Музыкальные события
декабря
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Все, финишная прямая — еще немного поработаем, и можно отдыхать. В преддверии новогодних каникул Иван Чекалов собрал последний в этом году музыкальный дайджест: долгожданный альбом Nas, Теодор Курентзис, умудрившийся сыграть четыре оперы Вагнера за час с лишним, а также концерт-незамерзайка «Хадн дадн» и презентация новой пластинки «АукцЫона».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
декабрь
Концерты
Альбомы
КОНЦЕРТЫ
Презентация проекта Игоря Яковенко DILEMMA

МАММ, Москва
04.12
Пианист с инженерным образованием, ученик джазмена Игоря Бриля, Игорь Яковенко смешивает в своих проектах академическую музыку с джазом и разнообразными экспериментальными техниками. 4 декабря он выступит в МАММ с новым проектом. Две линии — импровизационная и заранее подготовленная — прозвучат на двух роялях: «препарированном» (по заветам Джона Кейджа Яковенко разложит между струнами металлические предметы) и обыкновенном. Благодаря авангардной технике первый рояль будет звучать как ударный инструмент — «отстраненно и техногенно, почти полностью утратив свою изначальную звуковую идентичность». Более традиционный подход ко второму предложит мягкие меланхолические миниатюры. Дилемма из названия концерта — это напряжение между необходимостью и невозможностью выбора; противоречие, которое проявляется для композитора и в выборе инструментов.
Презентация альбома «Сокровище» группы «АукцЫон»

10.12
07.12
Aurora Concert Hall, Санкт-Петербург
Base, Москва
Где-то неподалеку жужжит пчелиный рой, гитарист берет мощный аккорд, механический голос произносит: «этаж — первый» и песню подхватывает Леонид Федоров: «А кто за мной пойдет? // А кто меня найдет? // Меня никто не ждет». Все это происходит за первые тридцать секунд альбома «Сокровище». Дальше — одновременно похоже и непохоже на классические записи «АукцЫона»: традиционные, по выражению музыкального критика Льва Ганкина, «винни-пуховские сопелки и пыхтелки “Топ-топ” и “Трам-пам-пам”» сочетаются с не менее классической обэриутовской лирикой Дмитрия Озерова, а также неожиданным восьмиминутным псалмом, как на сольной пластинке Федорова 2016 года (собственно, «Псалмы») и вольным ремейком главного хита «АукцЫона», «Дороги» («Лето»). Предыдущий диск группы, «Мечты», вышел во время пандемии и презентовался онлайн на образовательной платформе Arzamas. Сейчас есть возможность послушать презентацию вживую — а упускать такие шансы нельзя.
Концерт оркестра musicAeterna. Рихард Вагнер: «Кольцо без слов»

11.12 — 12.12
15.12 — 16.12
Большой зал консерватории, Москва
Большой зал Пермской филармонии, Пермь
Когда кажется, что амбиции Теодора Курентзиса исчерпали себя, надо креститься. На этот раз оркестр musicAeterna посягнул на святая святых — «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера. В 1987 году дирижер Лорин Маазель переработал цикл из четырех эпических (и эпически длинных) опер в 70-минутную сюиту «Кольцо без слов» — она и прозвучит в столице и — в рамках Дягилевского фестиваля — в Перми. Маазель не был первопроходцем — сам композитор объединял вступление и финал «Тристана» для концертных исполнений. Тем временем в «Кольцо без слов» перекочевала вся хронология оригинального цикла, включая лейтмотивы и симфонические картины («Полет валькирий», «Траурный марш на смерть Зигфрида»). Вокальные партии Маазель доверил инструментам: за великана Фафнера поет бас-кларнет, за Зигмунда и Зигфрида — тромбон. Впрочем, сюжет остается в симфонической поэме закадровым персонажем — следить слушателям предстоит не столько за хитросплетениями германской мифологии, сколько за оркестровым размахом великого музыкального реформатора.
«Русская музыка 2.0»

«ГЭС-2», Москва
12.12
Проект «Русская музыка 2.0» был запущен Aksenov Family Foundation еще в 2020 году для «развития и обновления традиций отечественной композиторской школы». С тех пор фонд ежегодно организует концерты композиторов, осмысляющих актуальный музыкальный ландшафт России. В 2025-м «Русская музыка 2.0» пройдет в «ГЭС-2» под руководством дирижера Федора Леднева; российские композиторы из России, Японии, Швейцарии и Франции (а также белорусы) попытаются ответить на вопрос «какой может быть музыка, которая пишется сегодня, в середине третьего десятилетия XXI века». Аспирант факультета музыки Токийского университета искусств Леонид Зволинский поделится результатами работы с электроникой, живущий в Сен-Шамоне саунд-артист Николай Хруст — экспериментами со звуковыми программами. Уроженец Бреста Артем Цёсь представит размышление о физической и метафизической природе звука, в то время как Сергей Леонов из Женевы — сплав из инструментальной музыки, экспериментального попа и междисциплинарного перформанса. А преподаватель композиции в белорусском Молодечно Лизавета Лобан продемонстрирует «современные преломления белорусского фольклора».
Алексей Сысоев. «Не жди покоя в странствиях ночных»

