Blueprint
T

Если бы я не стал художником, я бы стал очками Ларса фон Триера

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В Музее Москвы открывается ярмарка молодого современного искусства blazar — традиционный спутник Cosmoscow. В blazar участвуют не только галереи, но и независимые художники на старте карьеры. The Blueprint выбрал самых перспективных и попросил их кратко рассказать о себе, своей работе и роли искусства в кризисные времена.

Полина Рукавичкина, 28 лет

школа родченко

фото: Евгения Соломатина

Свидетель, медиатор, воспринимающий мир не простым и не плоским, готовый принимать дискомфорт, неопределенность. Человек, который бережет/нащупывает свою свободу и ищет названия для белых пятен.

Художник это...

Избегать герметичности работы, романтизации роли художника и замкнутости на художественном сообществе.



Мое художественное кредо

Пространстве — физическом и эмоциональном, которое мы воспроизводим и не замечаем, как рыбы не замечают воду. Я ищу его проявления, чтобы разобрать эту ткань на составляющие: в городской архитектуре, в студенческом общежитии, между гаражами и кирпичными стенами, в приметах вытесненных языков (и отличных способах мыслить в том числе), в казенных культурных мероприятиях. И о том, как в этом пространстве растет и формируется человек.



Мои работы – о...

Чтобы не делать этот список бесконечным, ограничусь некоторыми фотографами: Alessandra Sanguinetti, Lina Schenius, Rinka Kawauchi, Nan Goldin, Jim Goldberg, Wolfgang Tillmans, Alec Soth. В работах каждого из них я вижу стремление к контакту, отражение мира как сложности и выраженную субъективность взгляда, точность описания общего через частное, а еще — силу намерения, проявленную в длительности работы над своими сериями. Многие из них выстраивают близкие и доверительные отношения с героями своих проектов во время работы или снимают своих близких. Меня это восхищает, потому что это не всем присущая способность — быть внутри и снаружи одновременно, проживать и фиксировать.





Кого из художников я пригласила бы на обед?

Осмысления и фиксации реальности, конструирования памяти, инициирования диалога. Оно не скорая помощь и не лозунг, одно оно не меняет мир, но все, что мы сейчас запоминаем и отражаем, важно для завтра. И для сегодня, если оно способствует тому, чтобы мы друг к другу повернулись.





В кризисные времена искусство нужно для...

СЕРГЕЙ ОБУХОВ, 26 ЛЕТ

Академия художеств им. и.репина

Настоящий художник для меня — это проводник между бестелесностью и материей.

Художник это...

Искренность и самоотдача.

Мое художественное кредо

То мне пришлось бы умереть, чтобы заново родиться и стать художником.

Если бы я не стал художником

Чаще всего человеке и его самоидентификации в многомерной реальности.

Мои работы – о...

Своих друзей


Кого из художников я пригласил бы на обед?

Баланса духовного и материального.



В кризисные времена искусство нужно для...

МАКСИМ АГАФОНОВ, 25 ЛЕТ

У меня нет специального художественного образования, я всегда позиционировал себя больше как фотограф, но нынче это уже четвертая выставка, на которой представлены мои работы, и я могу называть себя Художником. Первые две выставки были персональными и проходили в моем родном Ижевске, затем в любимой Казани была выставка OLOMARNO, а сейчас параллельно с blazar мои работы представлены в казанской галерее современного искусства «БИЗОN» в рамках групповой выставки «Свои: выход из-под контроля».

Человек, который через различные визуальные форматы пробует показать, донести внешнему миру то, что у него внутри, в голове, возможно, то, что он сам до конца не понимает, но при этом переводит в реальность и в конечном итоге приходит к пониманию себя.



Художник это...

Долгое время были слова мамы «куртчы, но лэсьты», что в переводе с удмуртского означает «терпи, но делай», с чем сейчас я в корне не согласен. Делай не через боль, а когда есть ресурсы на это.


