Blueprint
T

Реставрации не подлежит

ФОТО:
СТАС ЛЕВШИН/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Главное событие этого театрального сезона — премьера «Холопов» в питерском Большом драматическом. Вопрос «Что общего у авангардиста Андрея Могучего и архаичной пьесы Петра Гнедича об эпохе Павла Первого?» кажется шуткой в духе абсурдистов. Чтобы разобраться, Алла Шендерова отправилась в Петербург.

«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий
«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий

Памятка
для инвестора

«Да нечего тут реставрировать, здесь три года назад трубы повредили, здесь вон стены обваливаются, труха одна…» — среди инвентаря и пустых пачек доширака лежит рабочий-узбек, подпирая стену у правого края рампы. Его напарник выводит что-то пальцем на свежей штукатурке. Рампа, как и вся сцена, покрыта битым паркетом, край рампы — неровный: сорвешься — упадешь в партер. Декорация — остов барочной гостиной: равнобедренный треугольник стен, вершина смещена вправо, левая стена упирается прямо в золоченый балкон БДТ. Вместо потолка в гостиной — театральная чернота.


Зачумленная экскурсоводка (Татьяна Бедова) рассказывает группе китайских туристов об особняке князей Плавутиных-Плавунцовых, где после революции была филармония, в 1990-х здание стало ветшать, а в 2003-м выделили средства на ремонт. Китайский переводчик понимающе хохочет и тут же звонит инвестору (на стенах высвечивается текст: «Мистер Си, здание историческое, цена хорошая»). Тут зал наконец понимает, что спектакль уже идет. Занавеса-то нет — не уцелел в общей разрухе. Что разруха эта повсеместна, станет ясно довольно скоро. Стены дворянского гнезда будут ветшать с каждым актом, во втором лжеантракте экскурсия пройдет уже через зрительный зал. И уже экскурсовод расскажет китайцам историю самого БДТ. Переводчик позвонит мистеру Си, объясняя, что и это здание стоит купить — здесь был знаменитый театр.

Фото: Арсений Могучий

Арсений Могучий

«Тут зал наконец понимает, что спектакль уже идет. Занавеса-то нет — не уцелел в общей разрухе. Что разруха эта повсеместна, станет ясно довольно скоро»

БДТ и Могучий: как меняли друг друга знаменитый театр и знаменитый режиссер-авангардист

«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий

Когда в 2013-м Могучий пришел в театр, который старшие поколения называли «театр Товстоногова», коллектив был не в лучшей форме. Товстоногов собрал выдающуюся труппу, но после его смерти в 1989-м большая ее часть простаивала. Ветшало и здание. Трудно объяснить,
как Могучему удалось быстро закончить ремонт, превратившийся в долгострой, и обратить труппу «в свою веру».


То, что создатель Формального театра Могучий стал делать с собой и собственным стилем, приспосабливая его для нужд психологического театра, он называл «упразднением декоративности». Актеры тоже менялись, осваивая новые пьесы, новые жанры и новые интонации.


Первый же спектакль Могучего в БДТ — «Алису» с Алисой Бруновной Фрейндлих — номинировали на «Золотую маску». Спектакль получил награды, хотя и не за режиссуру. Второй — «Пьяные», сделанный со средним, долго простаивавшим поколением БДТ, получил «Маску»
уже за режиссуру. Дальше от «Масок» не было отбоя. Спектакли Могучего звали все российские фестивали.


Сегодня в БДТ, как и в товстоноговские времена, трудно попасть — на «Холопов» приезжают из других городов, так что, если соберетесь — ловите билет сильно заранее. В остальном там все как при мэтре: даже кабинет Товстоногова сохранили. Старинное здание сверкает, портреты легендарных артистов — на месте. А спектакли идут — новые, после которых зрители долго не могут опомниться. Потому что театр — не музей.

Гнедич, племянник Гнедича

Могучий ставит спектакль по мотивам Гнедича, текст которого адаптировала его постоянная соавтор, Светлана Щагина. Речь, кстати, не о пьесе Николая Гнедича — поэта, переводчика Расина и Шекспира, а о его двоюродном племяннике, писателе и драматурге Петре. «Холопы» появились во времена модерна, в 1907-м. Но писал Гнедич об эпохе Павла Первого, ненавидимого вельможами, насаждавшего муштру и среди прочего вернувшего телесные наказания для дворян. В годы его правления (1796-1801) иерархия была такая: государь мог распорядиться наказать розгами дворянина, тот сек крепостных, а те — жен, детей и наличную домашнюю скотину. Небитым оставался лишь император. Впрочем, он поплатился за это головой, в прямом смысле: во время заговора, в котором участвовал и его сын, будущий Александр Первый, Павла били ногами, душили и добили ударом табакерки.

