NFT в искусстве
За последний месяц разговоров, новостей и даже мемов с упоминанием аббревиатуры NFT стало так много, что кажется, будто в мире искусства больше ничего не происходит. В англоязычном сегменте новой социальной сети Clubhouse дня не проходит без хотя бы одной дискуссии с названием вроде «Все, что вы должны знать об NFT», а почти все разговоры об искусстве в конце концов тоже сводятся к обсуждению NFT. Объясняем, что такое невзаимозаменяемый токен — и как он помогает художникам бороться за свои права, а также создавать произведения, которые меняются в реальном времени.
Пока готовился этот материал, блокчейн-компания Injective Protocol приобрела у нью-йоркской галереи Taglialatella принт Бэнкси Morons (White) за 95 тысяч долларов и устроила в секретном месте в Бруклине ее сожжение в прямом твиттер-эфире. Как только работа догорела, ей был присвоен NFT (невзаимозаменяемый токен), что стало первым случаем превращения материального произведения искусства в цифровой актив. Представители галереи о планах сжечь после приобретения не знали. Сама работа представляет собой сценку на аукционе, где торгуется картина с текстом I can’t believe you morons actually buy this shit. Итак, кому и зачем нужны невзаимозаменяемые токены и почему все вдруг заговорили о них сейчас?
блокчейн и искусство
N
В 2009 году появилась технология блокчейн, которая за годы существования стала альтернативой традиционной финансовой среде и своеобразной реакцией на растущее недоверие к централизованным финансовым институтам.
Блокчейн (буквально «цепь из блоков») — технология, лежащая в основе работы криптовалют. Она организует базу данных, состоящую из цепочки блоков, в каждом из которых хранится информация о предыдущем блоке. Эта база данных децентрализована, то есть хранится она на всех компьютерах участников системы, так же, как и все совершенные транзакции отображаются сразу на всех компьютерах. Эту систему сложнее взломать, она прозрачна и надежно защищена.
F
t
Александр Сальников, со-основатель и директор по продукту Rarible, называет блокчейн-технологию решением проблемы отсутствия права собственности на информацию в интернете: «теперь есть способ сказать про картинку в интернете, что „она моя“, а потом это право при желании кому-нибудь продать»
Сама технология блокчейн не нова, но ее активная интеграция в мир искусства началась недавно, и за последние несколько лет появилось множество стартапов, использующих блокчейн-инструменты для подтверждения подлинности и уникальности произведений цифрового искусства, продажи традиционных предметов искусства в индивидуальное или коллективное владение. Первая платформа для сертификации произведений искусства Verisart была запущена в 2015 году британским предпринимателем и коллекционером Робертом Нортоном (ранее сооснователем платформы Sedition art для диджитал-художников и директором Saatchi Online).
Неделю назад один из самых дорогих в мире художников Дэмиен Херст сделал шаг в сторону блокчейна и выставил на онлайн-платформе Heni Leviathan серию из восьми принтов The Virtues, изображающих цветущие вишневые деревья. Каждый принт был оценен в 3000 долларов, а покупатели впервые могли оплатить покупку произведения Херста криптовалютами Bitcoin или Ethereum. Принты названы по перечню добродетелей этического кодекса самураев — Justice, Courage, Mercy, Politeness, Honesty, Honor, Loyalty, Control.
Damien Hirst, «The Virtues»
ЧТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ НУЖЕН NFT?
Для того чтобы перенести произведения искусства в блокчейн, его нужно «токенизировать». Сделать это можно двумя способами — выпустить один токен для одного произведения или разбить произведение на несколько токенов, позволяющих продать его в коллективное владение. NFT (nonfungible token) — это невзаимозаменяемый токен, подтверждающий право собственности на произведение искусства, чаще всего цифрового. Сам токен — это запись в блокчейне, своего рода виртуальная «ценная бумага» в цифровом мире, стоимость которой определяется ее создателем.
