Blueprint
T

Зеркало
для каждого

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

16 августа в петербургской галерее Anna Nova открывается персональная выставка Дмитрия Маркова «Седьмое небо»: 60 работ, созданных с 2014 по 2023 год. Сам Марков, умерший в феврале 2024-го, определял себя в характерной последовательности: «фотограф, блогер, волонтер, социальный работник». Почему этот список может быть куда длиннее — по просьбе The Blueprint рассуждает Павел Герасименко.

Дмитрий Марков родился в 1982 году, и его взросление происходило в реальности как подмосковных Пушкино и Мытищ, так и двух фраз из телевизора, определивших российскую историю последних десятилетий: «Я устал, я ухожу» и «Мочить в сортире». В 2002 году при первой возможности он уехал в столицу, пробовал учиться на филолога, начал заниматься журналистикой и работать в газете «Аргументы и факты». Всем и везде была заметна его несомненная одаренность и любовь к сочинительству, умение придумывать и рассказывать истории. Именно поэтому смотреть и читать его интервью сейчас так интересно.


Марков начал снимать в начале нулевых и в 2006 году выиграл Гран-при московского фотоконкурса «Серебряная камера» в номинации «Лица» за серию «Беспризорники». Летом 2005 года он работает в Псковской области волонтером в интернате для детей-инвалидов «Росток» и в результате переезжает из столицы в Псков, чтобы посвящать время сиротам из коррекционных детских домов. В 2011 году он заводит аккаунт в соцсети Flickr, в 2012-м — в Instagram, начав всего с нескольких сотен подписчиков. В 2013 году Марков подключился к онлайн-проекту фотографа знаменитого агентства Magnum Дэвида Алана Харви Burn Diary — понимая соцсеть как выразительное средство с особенными возможностями, его участники каждый день выкладывали в Instagram новый снимок, сделанный на телефон.

Дмитрий Марков

В 2015 году Марков становится одним из трех победителей конкурса Getty Images (организованного совместно с Instagram) в номинации «Рассказ о жизни малоизвестных сообществ» и получает грант в 10 тысяч долларов. В 2016 году он — единственный россиянин в рекламной кампании нового iPhone 7 со слоганом Shot on iPhone7. В 2018-2019 годах проходит ряд выставок Маркова в Европе и Америке, в том числе персональная экспозиция к ярмарке Paris Photo, на это время приходится лавинообразный рост публикаций о фотографе. Выходят две ставшие широко популярными фотокниги Маркова «Черновик» (2017) и CUT OFF (2019), а следующая — «Россия в квадрате» сопровождается одноименной выставкой в московском «Гоголь-центре» (2021).

«Черновик» (2017)

«Россия²» (2021)

Дмитрия Маркова не стало зимой 2024 года. На его раннюю и внезапную смерть в 41 год издания откликнулись заголовками «Один из самых известных...» и даже «Великий русский фотограф». И это не было преувеличением: еще в 2020 году в видеоинтервью Юрия Дудя он назван «главным инстаграм-фотографом страны».



Звезда из толпы

Марков возник в российском культурном ландшафте во время, когда «человек с мобильным телефоном» (как его назвали в одной заметке) стал привычной частью любого ландшафта. Даже став популярным, он оставался для многих «парнем из Пскова, снимающим на айфон» и, кажется, такому смешению с толпой вплоть до растворения в своих героях был рад. В спортивном костюме «адидас» или матросском тельнике, он такой же человек в толпе, как все. Перед нами звезда эпохи социальных медиа — но какая-то нехарактерная звезда. В интервью «Афише» в 2010 году он говорил: «У меня тут в деревне под Псковом нет даже туалета нормального. Я хожу в “скворечник” в 20 метрах от дома. Но зато у меня ловит 3G, и я могу файлы гигабайтами отсылать. То есть для меня интернет гораздо реальней, чем водопровод».


Первые годы фотографической публичности Марков воспринимался исключительно как социальный автор. Даже профессиональные премии он получал в номинациях, связанных с филантропией или активизмом: призовое второе место в любительской категории на Photophilanthropy Activist Award (2009), финалист PHE OjodePez Award for Human Values в 2011-м и CATCHLIGHT Activist awards в 2014-м. Автобиографию в английском фотоблоге в 2010 году он заканчивает словами: «Надеюсь, что мои фотографии внесли небольшую лепту в привлечение внимания благотворителей, волонтеров и журналистов». Роль социального работника для него так же важна, как художественная идентичность фотографа.


Как пел про серого голубя Петр Мамонов, «Зато я умею летать». Марков пил, употреблял тяжелые и легкие наркотики, умер от передозировки — и своими фото сделал многое для того, чтобы наркопотребители обрели «видимость». Он был еще одним из «проклятых поэтов», вызывающе неудобных в наше трезвое и рациональное время. Вот одна из реплик Маркова, записанных в 2011–2012 году его товарищем и журналистом Шурой Буртиным: «Мне надо понять: я занимаюсь творчеством и веду дальше этот образ жизни — либо я иду другим путем. Но тогда надо правда перестраивать жизнь, а творчество исключать. Если от меня ждут чего-то творческого, я должен сам себя в эти стрессовые состояния погружать. Я не боюсь, что сторчусь: когда совсем кайф, я тоже не могу ни писать, ни фотографировать. У меня даже кайф имеет смысл только, что я перехожу с одной стороны на другую». Реабилитационный центр для подростков с зависимостями, при содействии фотографа открытый в Нижнем Новгороде, после смерти Маркова получил его имя.