Крепостной цирк

«Мысль об императоре Павле I, живущая в головах русского дворянства, чиновников и других жителей Петербурга 1801 года» — названа в программке роль, которую играет Алексей Ингелевич. Эксцентричный и бесстрашный, этот малорослый актер — участник прежних постановок Могучего, среди которых «Цирко Амбуланте» и «Сказка про последнего ангела».

«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий

Появление этой «Мысли об императоре» — целый аттракцион. Ингелевича вносят в партер в сундуке (на внутренней стороне крышки — карта Российской империи), вызволяют, стряхивают пыль и усаживают на золоченом балконе. Каждый следующий выход — цирковое антре. Сын князя, Платон (Виктор Княжев) — лохматый, ярко нарумяненный красавец, похож на ярмарочного Петрушку. Фривольно одетая жена князя Лиз (Варвара Павлова) щебечет про Версаль, мешая французское свободомыслие с родным изуверством: крестьянам надо дать свободу, но при этом больше драть. Словом, в этом крепостном цирке что ни персонаж — то клоун.

«Фривольно одетая жена князя Лиз (Варвара Павлова) щебечет про Версаль, мешая французское свободомыслие с родным изуверством: крестьянам надо дать свободу, но при этом больше драть»

Дрессированных зверей здесь заменяют крепостные княжны Екатерины Павловны Плавутиной-Плавунцовой, накрывающие стол в честь дня ее рождения. В левом углу у сцены посажен небольшой оркестр, есть и солист — контртенор Семен Мендельсон, распевающий «Арию гения холода» из оперы Перселла «Король Артур». В такт ей разворачивается пантомима. Дрессировщик, он же мажордом Веденей (Анатолий Петров) — карикатурно свирепый, с седыми лохматыми бровями, лишен кнута: секут тут за сценой. «Свинцовые мерзости крепостной жизни» заменяет лацци с барским сервизом. В тусклом свете горничная мучительно пытается удержать сервиз — подарок императрицы Екатерины. Сервиз падает, Веденей быстро находит виновную: высокая судомойка Глафира (Юлия Марченко) носит не черное, а белое (пусть серое от грязи), ходит прямо, головы не клонит. И на ложное обвинение плюет в сторону мажордома. Участь ее решена.


«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий
«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий

«Let me, let me, / Let me freeze again to death» — поет контртенор, и в этой арии все слышнее издевательские нотки. Зажигается свет, так что можно разглядеть и строптивую судомойку — кашляющую и заливающуюся кровью. И сенатского чиновника Веточкина, стоящего внизу, в партере — с вечно просящим голосом и кротким взглядом. Актеру Валерию Дегтярю в этой роли удается напомнить про всех маленьких людей, честных и прохвостов. Из-за шиворота его Веточкина торчит зеленая веточка — видно, что-то живое осталось в вороватом чиновнике. Он незаметно подхватывает пение, превращая его в мелодекламацию, рефрен которой повторяет хор челяди: «Холопья кровь, холопья кровь...» И если этот рефрен кажется вам кондовым, как параграф про крепостных из школьного учебника, то это лишь потому, что бумага не позволяет передать звук: трудно придумать что-то глумливее и горше этой «оперы». Впрочем, это лишь пролог.

«Холопья кровь, холопья кровь...» И если этот рефрен кажется вам кондовым, как параграф про крепостных из школьного учебника, то это лишь потому, что бумага не позволяет передать звук: трудно придумать что-то, глумливее и горше этой «оперы»

Актеры выстраиваются вдоль стен — челядь играет выезд барыни. Контртенор суетливо ищет место, распевая нечто возвышенное из Вивальди. В кресле, похожем на возок кареты, с вороном за плечом, в рыжем парике и черных очках, в костюме наездницы и жокейских сапогах на длинных, как бы немощных ногах, вывозят именинницу — княжну Екатерину Плавутину-Плавунцову. Грандиозное кресло, как и все оформление, придумано Могучим в соавторстве с его давним сподвижником — художником Александром Шишкиным.


Старая дева с цепким взглядом, симулирующая паралич — лишь бы не кланяться при встрече императору Павлу (так у Гнедича), в исполнении Марины Игнатовой оказывается великой притворщицей. Голова безжизненно откинута на спинку кресла. Но рука в черной перчатке вдруг молниеносно ловит муху. Презрительная к людям, княжна оживает окончательно, когда выносят любимого мопса. Игнатова играет Плавунцову так, что ради нее стоило бы возродить почти ушедший в прошлое жанр актерских портретов: она выделяется даже на фоне ансамбля БДТ, с которым вообще-то мало кого можно поставить рядом. Спектакль идет 4,5 часа, и почти все это время она статична, но ее малейшее движение заставляет зал вздрагивать. Образ сильной, своенравной, по своей воле оставшейся в девицах княжны выходит куда сложнее, чем у Гнедича.

