Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
На этой неделе ждем «Свадебку», отправляемся изучать Русский Север и Восточную Сибирь, смотрим модную фотографию и вспоминаем бурные 1990-е. А качественно устав к выходным, идем танцевать под Дору и Валерия Сюткина.
ВЫСТАВКИ
«Хорошее воспитание»
11.06
18.08
MMOMA, МОСКВА
Ермолаевский, 17 возвращает себе звание самого фотоориентированного филиала Московского музея современного искусства, открывая совместно со Still Art выставку «Хорошее воспитание». Это первое наглядное воплощение системного партнерства ММСИ и фонда Елены Карисаловой, нацеленного на поддержку молодой модной фотографии в России. Собственно экспозиция состоит из работ фотографов, отмеченных экспертным советом новой грантовой программы. Перечислим молодые надежды поименно: Дмитрий Булин, Николай Ефимцев, Егор Шабанов, Алексей Дунаев, Сергей Клычихин и Булат Арсланов — мастера, наблюдение за которыми должно помочь осмыслить роль fashion-фотографии в современном мире.
«Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры»
06.06
21.07
Архангельский краеведческий музей, Архангельск
В этом году Музею архитектуры имени А.В. Щусева исполняется 90 лет. По такому случаю музей весь год гастролирует по городам и весям. Позади Хабаровск, на очереди — Псков, а прямо сейчас избранные экспонаты гостят в Архангельске. Речь идет сразу о 104 предметах, наглядно иллюстрирующих разнообразие школ и течений на протяжении всей истории развития русской архитектуры. Архангельский выпуск включает в себя эскизы, чертежи, макеты, детали рельефов, изразцы и фотографии, которые рассказывают про псковскую, владимиро-суздальскую, раннемосковскую архитектурные школы, шатровое зодчество, эпоху петровского и елизаветинского барокко, классицизма и ампира, историзма и модерна, авангарда, сталинской неоклассики и модернизма. По-хорошему выставка — краткий, но при этом глубинный экскурс в то, что произошло с церквями и монастырями, советскими монументами и древнерусскими памятниками, частными особняками и домами-коммунами, при этом архангельскому каменному зодчеству москвичи, как и положено гостям, уделили особое внимание.
«Дороги русского просвещения»
«Сердце не камень»
11.06.2024
28.02.2025
06.06
18.08
Арт-галерея «Ельцин Центра», «Площадь Мира», Красноярск
Каргополь
Каргополь продолжает утверждаться в качестве культурного центра (почти) бескрайнего Русского Севера. В очередной раз внимание приковывает Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей с выставкой, посвященной урбанистическим традициям сурового края. Важный момент в дискуссии на тему особенностей среды — преемственность новыми поколениями исторического наследия региона. Ведь и сам Каргополь — это не законсервированный в давнем или недавнем прошлом уездный город, а креативный центр, куда слетаются студенты НИУ ВШЭ и экспериментальные архитектурные лаборатории из Санкт-Петербурга. К слову, именно эти визитеры ответственны за конференцию по итогам просветительской части выставки — «Старый город/нужный город. Реставрация и приспособление исторического наследия как способ ревитализации русских средневековых городов и городов нового времени». Звучит сложно, но в Каргополе расскажут доступно, как именно должен был состояться визит Екатерины II в Каргополь, при чем тут Ломоносов и градостроительство последней трети XVIII века.
В галерее «Ельцин Центра» (ее легко найти на выходе из основной экспозиции) открылась выставка «Сердце не камень», курируемая выходцами из музейного центра «Площадь Мира» в Красноярске. Для тех, кто не знает — это самая крупная сибирская площадка, посвященная современному искусству. На Урал в этот раз привезли работы восемнадцати молодых восточносибирских художников. Выставка, собранная в том числе с помощью архивов «Ельцин Центра» (среди «найденного» — работы Владимира Анзельма и Константина Батынкова), отрабатывает мистические практики общения с нечеловеческим — в данном случае с природными объектами. Опираясь на публичный архив Музея геологии Средней Сибири, постгуманизм Тимоти Мортона и объектно-ориентированную онтологию Грэма Хармана, художники создали работы, использующие максимально разнообразные медиумы. Тут встретятся и полевые записи реки Енисей, и рукотворные камни и метеориты, и фантазии на тему картографии.
«Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005»
06.06
07.07
«ГЭС-2», Москва
Дом культуры «ГЭС-2» уделяет особенное внимание моде, и как куратор за это внимание отвечает прежде всего Александра Тумаркина. Она и решила пригласить в гости исследовательский проект Людмилы Алябьевой и Светланы Сальниковой. Людмила — историк моды, академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, а Светлана — собственно, аспирантка этой школы. Совместными усилиями они раскапывают архивы постсоветской российской моды: от ее клубно-квартирных истоков до первых недель моды в столице (они начались в 1994 году). С материалами для выставки помогли дизайнеры (а некоторые, например Маша Цигаль, даже поучаствовали в публичной программе).
«Гугун. Снятие печатей»
04.06
15.09
MMOMA, МОСКВА
Филиал Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре продолжает программу, которая посвящена собраниям местных коллекционеров. На этот раз мы сможем познакомиться с коллекцией Александра Чистякова, чьи интересы очевидно устремлены в сторону Востока. Кроме художников из Китайской Народной Республики вроде Ван Гуаньи, Лю Болина и Чжан Сяогана встретятся тут и российские авторы, чьи работы вертятся вокруг азиатской эстетики, среди них, например, Сергей Катран, Айдан Салахова и Олег Целков. Название выставки отсылает к Запретному городу в центре Пекина, который является символом закрытости и таинственности древней китайской культуры. Выставку можно рассматривать как точку входа для изучения современного искусства КНР без ориенталистских стереотипов.
