Четко по графике
ФОТО:
ИГОРЬ КЛЕПНЕВ, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
С 5 по 7 декабря в «Тон-центре», бывшем круговом депо Ленинградского (Николаевского) вокзала, построенном архитектором Константином Тоном в 1840-х годах, пройдет новая ярмарка графики «Обертон». На ней 29 галерей представят работы на бумаге и советских классиков, таких как Эрик Булатов, Виктор Пивоваров и Тимур Новиков, и современников, вроде Александры Гарт и Кирилла Гаршина, и даже модерниста Бориса Григорьева. «Обертон» — новый проект Cosmoscow, поэтому вопросы, зачем нам еще одна ярмарка графики и что по деньгам, Анна Федина задала ее основательнице и директору Маргарите Пушкиной.

Еще не так давно ходили слухи, что вы продаете Cosmoscow, а вы наоборот масштабируете проект. Почему сейчас?
Вы же сами говорите, что это слухи, а я слухи не комментирую. А идея «Обертона» появилась не вот сейчас, не спонтанно. Примеров таких специализированных, сфокусированных на одном жанре арт-ярмарок достаточно много, и они вполне успешны. Из тех, что посвящены графике, мы знаем Paper Positions, которая начиналась в Берлине, а потом проходила в разных городах. Есть Парижский салон рисунка. Есть множество коллекций, посвященных целиком и полностью графике. Несколько лет назад коллекционеры Флоранс и Даниэль Герлен подарили Пушкинскому музею несколько рисунков из своего собрания, а в 2012 году преподнесли 1200 работ в дар Центру Помпиду. В общем, тема обширная, ярмарку мы планировали давно, но просто в определенный момент сложились необходимые предпосылки.
И снова вопрос — почему сейчас? — но уже с четкой привязкой к календарю, Неделю назад прошла ярмарка |catalog|, считаете, что у поклонников совриска еще остались деньги?
Мы эти даты наметили давно. В сентябре проходят Cosmoscow и blazar, поэтому начало декабря нам казалось хорошим таймингом с точки зрения подготовки. А что касается ярмарки |catalog|, то они недавно объявили свои даты. Мы в этот момент были в большом туре по Бразилии с Клубом коллекционеров. Очень сложно все учитывать. На прошлой неделе еще, например, проходил Антикварный салон... Если же говорить о востребованности, то мы получили очень большое количество заявок, гораздо больше, чем могли в этом году принять. Ярмарка по масштабу небольшая. И первый фидбэк от коллекционеров тоже положительный. Все заинтересованы, чтобы рынок развивался.
Съемка The Blueprint. 2024 / Фото: Игорь Клепнев
При этом экономические прогнозы довольно пессимистичные,
вам кажется, что рынку есть куда расти?
Мы всегда смотрим вперед. В 2014 году, когда Cosmoscow перезапускалась, сколько было тех, кто говорил, что у нас нет ни рынка, ни коллекционеров, ни художников. Но мы все эти годы развиваем этот проект, и рынок тоже развивается постепенно. Какое-то поступательное движение точно есть, а что будет дальше, сложно сказать. Сейчас я вижу, что коллекционирование меняется, становится менее спонтанным и более осмысленным, к искусству начинают относиться как к фундаментальной ценности. И мы тоже делаем следующий шаг в развитии.
Большая осмысленность это, скажем, про глубину. А как насчет ширины?
Растет ли рынок в охвате, и в деньгах, и в количестве искусства?
Я бы сказала, что да, и то, и другое. Это показал и средний чек на Сosmoscow в этом году. Цифру сейчас не вспомню, но работы за 5 миллионов рублей продавались вполне успешно. В секции дизайна тоже были дорогие покупки.

«Работы за 5 миллионов рублей на Сosmoscow продавались вполне успешно»
Ярмарка «Обертон», 2025
В истории Cosmoscow бывали спады, или вы всегда год к году росли?
Росли из года в год. Были вынужденные ограничения по посещаемости в связи с ковидом. А в остальном это всегда был поступательный процесс с точки зрения развития.
Если Cosmoscow — ярмарка для старожилов и тяжеловесов, а blazar призван привлекать на рынок молодежь и неофитов, то какая ниша и миссия у «Обертона»?
У blazar все-таки очень разнообразная аудитория, но да, ярмарка возникла из секции Discovery на Cosmoscow, где продавалось молодое искусство. Мы увидели, что и заявок туда много, и спрос на работы художников на старте карьеры велик. В этом плане «Обертон» — это шаг в развитии другой секции на Cosmoscow — тиражного искусства, которая тоже вызывает большой интерес и у коллекционеров, и у зрителей. Причем и молодых, и взрослых.