Допустим, вы художник, занимаетесь digital-искусством, выкладываете свои произведения в инстаграм, у вас достаточное количество фолловеров и к вашему творчеству проявляет интерес художественное сообщество. Для продажи работ вы можете пойти по традиционному пути через галерею (которая возьмет комиссию от продажи вашей работы), а можете самостоятельно «токенизировать» произведение на одном из криптомаркетплейсов, назначить ему цену и дождаться своего покупателя.
Покупатель NFT-объекта получает блокчейн-сертификат, который хранится в цифровом кошельке и подтверждает владение объектом. Информация об этом владении и обо всех его последующих изменениях будет доступна всем участникам системы, открыто и прозрачно. Само произведение искусства, будь то анимация, картинка или видео, при этом продолжает жить в интернете в общем доступе.
25 февраля цифровой художник Майк Винкельман, известный как Beeple, выставил на аукционе Christie’s работу Everydays: the first 5000 days, существующую как NFT-объект и представляющую собой коллаж из 5000 уникальных изображений, которые с 2007 по 2021 он ежедневно выкладывал в свой инстаграм. Аукцион завершится 11 марта, ставки уже сейчас превысили отметку 3 млн долларов. Christie’s стал первым из мировых аукционных домов, выставивших на торги NFT-арт-объект, что стало определенным признанием новой технологии авторитетным игроком арт-рынка и вывело ее в мейнстрим.
Beeple, «Everydays: the first 5000 days»
Еще раньше, в октябре 2020 года коллекционер Пабло Родригес-Фрайле приобрел аутентифицированное на блокчейне 10-секундное видео Beeple с лежащим на траве нарисованным гигантским телом Дональда Трампа за 67 000 долларов, а в конце февраля этого года продал его за 6,6 млн долларов на аукционе Nifty Gateway.
Певица и подруга Илона Маска Grimes недавно выставила на том же Nifty Gateway коллекцию цифровых артефактов и заработала 6 млн долларов от продажи десяти объектов. Основную долю продажи составили два лота Earth и Mars — короткие видео с оригинальными саундтреками, у каждого есть тысячи копий, на торгах было продано около 700 экземпляров на общую сумму 5,18 млн долларов. Уникальное видео Death of the Old с летающими под песню Граймс ангелами было продано за 389 тысяч долларов и стало самым дорогим объектом аукциона. Торги продлились всего двадцать минут после того, как Граймс объявила о них в своем твиттере.
По данным Nonfungible.com, в 2020 году объем продаж на рынке NFT превысил 350 млн долларов и вырос почти на 300% по сравнению с 2019-м. Есть предпосылки полагать, что в 2021 году этот рост продолжится.
Dropping NFTs tomorrow at 2pm EST. enter the void pic.twitter.com/l9fNFUCheX
— ☘︎?????? (@Grimezsz) February 28, 2021
Beeple, «Crossroad»
ГДЕ ЕЩЕ ПОКУПАТЬ ТОКЕНИЗИРОВАННОЕ ИСКУССТВО?
Основными площадками для продажи и покупки являются криптомаркетплейсы и онлайн-платформы, вокруг каждой из которых формируется свое комьюнити заинтересованных коллекционеров.
Snark Art — основанная в 2017 году в США Михаилом Либманом и Андреем Алехиным технологическая лаборатория и платформа для создания произведений искусства, использующая блокчейн как креативную среду. Самый известный кейс соединения it-технологий с искусством — арт-проект 2018 года 89 Seconds Atomized со знаменитой художницей Ив Суссман. Ее 10-минутная видеоработа, основанная на картине Веласкеса «Менины», находится в коллекциях нескольких мировых музеев, но выставляется довольно редко. Snark.art. предложили художнице разбить произведение на 2000 фрагментов-атомов и поэкспериментировать с концепцией коллективного владения арт-объетом. Так видеоработа стоимостью 200 тысяч долларов была разделена на кусочки экрана размером 20/20 пикселей стоимостью всего 100 долларов. Чтобы посмотреть работу целиком, владельцы фрагментов должны договориться между собой и «одолжить» атомы у других участников.