14.12
ДК «Рассвет», Москва
Мировая премьера нового произведения Алексея Сысоева — лауреата «Золотой маски», обладателя Гран-при Премии Курёхина (Санкт-Петербург) и просто одного из наших любимых современных российских композиторов. Совсем недавно в «ГЭС-2» прозвучала его музыка к эйзенштейновскому «Броненосцу “Потемкин”», а 14 декабря в ДК «Рассвет» можно будет услышать трио композитора для фортепиано, вибрафона и флейты по мотивам стихотворения валлийского поэта Дилана Томаса Don’t go gentle into that good night. По словам организаторов концерта, «Не жди покоя...» «сочетает в себе глубокую медитативность, взрывной драматизм и строгость драматургического развертывания»; поэма о смерти длится около часа, вместе с Сысоевым ее исполнят Мария Корякина (флейта) и Филипп Фитин (вибрафон).
«Хадн дадн». Концерт-незамерзайка

29.12
23.12
«Свобода», Москва
«Рассвет», Санкт-Петербург
Выпустив замечательную пластинку с сахарным названием «Поцелуйчик солнышка» (2024), важнейшая российская инди-группа 2010-х переключилась на фиты — от Антохи МС до «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки» и Beautiful Boys. Случается лучше («Ханна»), случается хуже («Эконелогично»), но мы в любом случае скучаем по старым добрым «Хадн дадн». Услышать их в классическом амплуа можно будет на «концерте-незамерзайке», который пройдет в двух столицах под конец декабря. Что такой заголовок означает объясняют авторы (пунктуация и орфография сохранены): «зимняя сказка концерт-незамерзайка, девчонки Хадн дадн, золотой рок-состав, сюрпризы, новые песни, стихотворения, световое шоу, гости, подарки, игры в кануны нового года». Спустя два дня после этого поста солистка Варя Краминова написала, что пересмотрела «Зеркало» и расхотела заманивать кого бы то ни было на концерт: «Хочется заниматься искусством без примеси. Зачаровывать вас нашей зимней сказкой, а не эти гребаные рилсы снимать». 100% понимания — зачаровываемся и покупаем билеты на «катарсис-елку».
АЛЬБОМЫ
Джереми Аллен Уайт, Springsteen

Deliver Me From Nowhere (Original Motion Picture Soundtrack)
05.12
Пока дедушка американской популярной музыки публично ругался с Дональдом Трампом, в прокат успел выйти байопик «Спрингстин. Избавь меня от небытия» — о том, как создавался культовый альбом Nebraska. Критики приняли фильм умеренно, однако актерскую игру Джереми Аллена Уайта и его голос отметили практически все. Через месяц после фильма выходит саундтрек к нему, чему мы и рады — сразу после провала второй «Злой» хочется послушать что-то воодушевляющее. Благо, медведь исполнил все главные хиты Спрингстина: Born To Run, Born In The U.S.A., Nebraska и другие.
Roddy Ricch

The Navy Album
05.12
Почти шесть лет назад все сошли с ума по тиктокам на композицию The Box комптонского рэпера Roddy Ricch — незадолго до этого вышла его дебютная пластинка Please Excuse Me for Being Antisocial, стартовавшая на первом месте американского Billboard. Правда, уже год спустя он выпустил альбом Live Life Fast, принятый в лучшем случае средне. Потом еще был сносный микстейп Feed tha Streets III, но в целом ажиотаж вокруг Ricch поутих. Тем не менее мы все же советуем обратить внимание на его свежий релиз — в анамнезе рэпера бандитская юность, любовь к Lil Wayne и страсть к неожиданным музыкальным решениям; все это слышно и в сингле Survivors Remorse, начинающемся с госпела, и в Lonely Road (не путать с китчем от mgk и Jelly Roll), написанном в соавторстве с саксофонистом и рэпером Террасом Мартином.
Nas
и DJ Premier

Light-Years
12.12
Иногда они возвращаются — без всякого преувеличения гениальный хип-хоп-артист Nas рассказывал про альбом c Кристофером Эдвардом Мартином, aka DJ Premier еще в нулевые и с тех пор несколько раз напоминал, что работа идет. 12 декабря Light-Years наконец увидит свет. Мартин, участник дуэта Gang Starr, продюсировал всех — от Канье Уэста до Dr. Dre, от Jay-Z до Snoop Dogg, а с самим Nas сотрудничал над его лучшим альбомом Illmatic (1994). А Light-Years — это финал проекта Legend Has It..., придуманного Nas вместе с лейблом Mass Appeal. Его смысл заключается в том, чтобы представить нью-йоркских рэперов супергероями — пластинки тяжеловесов вроде Slick Rick, Raekwon и Ghostface Killah сопровождаются выходом комиксов Marvel про них же. Панегирик атлантическому побережью закономерно заканчивается альбомом двух его величайших представителей.