Blueprint
T

Соседи по комнате. Кто живет в Clubhouse

Ненавидите непрошеные голосовые от друзей и коллег? Не понимаете, в чем прикол подкастов? А некоторые это все просто обожают. И теперь для них есть своя социальная сеть — Clubhouse, самое модное приложение начала года, где вам (возможно) ответят Джаред Лето, Линор Горалик и Вирджил Абло.

Авторы приложения, которое нынче у всех на слуху, — выпускники Стэнфордского университета, предприниматели из Кремниевой долины Пол Дэвисон и Роэн Сет. Оба — бывшие работники Google: Дэвисон — человек из команды не выстреливших на международном рынке социальных приложений Highlight и Shorts, Сет специализировался на разработке чат-ботов.


Кто знает, какая судьба ждала бы Clubhouse, если бы не случилась пандемия коронавируса и весь мир не ушел бы на карантин. Однако в итоге запустившимся в феврале 2020-го приложением сейчас пользуется уже больше двух миллионов человек. И это несмотря на то что регистрация возможна только по приглашению, а само приложение есть только на платформе iOS.

В приложении нет функции обмена картинками или текстовыми сообщениями — только аудио. Выносить информацию из чатов нельзя: запись экрана идет без звука.


Пользователи могут создавать открытые и закрытые группы, приглашать туда друзей или дать возможность всем желающим присоединиться к обсуждению. Обсуждение возможно в двух вариантах: либо участники делятся на спикеров и слушателей (которые с одобрения модератора также могут задавать вопросы, например), либо говорить могут все. Личных сообщений в приложении нет.


В своем профиле вы можете обозначить ваши интересы, и тогда приложение будет рекомендовать вам релевантные комнаты, либо просто подписаться на конкретных людей и получать от них уведомления, чтобы присоединиться к чатам, в которые они заходят или создают.

? Как оно устроено

При этом, как мы уже говорили, попасть в Clubhouse можно только по приглашениям. Их ищут среди друзей или покупают. В телеграме уже есть чат энтузиастов, которые организованно делятся друг с другом инвайтами. Монетизировать свои успехи в приложении пока нельзя, но основатели планируют возможность введения платной подписки (а значит, скоро мы сможем продавать билеты на свою болтовню другим людям и зарабатывать на этом).

??‍?

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-352,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":176,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

??

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":337,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":169,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

? Что в нем происходит

Первыми в Clubhouse пришли айтишники Кремниевой долины — разработчики, менеджеры и основатели стартапов. 31 января Илон Маск написал у себя в Twitter: «В Clubhouse сегодня в 10 вечера по Лос-Анджелесу» — и сделал приложению лучшую рекламу — количество пользователей мигом выросло в разы (с 600 тысяч до 2 миллионов), а стоимость владеющей приложением компании Alpha Exploration Co возросла до миллиарда долларов. Следом подтянулись звезды креативных индустрий. Джаред Лето записывает голосовые о пользе дезинфекции овощей, а рэпер MC Hammer дает бесплатные концерты. Также в число присоединившихся к социальной сети знаменитостей входят Дрейк, Опра Уинфри, Линдси Лохан, Вирджил Абло и даже Джо Байден.

Сегодня в Clubhouse медитируют, обсуждают политику, будущее музеев, советуют сериалы на Netflix, просто знакомятся и болтают о жизни за бокалом вина и канселят актера Кевина Харта за неуместные шутки в сторону его 15-летней дочери.


Американский по происхождению Clubhouse уже называют «убийцей» китайского TikTok, однако пока что именно Китайская Народная Республика играет на опережение. 8 февраля этого года доступ к Clubhouse на территории страны был запрещен — жители Поднебесной лишились очередной социальной сети, не подконтрольной Коммунистической партии. Вспоминая пристальный интерес Роскомнадзора к протестному сегменту российского TikTok, невольно задаешься вопросом, как в ведомстве отреагируют, когда в Clubhouse начнут обсуждать отравление Алексея Навального, полицейское насилие и новые акции протеста.

?? Что происходит в российском сегменте

В России, как и в Америке, первыми Clubhouse опробовали сотрудники айти-индустрии. Одна из известных в российском комьюнити комнат — «Кто такой и зачем нужен Герман Клименко (интернет-предприниматель, в прошлом советник президента России по программам развития интернета. — Прим. The Blueprint)», куда в итоге пришел сам Клименко, чтобы объяснить новому поколению, кто он такой и зачем он существует.


Но кроме финтеховцев и программистов сюда приходят поболтать о вечном пользователи, далекие от мира стартапов. А лайфстайл-контента становится все больше.


