Blueprint
T

Состояние нестояния

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

14 мая Cosmoscow проведут благотворительный аукцион, тема которого в этом году звучит как «Вертиго». Куратор Алексей Масляев собрал работы классиков и молодых современных художников, которые раскрывают тему неустойчивости и потери равновесия. Рассказываем, на кого стоит обратить внимание.

Антон Кушаев (род. 1983). Из серии «Пустоцвет», 2020 

Artwin Gallery

«Я люблю театральность: чтобы с одной стороны все выглядело прикольно и мило, с цветочками, но оставалось ощущение, что что-то не то», — говорил в интервью The Blueprint Антон Кушаев, резидент мастерских «Гаража» и в прошлом иконописец. Помимо театральности московский художник любит рассуждать на тему русскости и комбинировать разные материалы и техники. Например, дерево и керамику, как в случае с этой работой из серии «Пустоцвет». В мудборде нашлось место и для русского модерна, и для православной иконы, и для супрематизма, и для советского монументального модернизма. «Получилась визуальная эклектика, — подытоживает Антон Кушаев. — А сюжет с одиноким цветком, склонившимся над лабиринтом, стал для меня одним из главных сюжетов: я повторял его и в дальнейших работах».

Франциско Инфанте (род. 1943) и Нонна Горюнова-Инфанте (род. 1944). Артефакты из серии «Близкое в далеком», 1997

Серию Франциско Инфанте и его супруги Нонны Горюновой-Инфанте «Близкое в далеком» показывали в ГМИИ имени Пушкина и ММОМА. А теперь работу живого классика, знаменитого художника-нонкорформиста, пионера кинетического искусства (уверенного, что движение — это все, и главная цель — это попытаться его запечатлеть) можно купить на аукционе. Стоимость оценивают в 200+ тысяч рублей. Тираж крохотный — всего десять экземпляров.

Александра Гарт (род. 1988). Без названия, 2021 

Anna Nova Gallery

Эту работу петербургской художницы — фанатки философии ваби-саби, японской анимации, черно-белых фильмов и индустриальных пейзажей — показывали на выставке «Лес паутины», которая проходила в галерее Anna Nova в 2021-м (готовясь к ней, Александра Гарт посмотрела 700 серий «Наруто» и перечитала философские работы англичанина Тимоти Мортона). «Это был такой мрачный проект про постапокалипсис, хрупкость человеческой цивилизации и хрупкость бытия. Про то, как легко все разрушается, — рассказывает Александра Гарт. — На выставке было несколько графических листов, и этот, выполненный на рисовой бумаге, один из них».

Кирилл Кто
(род. 1984).
«У-у-у-у-успиваемость», 2023

Алиса Горелова (род. 1988). Без названия, из серии «Теснота», 2022 

Syntax Gallery


PA Gallery

«Я абсолютно логоцентричен», — признавался Кирилл Кто в интервью
The Blueprint. Один из главных героев московского стрит-арта, который занимается уличным искусством больше 20 лет, любит игру слов и устойчивые выражения. Эта работа — из той же серии.

Название серии говорит само за себя. «Мне хотелось передать эмоциональное переживание тесноты. В дополнение к захватам, сцеплениям рук и ног я использовала свой любимый формат узких вытянутых холстов, который стал для меня неким конструктом для создания живописных инсталляций. Края холста тут — границы, мешающие фигурам развернуться: они сжимают и загоняют их в середину холста. При этом мне была важна эскизность исполнения, а еще я хотела сохранить кусочки белого холста — символического живописного воздуха», — объясняет Алиса Горелова. Интересом к анатомии, пластике и человеческому телу вообще она прониклась еще во времена учебы в Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина. Этой же теме была посвящена ее первая персональная выставка — Gestura в ЦСИ «Винзавод» (2021).

Владимир Янкилевский
(1938-2018). Из цикла «Анатомия чувств», 1971

Устройство мира, мужское и женское, свобода и ее ограничение — в числе главных тем графика и живописца Владимира Янкилевского, одного из столпов советского неофициального искусства и участника скандальной выставки «30 лет МОСХа» в 1962 году, про которую советский лидер Никита Хрущев сказал легендарное: «Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! ... Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать?». Из работ художника, представленного в Третьяковской галерее, Русском музее, Центре Помпиду и Тейт Модерн, на аукционы чаще всего попадают пастель, масло и тушь. Эта же, из цикла «Анатомия чувств», написана чернилами на миллиметровой бумаге.

Евгений Гранильщиков (род. 1985). «Фейерверки», 2020

Свои «Фейерверки», которые в 2020-м вошли в тройку лучших работ на конкурсе художников Биеннале молодого искусства и Gucci, Евгений Гранильщиков снял на телефон — и превратил в видеоарт. Сначала в кадре появляется абстрактный принт, потом камера отдаляется — и становится понятно, что перед нами девушка в черном платье в цветочек. «Затем мы видим еще одну случайную героиню, с такими же убранными в хвост волосами и черными очками. Они не видят друг друга, но эта запечатленная и случайная сцена как будто рифмует их судьбы. А в самом конце этой видеоработы в кадр вбегает девочка, замыкая и завершая этот неожиданно возникший сюжет», — описывает работу Гранильщиков. Кстати, фейерверки, как и конфетти, один из его любимых образов.

AES+F. Inverso Mundus: Stillage #6, 2017

Один из ведущих арт-коллективов в стране любит выдавать метафоры современного мира, где время течет во все стороны и самые невероятные вещи происходят одновременно. Вот и Inverso Mundus: Stillage #6, по словам AES+F, показывает планету, охваченную трагикомическим апокалипсисом. На ее создание художников, в частности, вдохновили карнавальные гравюры XVI века.

Николай Алексеев (род. 1986). «Иллюминаторы», 2016

Limonov Art Foundation

Художник, который начинал с выставок в воронежской галерее «Х.Л.А.М.», а потом возглавлял местный центр современного искусства и не раз попадал в число номинантов «Инновации» и Премии Кандинского, любит работать с архивом фотографий. Их Николай Алексеев собирает — цитируем — «во время серфа в сети, путешествиях или воспоминаниях»: «Как и у большинства тех, кто летал куда-нибудь на самолете, у меня есть фотографии облаков. Эти облака, неважно, мои или ваши, ничего не говорят о времени и цели полета. По ним невозможно определить, где и когда сделан снимок. В итоге картинка превращается в чистый аффект от путешествия. Мне показалось это забавным, и я перерисовал несколько таких аффективных взглядов».

Оля Австрейх (род. 1988). Red, 2021

Seréne Gallery

«Я придумала серию с пустыми кинозалами зимой 2021-го, она называлась “Свет зажигается и гаснет”, — вспоминает Оля Австрейх, которая тогда, в 2021-м, окончила Школу дизайна НИУ ВШЭ по направлению “Современная живопись” под кураторством Владимира Дубосарского. — Сначала в серии были люди, которые сидят в пустом зале и смотрят на зрителя. К лету эта идея эволюционировала до просто пустых залов, оказалось, что присутствие человека не нужно, чтобы картина звучала громче и страшнее, даже наоборот. И я погрузилась в мир пустоты, ходила сама фотографировала разные залы после фильмов, когда уходили все люди. Появилась концепция, что залы — это порталы, стихии, они живут свою жизнь. Какие-то темные, как пещеры — черный, красный, индиго, и светлые — желтый, розовый, они слепят, в этом их драма. Пустой зал — это аномалия и сбой, время здесь на паузе, а привычная реальность выключена».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}