Blueprint
T

Пятна Роршаха с деколониальной акцентацией

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Начало зимы для арт-мира время амбивалентное: с одной стороны, все уже подустали от маниакального всплеска осенних открытий, с другой, перед окончанием года и праздничным затишьем хочется успеть реализовать как можно больше из того, что было запланировано на год. Так что если перед двухнедельным застольем вы решите насытиться искусством — нам есть что вам предложить.

%AB%u0410%u0432%u0442%u043E%u043F%u043E%u0440%u0442%u0440%u0435%u0442%BB.%20%u041B%u0430%u043C%u0431%u0435%u0440%u0442%20%u041B%u043E%u043C%u0431%u0430%u0440%u0434%20%281556%20%u2013%201566%29.%20%A9%20%u0413%u043E%u0441%u0443%u0434%u0430%u0440%u0441%u0442%u0432%u0435%u043D%u043D%u044B%u0438%u0306%20%u042D%u0440%u043C%u0438%u0442%u0430%u0436%u041F%u043E%u0440%u0442%u0440%u0435%u0442%20%u041E.%20%u042D.%20%u0428%u0443%u0432%u0430%u043B%u043E%u0432%u043E%u0438%u0306.%20%u0424%u0440%u0430%u043D%u0446%20%u041A%u0441%u0430%u0432%u0435%u0440%20%u0412%u0438%u043D%u0442%u0435%u0440%u0445%u0430%u043B%u044C%u0442%u0435%u0440%20%281806%u20131873%29.%20%A9%20%u0413%u043E%u0441%u0443%u0434%u0430%u0440%u0441%u0442%u0432%u0435%u043D%u043D%u044B%u0438%u0306%20%u042D%u0440%u043C%u0438%u0442%u0430%u0436%u0428%u0430%u0440%u0431%u0430%u0442%20%u0413%u0443%u043B%u0430.%20%u0410%u0444%u0433%u0430%u043D%u0441%u043A%u0430%u044F%20%u0434%u0435%u0432%u043E%u0447%u043A%u0430%2C%20%u043B%u0430%u0433%u0435%u0440%u044C%20%u0431%u0435%u0436%u0435%u043D%u0446%u0435%u0432%20%u041D%u0430%u0441%u0438%u0440%20%u0411%u0430%u0433%20%u043D%u0435%u0434%u0430%u043B%u0435%u043A%u043E%20%u043E%u0442%20%u041F%u0435%u0448%u0430%u0432%u0430%u0440%u0430.%20%u0421%u0442%u0438%u0432%20%u041C%u0430%u043A%u041A%u0430%u0440%u0440%u0438.%20%A9%20%u0413%u043E%u0441%u0443%u0434%u0430%u0440%u0441%u0442%u0432%u0435%u043D%u043D%u044B%u0438%u0306%20%u042D%u0440%u043C%u0438%u0442%u0430%u0436%u042D%u043D%u0434%u0438%20%u0423%u043E%u0440%u0445%u043E%u043B%20%28%u0441%20%u0446%u0432%u0435%u0442%u043A%u043E%u043C%29.%20%u0414%u0435%u043D%u043D%u0438%u0441%20%u0425%u043E%u043F%u043F%u0435%u0440%20%281936-2010%29.%20%u0421%u0428%u0410%2C%201963%20%u0433.%20%A9%20%u0413%u043E%u0441%u0443%u0434%u0430%u0440%u0441%u0442%u0432%u0435%u043D%u043D%u044B%u0438%u0306%20%u042D%u0440%u043C%u0438%u0442%u0430%u0436

«Искусство портрета. Личность и эпоха» в Эрмитаже

В Николаевской зале Зимнего дворца открывается масштабная (ее размеры подчеркиваются в тексте на сайте музея с навязчивой частотой) выставка, посвященная рецепции человека во всемирном искусстве — портретному жанру. Музей планирует показать свыше 750 произведений, охватывающих четыре тысячи лет — от начала времен до XXI века нашей эры. Разнообразие художников тоже впечатляет: от Лукаса Кранаха Старшего до Стива Маккари, от Антониса Ван Дейка до Владислава Мамышева-Монро. Однако не убедимся ли мы в истинности всем известной максимы «лучше меньше да лучше»? Можно ли ожидать от выставочной гигантомании степени вдумчивости, присущей, скажем, труду Геннадия Вдовина «Персона — Индивидуальность — Личность. Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века»? Не превратится ли потенциально сложное высказывание в браваду и бряцание великолепной коллекцией музея (которую усилили заимствованиями у еще четырех институций)? Смогут ли кураторы грамотно интегрировать в залы музея заявленное современное искусство из коллекций Козлова, Химиляйне и Лимонова, или ему суждено остаться примечанием в конце экспозиции? В любом случае эта выставка — серьезная заявка на главное музейное событие зимней части сезона.