«Clubhouse для меня — это приключение, в котором у меня сохраняются здоровые детские любопытство и озорство. Вы никогда не знаете, что случится в следующей комнате. Вы можете готовить завтрак и болтать с подругой о феминитивах, и к вам присоединится Линор Горалик. Или включить комнату о подкастах фоном на прогулке, где спикеры — самые опытные и успешные люди в индустрии. И тут вас просят рассказать о себе, вы упоминаете о своем подкасте, и вот ваш случай 20 минут подробно разбирают с искренним и бескорыстным желанием помочь», — говорит Юнна Врадий, основательница Biblioteka Media Agency, бизнес-консультант и редактор «РБК Стиль».


В дороге Юнна слушает концерты, участвует в разговорах с модными экспертами Катей Федоровой и Павлом Осовцовым и основателем проекта FollowMeTo Мурадом Османном. Был у Юнны опыт создания своей комнаты — вместе с ее подругой, маркетологом и специалистом по цифровым коммуникациям Анной Городецкой она недавно собрала комнату с темой «Эпистемологическая функции мата, как его использует русский рэп и что по этому поводу сказали бы Платон и Гегель».


Александр Щуренков, художник и основатель телеграм-канала ArtFragment, зарегистрировался в Clubhouse меньше двух недель назад. «Пока слушаю то, что происходит в мире искусства, но на английском. Русскоязычных пользователей пока там мало, в основном на русском дискуссии проходят в области инвестиций и иногда моды».


Недавно в телеграме Щуренков поделился впечатлениями об опыте посещения комнаты Drinks with Art peep. «Сегодня вот помимо прочего обсуждали арт-рынок Китая (вывод: дела там обстоят немного лучше, чем в Европе и Америке)», — пишет Александр в канале. На вопрос о своих ощущениях Щуренков ответил коротко: «Это как Зум, к которому все привыкли за время пандемии, но без видео. Или подкаст, который нельзя послушать второй раз или вернуться позже».


Александр добавляет, что карантин дал возможность оказаться очень близко к передовикам арт-индустрии за счет бесконечных Зумов, подкастов и прочего. «Clubhouse дает возможность не потерять эту связь и слышать мнение по актуальным вопросам достаточно оперативно, ведь создание там комнаты не требует практически никаких финансовых затрат (в отличие от подкастинга)». Щуренков отмечает, что, когда мир станет свободнее в перемещении, большая часть и культурных институций, и профессионалов перестанут выпускать столько профессионально сделанного цифрового контента. И как раз остаться «на связи» им может помочь Clubhouse.



В то, что Clubhouse станет местом для интриг и громких сливов в арт-среде, Щуренков не верит — считает, что есть куда более эффективные и безопасные методы.


Идея о том, что в одной комнате смогут «виртуально потусоваться» студент и известный художник, также вызывает у него скепсис, хотя возможность нетворкинга Щуренков не отрицает.


«В самые первые дни было отчетливо видно, что много людей из мира айти и финтеха пришли сюда строго за нетворкингом, полезными знаниями, кадрами, инвестициями. Как и часть экспертов, которые при рассказе о себе с разной степенью изящества упоминали возможность воспользоваться их услугами», — упоминает о шансе обрести полезные знакомства и Юнна Врадий. По мнению Юнны, в этом ключе платформа и дальше может успешно развиваться. Но лично ее цепляет то, что пока в Clubhouse нет общих правил и формул продвижения, поэтому все ведут себя более искренне и спонтанно, чем в других соцсетях.


Вот и HR-специалист и основательница сервиса Facansy Алена Владимирская пришла в Clubhouse целенаправленно за свежими кадрами и искренне написала об этом пост на фейсбуке.


Владимирская сравнивает новую социальную сеть с LinkedIn и «ХабрХабром»: «Огромный плюс в том, что сейчас Clubhouse — это элитное гиковское поле. Поэтому там куча айтишников — самых лакомых персонажей для хантинга. И внезапно все такие толерантные, что в отличие от „Хабра“ на предложение поговорить никто никуда никого не посылает, а мило выслушивают и советуют кого-то».


Специалистам и фирмам, заинтересованных в контрактах с иностранными компаниями, Владимирская также рекомендует завести в Clubhouse аккаунт — по ее словам, там действительно много основателей мировых стартапов и IT-рекрутеров. За две недели ей самой удалось подписать договор с одной из таких компаний и перейти на стадию переговоров со второй — ей Владимирская хочет поставлять менеджеров по продажам и программистов.


«Нетворкинг на стероидах», «убийца» TikTok — авансы соцсети раздают все более звучные и громкие. Но будут ли пользователи по-прежнему влюблены в возможность отправлять незнакомцам свои голосовые и слушать чужие, когда пандемия отступит и мы вернемся к привычной жизни с офлайн-лекциями, офисами и вечеринками не по Зуму, — пока неясно. Но если вам есть о чем рассказать миру или у вас просто приятный голос и хорошо подвешен язык — почему бы не попробовать. Вдруг Clubhouse действительно введет возможность монетизации и вы сможете заработать состояние на онлайн-дебатах.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}