Мое художественное кредо

Я был бы художником. Для меня художник — это очень обширное слово, в нем очень много значений. Можно быть дизайнером-художником, фотографом-художником. И здесь я перечислил только то, кем я сам был, пробовал быть или являюсь.



Если бы я не стал художником...

Поиске себя и создании удмуртских образов, которых не было в моем детстве, хотя я вырос в удмуртской деревне Квардавозь. Не было удмуртских танцев, не было традиционных удмуртских костюмов, не было удмуртских обрядов. И в своих работах я изображаю элементы, которые как бы являются частью удмуртов и частью меня, но которые появились в моей жизни гораздо позже, уже во взрослой жизни. Свое творчество я описываю словом olomarno — «оломар» (с удм.) — что-то/неизвестно что. Это не только про поиск себя в глобальном мире, но и поиск удмуртского в себе.

Мои работы – о...

У меня нет кумиров среди художников, нет художника, чью жизнь и работы я бы изучал досконально. Но я бы выделил Сергея Параджанова, художника и режиссера, чьими работами я в последнее время вдохновляюсь, чувствую их, в них есть символика быта, колорит, традиционность, которые мне близки.

Кого из художников я пригласил бы на обед?

Понимания своих ощущений, обрабатывания своего опыта. Когда у меня бывают кризисы, я смотрю фильмы, слушаю музыку, я не иду смотреть живопись, потому в этот момент для меня более понятны динамичные формы искусства, которые успокаивают, заземляют меня.


В кризисные времена искусство нужно для...

АЛЕНА ЖАНДАРОВА, 34 ГОДА

Европейский институт

ДИЗАЙНА IED, ФАКУЛЬТЕТ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ

Проводник и приемник, который пропускает через себя некое нематериальное знание, переводя его в осязаемую, упорядоченную форму.

Художник это...

Единство, равноценность и взаимосвязь.

Мое художественное кредо

Художник — это не столько профессия, сколько состояние. А непреодолимая тяга к эксперименту — важная составляющая моей сути. Я могла бы как-то иначе ее проявлять, но это был бы просто другой инструмент или канал, но не сам посыл.

Если бы я не стала художником

Я бы сходила на ужин с Хелен Франкенталер (ни разу не видела вживую ее картин, но она где-то глубоко в моем сердце) и Рут Асавы (я бы спросила, как ей удавалось заниматься искусством такого уровня, имея шестерых детей).

Кого из художников я пригласила бы на ужин?

Напоминания о ценности человеческой жизни.



В кризисные времена искусство нужно для...

АЛЕКСАНДР КОРОБОВ,

SASHONICHKA, 24 ГОДА

МГАХИ им. Сурикова

Слово, которое сложно произносить.

Художник это...

Это вряд ли что-то цельное. Да и нужно ли руководствоваться каким-то видением?

Мое художественное кредо

Я был бы — архитектором. Не понимаю, почему я когда-то решил, что это хорошая идея.

Мне кажется, вещи, которые у меня получаются, могут прожить и без моих интерпретаций. Так им даже будет лучше.

Если бы я не стал художником

БГ я пригласил бы на завтрак, Довлатова на обед и Керуака на ужин.

Кого из художников я пригласил бы на обед?

Наверное, спасения души.




В кризисные времена искусство нужно для...

ЕКАТЕРИНА БЕРДЮГИНА, 29 ЛЕТ

Академия имени И.Репина

Это попытка зафиксировать ощущение, перевести его в поле пластического решения. Я придерживаюсь прикладного метода, в котором часто экспериментирую, иду от визуала. В таком подходе очень много интуитивного.



Мое художественное кредо

Я была бы кем угодно. 

Если бы я не стала художником

В своей практике я часто отталкиваюсь от визуального, и это визуальное связано с тем, что, я думаю, можно назвать красотой. Хоть понятие красоты у всех разное, мне кажется, мои работы об этом. О красоте.

