Четыре взгляда на «Толстого»
Фото:
Архив пресс-службы
3 сентября в Тульской области, на территории заповедника «Ясная Поляна» стартовал короткий (всего три дня), но предельно насыщенный театральный фестиваль «Толстой». Как читают великого классика наши талантливые современники, выяснила младший редактор The Blueprint Юля Крюкова.
Литература уже давно вышла за пределы бумаги, да и как таковых букв, и международный театральный фестиваль под открытым небом «Толстой» — очень наглядное тому подтверждение. В рамках фестивальной программы, проходящей на территории музея-усадьбы «Ясная Поляна», представлены проекты самых разных форматов: от традиционных драматических спектаклей и хореографии до сайт-специфик-постановок и аудиоспектаклей. Кураторы мероприятия и авторы доказывают, что классика остается современной — главное, подобрать нужную оптику или выбрать ту, которая тебе наиболее близка.
Познание через тело
Режиссер Дмитрий Волкострелов и «театр post» специально для фестиваля разработали проект «„Война и мир“ своими шагами», который представляет собой прогулку по усадьбе. Длина маршрута равна длине всех строк первого издания романа. В процессе прохождения маршрута участникам предлагается переосмыслить соотношение между двумя, казалось бы, совершенно не связанными вещами — телесным опытом и практикой чтения. «Когда ты имеешь дело с книгой, ты можешь читать этот роман хоть неделю, хоть три. А здесь — ты воспринимаешь его во всем объеме единовременно. И не через свое воображение, а прежде всего через тело, через свою естественную физическую усталость. Еще очень важная вещь: читая, ты как бы уходишь в другой мир, в каком-то смысле покидаешь свою физическую оболочку. А наш проект дает совершенно другой опыт — „Война и мир“ разворачивается именно в этом конкретном пространстве, и никаком другом», — поделился с The Blueprint Дмитрий Волкострелов, автор идеи этого проекта.
Познание через технологию
«Думаю, что технологии не могут, да и не должны менять суть высказывания классика, их функция — предложить новаторскую, отвечающую сегодняшнему дню форму донесения мысли писателя», — утверждает автор сайт-специфик-спектакля «Сила слова» Елена Ненашева. Однако местом действия для своей постановки, подготовленной совместно с театральной компанией «Июльансамбль», а также в партнерстве с Ростехом, режиссер выбрала пространство, ассоциирующееся в первую очередь, пожалуй, именно с технологиями. Им стал один из старейших российских заводов электроакустического оборудования «Октава». Зрителям предлагается побывать в двух совершенно разных пространствах — лаборатории звука и конференции слова, чтобы непосредственно ощутить на себе загадочную «силу слова». Но как вообще концептуально может соотноситься литературное наследие Л. Н. Толстого и пространство завода «Октава»? Режиссер отвечает на этот вопрос так: «Толстой работал с силой слова, “Октава” работает с силой звука, в спектакле мы зарифмовали эти процессы. Мы задействуем не только пространство, но и продукцию завода. Так, в одной из лабораторий артист использует пять разных моделей микрофонов для трансляции текста повести «Смерть Ивана Ильича». Для пространства актового зала наш драматург Олжас Жанайдаров придумал механизм, позволяющий полностью воссоздавать голоса прошлого, а композитор Олег Крохалев соединил живую речь артистов с разнообразными саунд-эффектами».
Познание через пространство
«Наш фестиваль связан в первую очередь с освоением нестандартного пространства. На территории Ясной Поляны нет ни одной сцены, которую можно было бы назвать традиционной. Там нет театра как такового. Все сцены — импровизированные, ими становятся аллеи, поляны, пашни, леса, дорожки. Само пространство вдохновляет на эксперименты», — отмечает программный директор фестиваля Павел Руднев. Одним из самых неожиданных форматов — аудиоспектакль-прогулка с наушниками. В основу проекта «Война и мир. Путешествие» положены очень личные тексты самого Толстого и его жены Софьи Андреевны: дневники писателя, письма, воспоминания. Участникам предлагается совершить прогулку-путешествие по территории усадьбы, оставаясь при этом наедине с собой, природным ландшафтом и звучащим текстом. Сам по себе выбор места, история которого напрямую переплетена с личной историей Л. Н. Толстого и его текстами, побуждает акцентировать внимание на пространстве. И конечно, дело не только в историческом антураже усадьбы. Рассказывая о возможностях интерпретировать текст через пространство, директор фестиваля и прапраправнучка Льва Николаевича Екатерина Толстая замечает: «В этом году мы впервые выходим за пределы Ясной Поляны — в какие-то новые пространства. Потому что Толстой — не ограничен этими гектарами. Он актуален — везде».
Познание через отстранение
Еще один нетривиальный взгляд на мир Толстого представили в своей документальной пьесе «Толстой о людях. Люди о Толстом» два драматурга из рязанского Театра на Соборной — Ярослава Пулинович и Светлана Баженова.
«В этой пьесе наш главный герой — не Толстой. Мы изначально не преследовали цели написать пьесу про Толстого. Что нового мы можем про него написать? Я не думаю, что мы можем привнести что-то новое в его наследие. Мы делали нашу пьесу про музей и, самое главное, про людей, которые в этом музее работают. Некоторые из них посвятили по 30–40 лет своей жизни этому музею. Именно они — наши главные герои», — рассказала The Blueprint Ярослава Пулинович. В проекте есть сразу несколько слоев: интервью с живыми людьми, выдержки из разных работ Льва Николаевича и сцены, которые авторы придумали и записали сами. Главной целью драматурги ставили перед собой показать, что существующая сегодня мифология вокруг личности и жизни Толстого во многом строится на стереотипах и клише, которые отдаляют нас от подлинной истории.