Rarible — одна из ведущих площадок для создания NFT и торговли ими, была организована в 2019 году Алексеем Фалиным и Александром Сальниковым. В феврале этого года американская актриса Линдси Лохан выпустила там свой токен с начальной ценой 59,4 тысячи долларов (33 ETH), заявив, что верит в финансовую децентрализацию мира, а биткоин — это его будущее. Александр Сальников, сооснователь и директор по продукту Rarible, называет свой подход в отбору художников, которые выставляются на платформе, «довольно либертарианским»: «Есть люди, которые хотят рисовать и сказать этим что-то миру. А есть люди, которые хотят это увидеть и купить. Мы их объединяем».
The Art Exchange — платформа, ориентированная на тех, кто хочет покупать традиционное искусство, что отличает его от перечисленных выше площадок, нацеленных все-таки на диджитал-арт. Его основательница, издательница The Art Newspaper Инна Баженова сама собирает классическое искусство, поэтому решила создать инструмент, позволяющий снизить «порог входа» в среду коллекционеров и дать более широкой аудитории прикоснуться к владению признанными шедеврами. Здесь можно стать совладельцем произведения Боттичелли или Рембрандта, такой цифровой актив не утратит ликвидности, а токен может быть передан в наследство. Сами картины при этом продолжают путешествовать по выставкам, как это часто происходит с работами из частных коллекций — владельцы иногда их и не видят.
Malevich — придуманный заместителем главы аукциона Philips Светланой Марич блокчейн-проект работает по краудфандинговой модели и предлагает пользователям инвестировать в «материальное» произведение искусства на стадии его создания (то есть на вырученные деньги художник создает работу для будущей выставки). Взамен участники получают токен с правами на работу, который в случае успеха произведения, можно будет продать подороже. Можно и просто приобрести Artwork token работ Евгения Антуфьева, Павла Пепперштейна или Константина Бранкузи, которые физически останутся доступны для публики в музее или галерее, а вы будете знать, что это произведение из вашей коллекции.
Что нам со всем этим делать?
У многих традиционных коллекционеров принцип NFT-искусства вызывает сомнения и скепсис, потому что, в сущности, ты владеешь не физическим объектом, который можно повесить дома на стену или выставить на выставке, а самим «правом владения» изображением, которое, вполне может находиться в свободном доступе в сети. В одной из Clubhouse-гостиных известный российский коллекционер предложил распечатать NFT-объекты и сделать из них выставку офлайн, что, конечно, звучит очень по-бумерски.
Концепция криптоарта, по мнению многих погруженных в процесс, скорее ориентирована на младших миллениалов и поколение Z, людей, которые родились и выросли с технологиями. Для них в порядке вещей отслеживать редкие «дропы», покупать виртуальную одежду и воспринимать мемы как объекты искусства, за владение которыми можно дорого заплатить. Анимированное изображение с Nyan Cat было продано за 580 тысяч долларов, цена на пиксельного лягушонка Pepe на платформе OpenSea доходит до 150 тысяч долларов. Эти картинки и гифки — классические интернет-мемы, опубликованные миллионами пользователей, но именно NFT-технология позволяет кому-то быть счастливым владельцем шедевра мировой узнаваемости.
Трудно судить о доле серого рынка искусства, но очевидно, что блокчейн-технологии сделают транзакции искусства более прозрачными. Для самих художников следить за дальнейшим перемещением работ по миру станет безусловным бонусом (собрать ранние работы для ретроспективы зрелому художнику сегодня очень тяжело, а блокчейн позволит оставаться в контакте с последним владельцем), и кроме того NFT станет революционной технологией в области авторских отчислений: платформа Rarible, например, позволяет заложить в сделку процент отчислений художнику при следующих перепродажах — например 10%, которые художник будет получать каждый раз, как кто-то с выгодой перепродаст его работу.
Nyan Cat
Выживет ли материальное искусство?
Не все художники готовы к полному уходу в диджитал, для авторов по-прежнему большую ценность составляет физическое присутствие их произведения в выставочном пространстве, где с ними взаимодействует живая аудитория. Хотя например классики современного искусства Илья и Эмилия Кабаковы, чье творчество мы привыкли воспринимать именно в музейной инсталляции, создали для платформы Snark Art уникальную цифровую работу, основанную на рисунке D-161 и проданную за 6 тысяч долларов.
