Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВы ПРЕСС-СЛУЖБ
Декабрь начинает сводить вас с ума количеством дел? Отправляйтесь в музей или театр. Тем более что мы собрали главные культурные события недели, чтобы дать вам повод отвлечься от предпраздничного аврала.
Выставки
1
что:
«Планета Мравинский»
где:
Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
когда:
16 декабря — 7 февраля
Пока в Music Issue мы говорим с дирижерами, продвигающими моду на классическую музыку сегодня, в петербургском Шереметевском дворце рассказывают о тех, кто продвигал ее в прошлом веке. А именно о Евгении Мравинском — дирижере, руководителе симфонического оркестра Ленинградской филармонии в 1938-1988 годах и большом поклоннике Чайковского, Брукнера и, конечно, Шостаковича, творческий союз с которым сильно повлиял на обоих. Создатели новой выставки, приуроченной к 120-летию Мравинского, старались показать не только его наследие, но и внутренний мир: с помощью архива, переданного музею несколько лет назад его вдовой Александрой Вавилиной. В нем — дневниковые записи, письма и заметки, открывающие Мравинского «без фрака» — незнакомого и непривычного.
2
что:
«Ни здесь, ни там»
где:
Центр «Мира», Суздаль
когда:
9 декабря — 3 марта
В суздальском центре «Мира», по которому мы проводили экскурсию сразу после его открытия в прошлом году, экспонируют совместный проект с петербургской галереей локального дизайна «Палаты». Для его создания куратор Юлия Лобойко попросила художниц исследовать актуальную тему лиминальности, то есть «пороговых состояний». Делали они это с помощью ручного труда и выражали ощущения переходности, неопределенности и обновления в предметах дизайна. Так у Ольги Малыгиной получилась мозаика, у Екатерины Громцевой ажурные пано, а у Виктории Дего и Киры Костиной — скульптуры из фарфора.
3
что:
Group Show
где:
Alina Pinsky Gallery, Москва
когда:
7 декабря — 5 февраля
В правом углу галереи Алины Пинской — художники Игорь Скалецкий, Наталия Турнова, Евгений Музалевский и Наташа Хабарова отвечают за экспрессионизм, эмоции, цвет и форму. В левом же — художники Игорь Шелковский, Михаил Чернышов, Татьяна Андреева и Алена Кирцова ратуют за геометрическую абстракцию, холодную аналитику и минимализм. Дружеское противостояние обещает немало открытий.
Театр
1
что:
«Дягилев+»
где:
Дом Музыки и филармония «Триумф», Пермь
когда:
24–27 декабря
В финале недели стартует специальный зимний проект Дягилевского фестиваля, хедлайнерами которого стали Теодор Курентзис и Диана Вишнева. Открывает программу танцевальная постановка Youkali, продолжающая серию спектаклей — оммажей культовым поэтам и музыкантам. На этот раз она посвящена советскому и израильскому композитору Эммануэлю Вайлю — Алексей Ретинский, Андреас Мустукис, Вангелино Курентзис и другие создали для постановки свои версии его песен. Исполнять их будет хор и оркестр musicAeterna, а дирижировать — Теодор Курентзис. Вторым гвоздем программы стал уже хорошо знакомый нам спектакль «Дуо», созданный хореографом Павлом Глуховым для двух прим Мариинского театра — Дианы Вишневой и Дарьи Павелко. Ну а коллеги из «Радио 7 на семи холмах» призывают не пропустить показ «Моей бабушки» грузинского режиссера Котэ Микаберидзе — комедию о советской бюрократии, музыкальное сопровождение которой прямо во время показа будет создавать экспериментальный проект Saraf Серафимы Окуневой, занимающийся вокально-перформативными практиками.
2
Прежде чем отправиться на «Дягилев+», Диана Вишнева в Северной столице собирает художников, танцовщиков, вокалистов и, конечно, зрителей на свои праздничные «вечера». Их программу готовили хореографы Елена Чурилова, Ольга Васильева, Элина Кавалерова, Константин Кейхель и Кирилл Радаев — вместе с артистами Context они представят свои новые постановки. Как и сама Вишнева, которая в рамках проекта в первый раз исполнит соло, поставленное для нее Павлом Глуховым. Танцы дадут в бальном зале здания бывшего международного банка на Невском проспекте.
что:
«Вечер танца и музыки»
где:
Санкт-Петербург
когда:
22, 23 декабря
3
что:
«Сирано де Бержерак»
где:
Театр «Около дома Станиславского», Москва
когда:
18 декабря
Камерный спектакль режиссерки и номинантки «Золотой маски» Александры Толстошевой в стенах театра ее учителя, режиссера Юрия Погребничко. Этот загадочный, а для некоторых даже странный театр в Вознесенском переулке редко мелькает в культурных подборках, а меж тем у него за плечами несколько десятков лет постоянных исследований театра Станиславского и методов Демидова, три «Золотые маски» и много неочевидных, но оттого таких привлекательных спектаклей. Среди них — «Вчера наступило внезапно, Винни-Пух или Прощай, Битлз», «Три сестры / Я вас не помню собственно» и «Магадан / Кабаре». Теперь этот ряд пополнился и историей Толстошевой. Она получилась не просто о человеке больших талантов и соразмерных комплексов, а об иллюзорности красоты и силе любви. На сцене эти темы воплощают Максим Севриновский (Сирано) и Мария Погребничко (Роксана) — под мелодию композитора Гии Канчели из фильма «Когда цветет миндаль».
Кино
что:
Фильм с вайбом «Дома Gucci» Ридли Скотта — не зря Адам Драйвер вновь играет итальянца в классическом костюме и с брендом имени себя за плечами. Биографическая драма режиссера Майкла Манна, над которой он работал почти 20 лет, переносит нас в 1957 год, когда экс-гонщик и автомобильный магнат Энцо Феррари сталкивается с проблемами на всех фронтах: компании грозит банкротство, а семейной жизни — жена с пистолетом (в исполнении Пенелопы Крус). Выход, кажется, только один — опасная гонка Mille Miglia, для участия в которой Феррари нужно рискнуть абсолютно всем. Подробнее о фильме мы писали тут.
«Феррари»
где:
В кинотеатрах страны
когда:
С 21 декабря
Книги
что:
1
«О театре»
автор:
Ролан Барт
издательство:
Ad Marginem
Уже второе издание трудов философа Ролана Барта о жизни французской театральной сцены 1950-х годов. Начинается оно с эссе, трогательно названного «Я всегда любил театр...». И этот факт его ранней биографии, к слову, не слишком очевиден — многие знают Барта по критическим текстам о литературе, фотографии или семиотике. А он, между прочим, был одним из основателей и авторов французского журнала Théâtre populaire — писал, например, о политических и исторических подоплеках спектаклей или о сущности театра в целом. В общем, если хотите лучше разбираться в одном из самых разнообразных периодов жизни французского театра с его первыми абсурдистскими постановками и сильно впечатлившими Барта гастролями театра «Берлинер ансамбль», то книга — must для домашней библиотеки.