ им. Строганова
Человек, который умеет создать что-то, что завораживает людей вокруг. Художник для меня — это то, что он делает.
Художник это...
Это суметь облачить в форму свое переживание, мутную навязчивую идею. Ее часто сложно поймать, при этом она постоянно мельтешит перед глазами.
Мое художественное кредо
Мне часто хочется быть кем-то еще, кроме художника, но все эти варианты лишь смена инструментов для самовыражения.
Если бы я не стала художником
Воспоминании — в форме традиционной керамики. Сейчас я работаю с так называемой голубой керамикой и на ее поверхности делаю коллажи о ностальгии.
Мои работы – о...
В этом году я писала диссертацию о Грейсоне Перри и Говарде Коттлере, я бы на ужин позвала их.
Кого из художников я пригласила бы на обед?
Того, чтобы эти времена запечатлеть и рассказать о них тем, кто будет после.
В кризисные времена искусство нужно для...
ДИМА БОЛОХОВ, 35 ЛЕТ
Мистик, пророк, ретранслятор божественной воли.
Художник это...
«Господь, дай мне клыки, чтобы впиться в горло будничности. Дай мне когти, чтобы порвать эту реальность».
Мое художественное кредо
Я бы стал очками Ларса фон Триера.
Если бы я не стал художником
Мои работы — предвкушение надвигающейся бури, образы апокалипсиса.
Мои работы – о...
Алексея Таруца, он делает бескомпромиссное искусство, по силе воздействия с которым мало что может соперничать.
Кого из художников я пригласил бы на обед?
На вопрос про кризисные времена я отвечу так: искусство для меня не утилитарно.
В кризисные времена искусство нужно для...
ДАРЬЯ АНЦИФЕРОВА, JAKUTA,
24 ГОДА
Что-то про мир.
Художник это...
Это and live the phrase «Sky is the limit».
Мое художественное кредо
Я была бы музыкантом.
Если бы я не стал художником
«My lips must confess \\ So I will \\ Never let that little girl alone \\ I don’t care if they call her bad \\ Bad girl \\ You better believe it, Mama».
Мои работы – о...
Билла Трейлора.
Кого из художников я пригласил бы на обед?
Леша Павлов, 29 лет
Школа современной фотографии «Докдокдок»
Художнику нужно постоянно осмыслять собственный путь, пристально всматриваться в свои следы. Сейчас все затянуто темнотой, поэтому это дается сложнее. Приходится постоянно пересекать границы, как внешние, так и внутренние. Оголяется огромное количество скрытой лжи, исходившей от других и от меня самого. Я уже и не помню, когда в последний раз испытывал что-то, кроме боли, грусти, страха и непонимания. Но у меня есть моя практика, с помощью которой я пытаюсь все это разгрести, осмыслить и проговорить. Без этого я бы, наверное, очень быстро отчаялся.
«Вестники и обещания» ценны для меня тем, что это моя первая попытка высказаться о безобидном, на первый взгляд, явлении, которое способно напугать масштабом грядущих за ним проблем. Умение распознавать что-то неочевидное, пока оно не переросло в нечто ужасное, — мне всегда не хватало этого умения. Кроме всего прочего работа над этим проектом научила меня не бояться собственных сомнений, отпускать свою фантазию и помогла развить мой язык.
Художник это...
Вместо художников я бы пригласил своих бабушку и дедушку.
Кого из художников я пригласил бы на обед?