Валерий Чтак совместно с Кириллом Лебедевым (Кто). Я тебя тоже не узнал, 2024. Галерея Syntax
А как вы все-таки формулируете цель новой ярмарки?
Она та же, как и во всех остальных проектах, — развитие арт-рынка. И модель работы та же: «Обертон» — это курированная ярмарка, которая фокусируется на отдельном жанре. Для наших галерей это возможность показать своих художников в новом ракурсе.
Почему именно графика?
Если прежде говорили, что рисунок — это некое дополнение к живописи, то уже очень давно графика стала передовым жанром, где ведется много поисков и экспериментов, жанром, который дает художникам большую свободу.

Елена Филаретова. ЛП, 2025. Галерея FUTURO
«графика стала передовым жанром, где ведется много поисков и экспериментов, жанром, который дает художникам большую свободу»
С 2023 года в Нижнем Новгороде проходит ярмарка графики «Контур».
Велик ли этот рынок? Хватит ли на две ярмарки?
Задача «Контура», на мой взгляд, — развивать рынок в регионе. Это прекрасная ярмарка, мы ездили на нее с Клубом коллекционеров. И это драйвер, позволяющий вырастить в Нижнем Новгороде аудиторию, любящую и ценящую искусство. Поэтому о конкуренции я бы тут говорить не стала.
Но и задачу сделать принципиально другую ярмарку графики вы себе не ставили?
Честно говоря, я не готова комментировать другие ярмарки. Могу только сказать, что Cosmoscow существует уже пятнадцать лет, у нас серьезный экспертный совет, мы знаем, как делать проекты в арт-индустрии. И я не вижу проблемы в том, что появляются другие ярмарки. Это показатель роста арт-рынка.

Но «Контур» был раньше.
Идея «Обертона» существовала давным-давно как часть экосистемы Cosmoscow. Ярмарка графики стояла в наших планах по развитию, нам без конца все говорили: почему вы только раз в год ярмарку делаете. И я никогда не говорила, что мы собираемся ограничиваться только Cosmoscow и blazar. Я говорила, что у нас есть и другие задумки. И вот наступил момент одну из них осуществить.
Какие звезды сошлись сейчас?
Мы нашли, на наш взгляд, очень интересную площадку в центре Москвы и договорились с ее владельцем MR. «Тон-центр» — очень красивое историческое пространство, и ярмарка — это хороший повод предъявить нашей аудитории такую впечатляющую архитектуру. Плюс у нас были силы и время, чтобы подготовить этот проект. И наконец, большое количество запросов на участие в ярмарке — еще одно подтверждение того, что мы все сделали вовремя.
Слава Нестеров. Без названия, 2024. ArtTube

«коллекционирование становится менее спонтанным и более осмысленным, к искусству начинают относиться как к фундаментальной ценности»
Ярмарка «Обертон», 2025
Как вы искали пространство? Сейчас получается, что оно играет чуть ли не ведущую роль в самом факте появления ярмарки. Чему вас в этом плане научил опыт Cosmoscow?
Тому, что мы умеем наполнять содержанием самые разные площадки. Сначала это был постиндустриальный «Красный Октябрь». Потом мы были вынуждены переехать в Гостиный Двор, и было много предубеждения в индустрии, мол, он недостаточно элитный. Но благодаря Cosmoscow, хорошей архитектуре ярмарки, самому искусству он заиграл самыми эффектными красками. Потом снова возникли обстоятельства, заставившие нас менять площадку. Это, конечно, большой стресс и удар по экономике ярмарки, но всегда нам удавалось переезжать за очень короткий промежуток и открываться на новом месте. И мы за это время накопили какую-то базу пространств в Москве. Так и про «Тон-центр» узнали. Как-то все срослось.
То есть переезжали в Тимирязев Центр и заодно нашли место под «Обертон»?
Нет, еще в 2023 году нашли, когда переезжали в «Экспоцентр», но да, так и было. Мы тогда еще пытались втиснуться в пару других пространств. А потом, к счастью, узнали про «Тимирязев Центр», технологичный, спроектированный как раз для таких мероприятий, как Cosmoscow. И можно сказать, тоже открыли это пространство — мы были одними из первых, кто провел там мероприятие. Вообще переезд — это упражнение, которое сильно прокачивает все скиллы.



Леонид Борисов. Композиция, 1979. DIDI Gallery
Ярмарка «Обертон», 2025
Как бы вы сформулировали три заповеди руководителя ярмарки?
Ярмарка — это прежде всего сообщество. Доверие художников, галерей и коллекционеров к нам — главный капитал.
Публика приходит за искусством, а не просто за покупкой. Моя задача — сделать так, чтобы каждый посетитель уходил не только с работой, но и с пониманием, как она создавалась, в каком контексте существует и почему важна.
Нельзя контролировать искусство, но можно создавать среду, где оно рождается и встречается со зрителем. Моя роль — строить мосты: между художником и публикой, между традицией и экспериментом, между локальной сценой и международным контекстом.
Какие финансовые цели вы себе ставите на первый выпуск ярмарки?
Задача стоит не остаться в минусе, то есть сделать так, чтобы проект стал долгосрочным и экономически устойчивым.
Cosmoscow сразу в плюс вышла?
То было пятнадцать лет назад. Теперь опыта больше.