Дмитрий Марков

Фото сами по себе

Этическая позиция обязательна для автора, но созданное им произведение больше любого конкретного истолкования. Фотографии Маркова попадают как в «левую», так и в «правую» прессу — в зависимости от политической оптики, одни видят в них все свинцовые мерзости русской жизни, другие припадают к истокам российской глубинки, но в действительности фото свободно и этически независимо.


Марков видел себя художником в первую очередь. Его фото, быстро разошедшееся по сети и получившее фольклорное бытование в отрыве от автора — зимний пейзаж с монахом, погоняющим свиноматку, — сделано в подмосковном поселке Вышегород, но выглядит словно фрагмент картины Питера Брейгеля. Такое же свойство обрела и другая его работа, ставшая широко известной в политической ситуации 2021 года — омоновец в балаклаве под портретом «гаранта» снят Марковым в ожидании протокола о задержании на оппозиционном митинге, и это фото получилось близким к революционной карикатуре Оноре Домье. Наконец, монументальная живопись «Евангельского проекта» (2008) художников Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой построена на документальных фотографиях, в том числе
и работах Маркова.


Дмитрий Марков
Дмитрий Марков

В предшественники Маркова, чьим первым педагогом в фотографии был Александр Лапин, можно записать авторов новокузнецкой школы из объединения «ТРИВА» — Владимира Соколаева, Владимира Воробьева, Александр Трофимова, снимавших в 1970-е и начале 1980-х годов для заводской малотиражки. Их социальная наблюдательность сочетается у Маркова с интимной откровенностью другого фотографа того же новокузнецкого круга — Николая Бахарева, находившего своих героев на пляжах и входившего к ним в спальни. Динамика и репортажность фотографий Маркова напоминает Сергея Максимишина, холодноватая гамма известна по работам Александра Гронского. Подростки Евгения Мохорева или девианты Нэн Голдин рядом с работами Маркова выглядят чересчур эстетскими. В мировом контексте для сравнения хорошо подойдут Мартин Парр и Клодин Дори — недаром оба много и часто снимали постсоветскую Россию.

Дмитрий Марков
Дмитрий Марков

Мне бы в небо

«Худшее, что со мной может случиться, когда я снимаю людей, — я могу получить п***ды» — говорил Марков, который был занят примерно тем же, что режиссеры Александр Расторгуев и Павел Костомаров, снявшие в эти же годы фильмы от «Жара нежных» (2005) до «Срока» (2014). Это важнейшая и трудно разрешимая задача — показ социального тела. «Художник сопереживает человеку, дополняет богатство мира своими работами, делает его открытым к изменениям, готовым к лучшей доле. Он назначает реальности качества, которые открывают дорогу к мечте каждого, к седьмому небу, где всех нас ждут радость и абсолютное совершенство», — пишет куратор выставки «Седьмое небо» в петербургской галерее Anna Nova фотограф Владислав Ефимов.


«Седьмое небо» — путешествие Дмитрия Маркова по России: ровно 60 работ, квадраты 50 на 50 сантиметров. Все они сделаны между 2014 и 2023 годами и напечатаны уже после смерти автора специально для экспозиции ограниченным тиражом 5 или 10 экземпляров. В названиях представлена едва ли не вся российская география, но перечисление никак не выстраивается в иерархию «От Москвы до самых до окраин». Главную роль здесь играют маленькие и неизвестные столичному зрителю города, куда отправляется фотограф, для которого всякая поездка и журналистская командировка была творческой. Профессиональный инструмент, которым пользовался Марков, есть в кармане у каждого второго, и значит, умение видеть и чувствовать снова оказывается важнее, чем навороченная камера. Главное — личность снимающего, нажимающего на кнопку, и то, как она проявляется в мгновенном акте фотофиксации.


В этих фотографиях «что» неотделимо от «как», и более того, в отрыве от темы они теряют значительную долю художественной исключительности. В мире Маркова, где вообще мало «прекрасного» в общепринятом смысле, — кадры из Москвы, Петербурга или Новгорода обходятся без привычных туристических локаций, — затерянный сибирский городок или любой поселок городского типа важен так же, как город-миллионник, если не больше. Нарочитая беспафосность, к которой стремится фотограф, неожиданно рождает новую, «марковскую» и только ему свойственную патетику, что становится абсолютно точным сколком российской действительности. Марков поставил перед россиянами зеркало — пусть не полноразмерное, скорее замызганный осколок, но именно в нем его зрители (по сути, те же потребители интернет-контента) увидели и узнали себя, полюбили за это фотографа, но эта правда оттеснила собственно художественную составляющую. Кажется, теперь пора взглянуть в зеркало еще раз.





{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}