Колдуньи и платяной шкаф
В субботу, 27 марта, во Фризском музее голландского города Леуварден должна была открыться большая выставка художницы Таус Махачевой «Потолок можно приподнять». Дальше все как по учебнику — третья волна коронавируса, очередной локдаун и вместо скромной торжественной церемонии — короткий видеотизер в соцсетях, в котором экспонаты этой самой выставки превращались в вечернее платье. В музее надеются вновь открыть двери 21 апреля, а пока о видео и о самом платье нам рассказали художница и дизайнер Паника Деревья, режиссер Саша Пустыннова и сама Таус.
Таус Махачева:
Мне хотелось нарядиться на открытие выставки в black tie, но из-за локдауна открытие так и не состоялось — и даже монтировать выставку пришлось удаленно, через зум. Так что цифровое платье в ролике — мой ироничный ответ на эту ситуацию. С другой стороны, меня поразила история с цифровыми нарядами, которые, казалось бы, работают совсем по другим правилам, чем обычная одежда. Про цифровой фэшн мне рассказала дизайнер, художник Паника Деревья — я, кстати, обожаю с ней работать, — и я подумала: «Боже, вот это да! Вот это платье для аватара — фантастика!»
Музей предложил сделать видео к моей выставке и спросил, нет ли режиссера или художника, который мог бы интерпретировать ее по-новому. Тогда я сразу подумала про режиссера Сашу Пустыннову, с которой также очень люблю работать. Сначала мы хотели сделать сайт с моими фантазиями, материалами, референсами, но потом придумали затею еще лучше, что это может быть наряд, в котором разные элементы отсылают к разным работам. Саша и Паника брейнштормили и придумали платье, состоящее из многих элементов, связанных с моими работами, — так, лиф, сделанный из органзы, превращающейся в камень, отсылает к одному из моих видео (Walk, 2010). Под платьем прячутся железные брюки, которые похожи на конструкцию инсталляции «Шаривари» (Charivari, 2019), делающие меня супервысокой, обувь напоминает о «Безудержных» — она составлена из двух разных пар, соединенных вместе: низ от кроссовок, а верх — от ботинок для верховой езды.
Таус Махачева, Аэростатический опыт, 2019, инсталляция
Таус Махачева. Шаривари. 2019. Инсталляция, аудио. Баку, 2019. Фото: Пэт Вербрюгген. При поддержке YARAT Contemporary Art Space
Саша Пустынова, режиссер:
Когда Таус предложила сделать небольшой ролик для ее выставки и рассказала, что само открытие будет проходить онлайн, я сразу подумала о компьютерных играх, в частности о Beyond: Two Souls (видеоигра 2013 года в жанре триллера. — Прим. The Blueprint). В этой игре внешность актеров, Эллен Пейдж и Уиллема Дефо, была полностью скопирована на персонажей игры. Мне показалось, что было бы круто сделать «цифровое» альтер эго Таус, ее аватара, и создать для него некое цифровое пространство, сайт или программу, в котором она могла бы существовать и делиться своими идеями о том, как создавались ее работы. Затем, после обсуждений с Таус, Паникой и моей семьей все ненужное ушло, и от аватара осталось только платье, которое и стало этим «цифровым» пространством, платьем-музеем. В итоге у нас получился небольшой видеоролик, выполненный в стилистике фильмов BBC о музейных объектах, только в нашем случае мы рассказываем о фантастических вещах — плаще из жидкого стекла и голографических сапогах.
Режиссер: Александра Пустыннова / Дизайн костюмов: Паника Деревья / Продакшен: Анжелика Барышникова / Текст: Леся Прокопенко / 3D-дизайн: Александр Орешин / Моушен-дизайн: Алан Танделов / Саунд-дизайн: Александр Хохлов / Звук: Денис Дронов / Субтитры: Александра Пустыннова / Редактор: Бен Уиллер / Голос: Таус Махачева / Перевод: Елена Кутная
Паника Деревья, дизайнер и художник:
Платье, что было на афише, — это, может, 1/20 проекта. Кроме него разработаны и другие элементы гардероба, которые составляют практически ансамбль: плащ, платье, брюки, кружевное боди, украшения (в том числе карманные), обувь и головной убор — дополненные цифровыми эффектами, которые пока немыслимы в реальном мире. Например, в жизни невозможно создать ткань с эффектом «небо в алмазах», но в диджитале легко можно задать особое свечение.
Фильм устроен так, что сперва детали костюма появляются в белом цвете, как фарфоровая основа — но постепенно за счет виртуальных эффектов превращаются в разные аллегории к проектам Таус. По сути, мы пересказали выставку языком костюма, вышли за рамки одежды и даже гравитации. Пропорции финального костюма вообще выглядят весьма сюрреалистично, как шутит Таус: «Летающая женщина с газетой на ходулях!».
Меня восхищает цифровая мода, но я никак не успевала освоить программы. А благодаря проекту у нас сложилась команда, которая все это воплотила по моим эскизам и добилась нужных эффектов. Этот костюм-музей еще нужно было верно представить — он бы воспринимался совершенно иначе, если бы Саша Пустыннова, режиссер, не придумала все ракурсы и кадры ролика. Она по нему путешествует, как по ландшафту; проезжает по каким-то деталям — и от этого фильм превращается в поэтическое и метафизическое действо.