Илья и Эмилия Кабаковы, D-161, 1995
Кристина Штейнбрехер-Пфандт, международный куратор, директор и со-основатель Blockchain.art, полагает, что начинающие, да и состоявшиеся художники вскоре будут обращаться к NFT — и даже архивные материалы художников со временем будут токенизированы и выведены на рынок, а мир материального искусства все больше будет пользоваться блокчейном для отслеживания передвижений и подтверждения подлинности.
Blockchain.art запустится через 1,5 месяца, и его решение отличается от всего, что есть сейчас на рынке, — проект предлагает интегрировать NFT маркетплейс на уже существующий сайт. Кристина Штейнбрехер-Пфандт уточняет, что «мы не хотим „убивать“ галереи, наоборот, наша идея в том, чтобы помочь им (а также художникам и арт-сообществам) развивать бизнес с использованием новых технологий».
Нельзя сказать, что мнение Штейнбрехер-Пфандт в мире искусства разделяют единогласно. Сергей Гущин, основатель галереи Fragment, полагает, что продажи на Nifty Gateways и аналогичных платформах рассчитаны на очень специфическую аудиторию. Покупатели всего этого — с одной стороны фанаты тех художников и прочих личностей творческих профессий, за которыми они следят в соцсетях (и Nifty Gateways работает только с «миллионщиками» или очень влиятельными OL), с другой — профессионалы криптосреды, которые заработали свои миллионы на операциях с токенами или обслуживании этих операций. Все эти категории максимально далеки от привычного арт-мира и привычного искусства. «Думаю, не более 1% из них регулярно ходят в галереи и музеи. Поэтому NFT и не убийца традиционного рынка, и не новый инструмент, на который всем нужно срочно переходить. Может даже показаться, что NFT создавался как будто специально для цифрового искусства, где невозможно сразу понять, подлинное произведение или нет (в силу легкости его копирования и воспроизводимости). Поэтому на традиционные предметы искусства NFT пока накладывается очень криво, это как пытаться к лошади приделать самолетные крылья и заставлять ее взлететь, просто бегая галопом по дороге».
Кто теперь художник?
NFT открывает большие возможности для диджитал-художников для продажи своих произведений, но одновременно размывает понятие экспертности применительно к художнику. Упростит ли платформа процедуру входа на арт-рынок начинающим художникам? Вполне возможно, что нарисовать картинку и объявить себя художником, а свою работу произведением искусства с определенной стоимостью в рамках такой процедуры многим будет сильно проще. Впрочем, не об этом ли говорил Йозеф Бойс, заявляя, что «каждый человек — художник», не это ли манифестировал еще раньше Марсель Дюшан? Если в цифровой среде появляются уже свои художники и коллекционеры, скорее всего, в ней появятся и свои кураторы, определяющие ценность работ для истории искусства. Сама история искусства, похоже, будет становиться гибридной, объединяя традиционные медиа с крипто-артом. В июне 2021 года пройдет ярмарка цифрового искусства CADAF (Crypto and Digital Art Fair), а параллельно с ней будет организован Digital Art Month в Париже и, разумеется, онлайн. К участию принимаются как физические, так и полностью цифровые произведения, так что процессы по сближению офлайн- и онлайн-искусства идут навстречу друг другу полным ходом.
Куратор Александр Буренков рассказывает и о новых направлениях в искусстве, которые порождает блокчейн-технология: например, запущенная в феврале 2020 года платформа Async.art уже собрала выручку в два миллиона долларов и породила новое направление цифрового искусства — async art (происходит от слова «асинхронность», означающее несовпадение с чем-то во времени, неодномоментность), программируемое NFT-искусство. Так NFT дает новые представления о том, каким может быть искусство. Самый яркий пример — Рутгер ван дер Тас, создающий работы, которые могут, например, менять фон или какие-то графические элементы, в зависимости от времени дни или ночи или даже курса выбраной криптовалюты. В общем, искусство меняется. И ежесекундно, и навсегда.