«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий

Зачем нам «Холопы»

В театре музейного типа пьесу 1907 года, повествующую о 1801-м, можно ставить, тщательно стилизуя эпоху и заставляя зрителей сопереживать давно минувшему. Если актеры окажутся большими профессионалами, а стилизация — на редкость точной, зритель, возможно, увлечется. В театре живом — таким занимается Могучий — сквозь эпоху Павла обязательно проглянет что-то из дня сегодняшнего. И потому в исполнении Игнатовой сквозь махровую крепостницу княжну видна свободолюбивая интеллектуалка — то ли из начала XX века, то ли наших уже времен.

«Беда в том, что всех остальных княжна
по-прежнему делит на людей и рабов. На право имеющих и тварей дрожащих. Этим вирусом (рабства, рабовладения, неисправимого неравенства — называйте как хотите), как грибком, в ее доме заражено все»

«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий

За 20 тысяч бывший крепостной Плавутиных, ныне — свободный «ситуаен» города Парижа (так величает себя бывший парикмахер Перейденов), раскроет княжне страшную тайну: ее пропавшая внебрачная дочь не умерла, а стала рабыней в отчем доме. В этой сцене княжна неожиданно легко вскакивает с кресла. И отшатывается, увидев почти насмерть забитую Глафиру — ту самую, что кашляла кровью. И садится рядом с ней на пол — как с равной. В театре эту сцену узнавания можно играть по-разному — от бытовой драмы (к чему располагает пьеса с кучей деталей) до трагедии (по описаниям, так играла Мария Ермолова в московском Малом). Все зависит от масштаба актрис. В словах и жестах Игнатовой такая боль и благородная сдержанность, а у Юлии Марченко — такая внутренняя музыкальность, что сцена приподнимается до высот античности — с ее неизменной перипетией, узнаванием и катарсисом.


Беда в том, что всех остальных княжна по-прежнему делит на людей и рабов. На право имеющих и тварей дрожащих. Этим вирусом (рабства, рабовладения, неисправимого неравенства — называйте как хотите), как грибком, в ее доме заражено все. Оттого, должно быть, он и разваливается — не только от бухающих во втором и третьем действии гулких ударов. Не заражены им, кажется, только Перейденов, 40 лет бродивший не по пустыне, а по революционной Франции, и Глафира. Полуживая, искалеченная, она не хочет ни денег, ни воли — жизнь сломана. Но получив от барыни охранную грамоту, склоняется в поясном поклоне. Чего в нем больше — врожденного достоинства или обретенного рабства — мы не узнаем. Перейденов, не выдержав этой сцены, поспешит из дома прочь и свалится замертво.

«На сломе эпох все не так, как обычно: событий много, они налезают друг на друга, рифмуясь абсурдно, превращая реальность в неправдоподобный анекдот»

«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий
«Холопы», Петербург, Большой драматический театр, Андрей Могучий

В пьесе Гнедича, современника Чехова, есть явное противоречие с чеховской драматургией, где минимум событий и почти все они происходят внутри героев. В «Холопах» события нагромождены, смерти зарифмованы. Могучий же намеренно обрывает некоторые сюжеты, не развязывает узлы и, против всех чеховских правил, оставляет «ружья на стене» так и не выстрелившими.


И он прав. На сломе эпох все не так, как обычно: событий много, они налезают друг на друга, рифмуясь абсурдно, превращая реальность в неправдоподобный анекдот. Поверить в такое может тот, кто сам живет на сломе. В этом смысле пьеса Гнедича — как будто специально для нас.


Сидя в центре Петербурга, в имперском зале (бывший Императорский малый), мы смотрим спектакль о жизни своих предков и их потомков, разгуливающих среди руин. О том, как разрушается их дом. В пробоинах стен усадьбы видно, как любимого мопса княжны выгуливает современная девушка, названная в программке невестой китайского инвестора. Мелькают рабочие и экскурсанты. Прошлое и настоящее сталкиваются, как в теории Вернадского.


В последней сцене в усадьбу влетит разгоряченный Платон с известием о смерти императора Павла. На «Мысль об императоре» аккуратно наденут чехол, унесут с балкона. И, видимо, уберут в тот же самый пыльный сундук — до новых заморозков, которые случатся после очередной оттепели. Если, конечно, усадьба не разрушится до основания. Впрочем, китайский инвестор,
ее, кажется, уже купил.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}