Коллекциякак путьК себе
Коллекция как путь к себе
Грядущие выходные пройдут в Москве под знаком современного искусства — одновременно открылись две ярмарки: Cosmoscow с уже зарекомендовавшими себя художниками и blazar с теми, кто еще только на старте карьеры. Зачем покупать искусство? Мы попросили критика Антона Хитрова порассуждать о природе коллекционирования.
![](/upload/25964/vms/76b61a1ffcb0e76dba8eff670bcb28c8_small.jpg)
В коллекционировании искусства главное — не пытаться соответствовать ничьим ожиданиям. Коллекция нужна вам не для самоутверждения, а для самопознания. Я собираю искусство три года и делаю это безо всякой системы — на сертификаты подлинности, например, я сразу махнул рукой. Я не утверждаю, что мой подход универсален, но мне кажется, что он подходит большинству людей — а я искренне хотел бы, чтобы коллекционирование стало более обыденным занятием.
Зачем люди покупают искусство? Причин бывает четыре. Первая — это инвестиции, в которых я ничего не понимаю. Вторая — желание поддержать художника или даже целое направление: это мотивация самых крутых коллекционеров, способных повлиять на предмет своего коллекционирования. Третью описал в одном интервью создатель «Большой глины» скульптор и коллекционер Урс Фишер: чем чаще вы смотрите на работу художника, тем больше вы сможете в ней увидеть. Выходит, жить в одном доме с произведением искусства — значит получать самый богатый зрительский опыт из возможных.
Самая важная причина, на мой взгляд, четвертая: собирать искусство — это такой способ рефлексировать. Любая художественная коллекция — автопортрет: вы используете чью-то работу, чтобы описать себя. Кому описать? Прежде всего самому себе. Хотя и другим, конечно, тоже. В этом коллекция похожа на гардероб. Но гардероб — в идеале дело рассудочное. Стилисты советуют формулировать послание, которое вы хотите нести, и под него выбирать одежду. Коллекции составляют иначе: сначала вы выбираете искусство, а потом уже пытаетесь разгадать, что говорит о вас этот выбор. Чем обширнее ваше собрание, тем лучше вы сможете себя понять.
Я слышал от экспертов, что коллекционеру нужна концепция. Наверное, с точки зрения искусствоведа это справедливо. Но, на мой взгляд, коллекционирование приносит лично вам больше пользы, когда вы не ограничиваете себя никакими концепциями, доверяете собственным желаниям и покупаете все, что нравится. Тогда рано или поздно в вашей коллекции появится какой-то сквозной сюжет, который будет выражать ваши ценности куда точнее, чем любой рациональный замысел. Главное — суметь этот сюжет заметить.
Работать со своей коллекцией — значит искать закономерности в череде собственных решений, иногда спонтанных и никак между собой не связанных. Я таких нашел у себя три. Во-первых, у меня совсем нет холстов: единственная живописная вещь, которую я купил, — картина Вики Когай на коробке от пиццы. Во-вторых, мне нравятся работы, где заметен ручной труд, особенно если речь о каком-то промысле — ковке, как у Константина Беньковича, вязании, как у Татьяны Зайцевой, или вышивке, как у Александра Браулова. В-третьих, я собираю почти исключительно фигуративное искусство, но никогда не реалистическое: «мультяшные» скульптуры Маши Сомик и Ксюши Ласточки, бытописательские коллажи Зины Исуповой, нарочито небрежную графику Глеба Баранова. Что это обо мне говорит? Попробую разобраться.
![](/upload/25964/vms/433d9793f60c9e6ded63224454350cb5_small.jpg)
Вика Когай (из коллекции Антона Хитрова)
![](/upload/25964/vms/cf3b6e8d9832af82cb6e47885e9397cb_small.jpg)
Ксения Ласточка (из коллекции Антона Хитрова)
Для начала — почему я избегаю живописи на холсте. Думаю, дело в том, что это престижная, статусная техника с богатой традицией. Холст вроде как солиднее, чем рисунок на салфетке или чеканка. Но цель современной культуры, как я ее вижу, — не закреплять привычные иерархии (в искусстве, в общественной жизни), а, наоборот, подвергать их сомнению. Поэтому я предпочту повесить на стену коробку от пиццы, а не масляную картину в раме.
![](/upload/25964/vms/fece2b752b7d51e98a7a1cf9adf1905b_small.jpg)
![](/upload/25964/vms/77b24134ed83e852b14e807c5a602a47_small.png)
Сергей Горшков (из коллекции Антона Хитрова)
Что касается ручного труда и промыслов, уверен, это связано с тем, что почти вся моя жизнь проходит в цифровом мире, и виртуальное существование стало для меня рутиной. Поэтому я ценю искусство, способное вернуть меня к физической реальности, искусство, раскрывающее свойства материалов — будь то бумага, дерево, металл или нитки.
Наконец, фигуративное, но лишенное жизнеподобия искусство означает для меня неочевидную трактовку привычных вещей: каждый схематично рисующий художник упрощает реальность по-своему, и чем упрощение неожиданнее, тем оно мне интереснее. Получается, переосмыслять уже прожитый опыт я люблю не меньше, чем получать новый. Это похоже на правду: я получаю огромное удовольствие, когда исследователи архитектуры помогают мне разглядеть ценность в примелькавшихся зданиях или когда театральные режиссеры заново открывают для меня классику.
В общем, я предлагаю вам смотреть на художественную коллекцию как на музей вашего имени. Мы изучаем искусство, в сущности, только для того, чтобы исследовать собственные предпочтения, а значит, самих себя. Поэтому не руководствуйтесь ничем, кроме необъяснимых симпатий. И попробуйте как-нибудь их объяснить. Вас ждет немало открытий.
Татьяна Зайцева (из коллекции Антона Хитрова)
![](/upload/25964/vms/2b7ab9e7a80c369f6e1124548a5c35ad_small.jpg)
Глеб Баранов (из коллекции Антона Хитрова)
*В этом году на ярмарке проходит выставка «— и вдали, и возле — // как было до нас. И как будет после», названная по строчке из стихотворения Иосифа Бродского «Прощайте, мадемуазель Вероника». Будут показывать избранные произведения из собраний Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне, приобретенные коллекционерами после 24 февраля. Среди художников — Юрий Альберт, Хаим Сокол, Иван Горшков и Варвара Гранкова.