КИНО
«Игра королевы»
Историческая драма Карима Айнуза — частого гостя Каннского кинофестиваля последних лет (режиссер уносил золотую статуэтку в 2019-м, а затем был дважды номинирован). Фильм основан на романе «Гамбит королевы» (не путать с сериалом Netflix) Элизабет Фримантл и рассказывает об Англии эпохи Тюдоров. Конкретный временной промежуток — последние годы правления Генриха VIII (его играет седой Джуд Лоу), который проживает свой финальный, шестой брак с аристократкой Екатериной Парр (роль исполнила победительница «Оскара» Алисия Викандер). Она же и ведет крайне опасную семейную и политическую игру, систематически обыгрывая всемогущего и кровожадного мужа. К слову, гамбит вышел относительно удачным — Екатерина не только сохранила голову на плечах, но и пережила своего третьего супруга на целый год.
Клуб Зеро
Редкий ныне гость из основной программы Каннского кинофестиваля и даже не исторический блокбастер. «Клуб Зеро» снят австрийским режиссером Джессикой Хаузнер (ее руке также принадлежит «Малыш Джо», «Безрассудная любовь» и «Лурд»), обозначен как экологический триллер, а главную роль в нем играет недавняя надежда всей инди-волны Миа Васиковска. Ее героиня — мисс Новак — учительница в частной школе, крайне увлеченная женщина, вдохновляющяя и окружающих, и зрителей своим тихим активизмом. Притягательная героиня вовлекает своих учеников в экологическую войну — войну с устоявшимися привычками в питании. Что из этого выйдет, намекает пометка «триллер» в описании фильма.
«Проклятие “Зов могилы”»
Южнокорейский фильм ужасов с элементами сверхъестественного, премьера которого прошла на форуме Берлинского кинофестиваля, а широкий мировой прокат запараллелен с российским, что теперь большая редкость. Режиссером и сценаристом выступил довольно молодой автор Чан Джэ Хен, традиционно работающий с мистическим, кошмарным и странным. Главную роль в картине исполнил Чхве Мин Сик, актер наиболее известен по роли в оригинальном «Олдбое» Пака Чхан Ука и «Битве за Менрян» Кима Ханмина. Сюжет с первого взгляда напоминает «Паразитов» — он вертится вокруг богатой семьи из Лос-Анджелеса. Только их достают не желающие нажиться люди, а сверхъестественные явления. Чтобы избавиться от них, семья нанимает шаманов, а дальше начинается жуткий корейский неонуар. Отдельно фильм рекомендует редактор культуры The Blueprint.
ТЕАТР
«Отцы и дети»
Театр Наций, Москва
В романе Ивана Тургенева речь шла о перестройке мышления, режиссер же современной постановки Семен Серзин обратился заодно к перестройке горбачевской. Вдохновлялся Серзин (кстати, это его первая постановка на сцене Театра Наций) как раз культовым кино того периода — «Ассой» Сергея Соловьева и «Легко ли быть молодым?» Юриса Подниекса, а также жизнеописательными интервью Александра Башлачева и Егора Летова. Актеры постановки тоже вполне свежи и молоды — Геннадий Блинов, Ирина Старшенбаум, Александра Бортич и Алена Долголенко.
«Свадебка»
«Новая Опера», Москва
Медленно, но верно на нас надвигается «Свадебка» — совместный проект «Новой Оперы» и «Балета Москва», приуроченный к столетию первой постановки (она была создана Брониславой Нижинской для Ballets Russes Сергея Дягилева) на партитуру Игоря Стравинского. И хотя эта «Свадебка» юбилейная, она совсем не стремится четко следовать раннему прочтению произведения и добавляет к нему столько подробностей, сколько позволяет вместить театральный хронометраж. Дальше только факты: хореография — Павел Глухов (куратор проектов фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva), музыка — Николай Попов (это он отвечает в том числе за хулиганский ЦЭАМ в Московской консерватории), дирижер — Дмитрий Волосников (ему подвластна и «Хованщина», и «Травиата»), сценография — Лариса Ломакина (главный художник спорного, но тщательного Театра на Малой Бронной), а костюмы — Светлана Тегин (честь и совесть романтических костюмов для театра и кино). Новая «Свадебка» — антиминималистическая: сольются хор и танцовщики, фольклор и электроакустика, прошлое и будущее.
музыка
Stereoleto
15.06
16.06
Санкт-Петербург
Пока фестивальное лето только набирает обороты, Stereoleto на два дня занимает «Севкабель Порт» на Васильевском острове, чтобы устроить широкий музыкальный смотр. Смотр здесь не просто громкое слово, на фестивале будут все: от Валерия Сюткина и оркестра «Дивертисмент» (они исполнят «Времена года» Сергея Курехина) до рэпера Кассета и будущей поп-звезды «Бонд с кнопкой». Обещают много и подчеркнуто гитарной музыки (Дора, Заточка, Hehehe), и задумчивого попа (Сироткин, Thomas Mraz, «Моя Мишель»), и разнообразных экспериментов (обратите внимание на коллективы Attaque de Panique и Beautiful Boys). Как водится на большом фестивале, будут и зоны для отдыха потише — фуд-корты, островок с шезлонгами и мини-кинотеатр. И конечно — выход к морю.