Мои работы – о...

За художника говорят его работы, а с авторами иногда бывает трудно общаться. Не сказала бы, что вообще люблю говорить с художниками.

Кого из художников я пригласила бы на обед?

Искусство для меня необходимо всегда. В кризисные времена это может стать и анестезией.



В кризисные времена искусство нужно для...

АНАСТАСИЯ НЕСТЕРЕНКО, 23 ГОДА

МГХПУ им. Строганова

Человек, который умеет создать что-то, что завораживает людей вокруг. Художник для меня — это то, что он делает.

Художник это...

Это суметь облачить в форму свое переживание, мутную навязчивую идею. Ее часто сложно поймать, при этом она постоянно мельтешит перед глазами. 

Мое художественное кредо

Мне часто хочется быть кем-то еще, кроме художника, но все эти варианты лишь смена инструментов для самовыражения.

Если бы я не стала художником

Воспоминании — в форме традиционной керамики. Сейчас я работаю с так называемой голубой керамикой и на ее поверхности делаю коллажи о ностальгии.

Мои работы – о...

В этом году я писала диссертацию о Грейсоне Перри и Говарде Коттлере, я бы на ужин позвала их.

Кого из художников я пригласила бы на обед?

Того, чтобы эти времена запечатлеть и рассказать о них тем, кто будет после. 



В кризисные времена искусство нужно для...

ДИМА БОЛОХОВ, 35 ЛЕТ

Мистик, пророк, ретранслятор божественной воли.

Художник это...

«Господь, дай мне клыки, чтобы впиться в горло будничности. Дай мне когти, чтобы порвать эту реальность».

Мое художественное кредо

Я бы стал очками Ларса фон Триера.

Если бы я не стал художником

Мои работы — предвкушение надвигающейся бури, образы апокалипсиса.

Мои работы – о...

Алексея Таруца, он делает бескомпромиссное искусство, по силе воздействия с которым мало что может соперничать. 

Кого из художников я пригласил бы на обед?

На вопрос про кризисные времена я отвечу так: искусство для меня не утилитарно.


В кризисные времена искусство нужно для...

ДАРЬЯ АНЦИФЕРОВА, JAKUTA, 

24 ГОДА

Что-то про мир.

Художник это...

Это and live the phrase «Sky is the limit».


Мое художественное кредо

Я была бы музыкантом. 

Если бы я не стал художником

«My lips must confess \\ So I will \\ Never let that little girl alone \\ I don’t care if they call her bad \\ Bad girl \\ You better believe it, Mama».

Мои работы – о...

Билла Трейлора. 

Кого из художников я пригласил бы на обед?

Леша Павлов, 29 лет

Школа современной фотографии «Докдокдок»

Художнику нужно постоянно осмыслять собственный путь, пристально всматриваться в свои следы. Сейчас все затянуто темнотой, поэтому это дается сложнее. Приходится постоянно пересекать границы, как внешние, так и внутренние. Оголяется огромное количество скрытой лжи, исходившей от других и от меня самого. Я уже и не помню, когда в последний раз испытывал что-то, кроме боли, грусти, страха и непонимания. Но у меня есть моя практика, с помощью которой я пытаюсь все это разгрести, осмыслить и проговорить. Без этого я бы, наверное, очень быстро отчаялся.


«Вестники и обещания» ценны для меня тем, что это моя первая попытка высказаться о безобидном, на первый взгляд, явлении, которое способно напугать масштабом грядущих за ним проблем. Умение распознавать что-то неочевидное, пока оно не переросло в нечто ужасное, — мне всегда не хватало этого умения. Кроме всего прочего работа над этим проектом научила меня не бояться собственных сомнений, отпускать свою фантазию и помогла развить мой язык.

Художник это...

Вместо художников я бы пригласил своих бабушку и дедушку. 

Кого из художников я пригласил бы на обед?

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}