Гриша Брускин. DIES ILLA в музее «Коллекция. ЗИЛАРТ»

Гриша Брускин, «Смена декораций», фрагмент 3

Латинское словосочетание dies illa, первая строчка гимна «День гнева», католической секвенции, посвященное Страшному суду. Так называется новый проект Гриши Брускина, сделанный специально для нового музея «Коллекция. ЗИЛАРТ». Болезненные ассоциации связывают российское арт-сообщество с Гришей Брускиным: его выставка в Третьяковской галерее, «Смена декораций», безвременно закрылась зимой 2022 года, открыв тем самым череду контекстуальных изменений в среде современного искусства. Ряд мотивов той выставки, а вместе с ней и российского павильона на 57-й Венецианской биеннале, за который тоже отвечал Брускин, перекочевали в «День тот» (дословный перевод DIES ILLA). Инсталляцию пронизывают ключевые образы Брускина: тотемы, манекены, религиозная символика, резонирующая с милитаристскими символами, химеры, игрушечные народы, будто бы шванкмайеровские механизмы. Художник создает камерными средствами монументальное высказывание, сочетая в одной инсталляции театр теней, марионеточную пластику, пространственную драматургию сценографии. Кроме того, в отдельном зале выставки представлены эскизы к инсталляции: графика, коллажи и компьютерные модели. Сквозная тема искусства Брускина, социальные катаклизмы и человеческие трагедии, неиссякаема, однако, быть может, с открытием DIES ILLA круг, начатый со «Смены декораций», замкнется — что ж, магическое мышление и самому художнику не чуждо.

«Синий суп». «Провалы» в галерее XL

В рамках последнего в году вечера вернисажей на «Винзаводе» в галерее XL откроется выставка арт-группы «Синий суп» «Провалы». Галерея уже представляла относительно недавно проекты «Синего супа», нынешний же показ синхронизировался с инициативой ЦСИ «Гараж», показывающего работы «Супа» на огромном экране в вестибюле. Медиаискусство в плане презентации весьма пластично: одну и ту же работу можно выставить на камерном дисплее и на экране в размер здания, можно, не мудрствуя лукаво, показать на одной стене, можно выставить в расширенном поле, превратив в инсталляцию. Это и плюс, и минус: экспозиционер, таким образом, сам становится художником. Итак, в одно время «Синий суп» показывают «Гараж» и XL, мейнстрим и фронда — смотрим с азартом, болеем за фаворитов. Основная интонация работ группы — саспенс, а потому зрелищность презентации становится ключевым элементом для восприятия произведений «Синего супа».

Ольга Чернышева. «Книга сезонов» в «ПиранезиLAB»

Проект печатной графики вырос из многолетнего сотрудничества Ольги Чернышевой с лабораторией и ставит интересный вопрос: как пластика печатного искусства видоизменяет графические образы? Проект посвящен периферии урбанистического пейзажа, живым вкраплениям города — досужие гуляки, голуби, тени превращаются в образы-знаки, напоминающие порой пятна Роршаха. Проект представлен в нескольких выставочных формах, в том числе в виде «коробки», напоминающей рабочий ящик художника с графикой. Листы надо перекладывать, соприкасаться с материей — как тут не вспомнить концептуалистские альбомы, которые надо было именно листать? Однако в отличие от концептуальных нарративов листы Чернышевой можно менять местами и варьировать, создавая множественные комбинации.

1. Ольга Чернышева. «Всегда дома» (Из альбома «Книга сезонов»). 2024. Шелкография. Бумага Fabriano Rosaspina 285 гм². 250×350 мм. Издатель:  ПиранезиLAB

2. Ольга Чернышева. Февраль, кстати (Из альбома «Книга сезонов»). 2024. Архивная пигментная печать, chine-collé. Издатель: ПиранезиLAB

«Весь мир здесь обретает дом: по следам Тагора» в «ГЭС-2»

Прашанта Саху, Дерево моринга и другие истории, 2022-2025

GABAA

Выставка продолжает деколониальную линию Дома культуры: в этом году команда «ГЭС-2» уже представила неординарный проект «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса», теперь же фокус внимания переместился в Индию. Выставка «Весь мир обретает дом» постарается осмыслить наследие индийского мыслителя, писателя, композитора, художника, общественного деятеля Рабиндраната Тагора. Показать обещают собственные рисунки и живопись Тагора, а еще работы современных российских и индийских художников, «чья практика созвучна идеям мастера или полемизирует с ними». Текст на сайте отдельно подчеркивает, что Тагор стал первым лауреатом Нобелевской премии по литературе среди неевропейцев — деколониальная акцентация и правда становится программной для Дома культуры. Рассказывать приходится о контексте едва ли не с нуля, выстраивая цепи ассоциаций на ходу, стараясь при этом создать нечто большее, нежели визуализация энциклопедической статьи «искусство в неевропейской стране X». В случае выставки Videobrasil у «ГЭС» получилось, а потому возлагаем на новый проект этой линии надежды. Кроме того, ожидается исследование интеллектуальной корреспонденции: будут представлены архивные материалы и произведения современных художников из России и Индии, чья практика созвучна идеям Тагора или полемизирует с ними.

«Опередившие время» в «БИЗON»

Владимир Гурьянов, «Мистическая луна», 1984

Евгений Михнов-Войтенко, Из серии Тюбики, 1956-1959

С каждой новой выставкой советских нонконформистов у кураторов последующей экспозиции на эту тему усложняется задача: как раскрыть тему, избегая трюизмов, как представить известных авторов с новой, неординарной стороны, как остранить наше восприятие неоднозначного периода? Как, в конце концов, оценивать художников неофициальных по гамбургскому счету, отстранившись от исключительно социокультурной ценности? Интересно, как эту задачу решит галерея pop/off/art, представляющая в казанской галерее «БИЗON» выставку «Опередившие время». Сразу можно сказать, что помимо очень известных москвичей и ленинградцев, Юрия Злотникова, Эрика Булатова, Ирины Наховой, Евгения Михнова-Войтенко и многих других, будут показаны работы казанских художников второй половины XX века — и это определенно новшество, припомнить прецеденты такого диалога не получится, по крайней мере, в качестве лейтмотива выставки он нигде более не позиционировался.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}