Blueprint
T

Билетик
на дно

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В эту пятницу выходит Lost Americana — седьмой альбом самопровозглашенного «дьявола рэпа» mgk, ранее известного как Machine Gun Kelly. Удивительная трансформация артиста, прошедшего путь от андеграунд-рэпера до мейнстримного исполнителя поп-панка, была связана со «скандалами, интригами, расследованиями». Ссора из-за обуви с солистом Slipknot, баталия с Эминемом и Боб Дилан в фанатах — Иван Чекалов объяснил, как так случилось и что на самом деле скрывает музыка mgk.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":-450,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.2,"scaleY":1.2,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":800,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Дьявол в стиле эмо

27 сентября 2011 года. Лейбл Шона «Puff Daddy» Комбса Bad Boy Records выпускает сингл рэпера из Кливленда Колсона Бейкера. Сингл называется Wild Boy — 21-летний Бейкер, скрывающийся под псевдонимом Machine Gun Kelly (на самом деле так звали гангстера времен сухого закона), на пару с 25-летним Waka Flocka Flame зачитал несколько куплетов о том, как «дикий парень с востока Кливленда <...> [настолько] неприкосновенен, что ты можешь подумать, будто я был в тюрьме». Дурацкий текст (в котором присутствуют День независимости, джинсы Levi’s и фраза «но я плохой парень, потому что с Diddy») и элементарные биты, будто взятые из бесплатного каталога, скрашивает невероятно экспрессивная, техничная и даже мелодичная читка Бейкера, вызывающая в памяти лучшие работы Эминема. Сингл приобрел трижды платиновый статус, а спустя год вышел и дебютный альбом рэпера Lace Up, достигший четвертого места в чартах Billboard. Слушатели получили то же, только гуще — агрессивный и впрямь «пулеметный» флоу, отзвуки DMX и Эминема, фиты с тем же DMX, Young Jeezy, Эстер Дин, а также лирику о бедном детстве андердога из Кливленда, прошедшего через огонь, воду, медные трубы, наркотики, уличные потасовки, сложные — еще бы! — отношения с родителями, etc., etc. Критики заговорили об «одном из мощнейших околомейнстримных хип-хоп-событий 2012 года, изображении молодой энергии в ее зените».

Lace Up, 2012

MACHINE GUN KELLY (MGK) и Puff daddy

Machine Gun Kelly и Puff Daddy, 2015

23 мая 2025-го. Колсон Бейкер, год назад сменивший сценический псевдоним на mgk из-за обвинений в восхвалении насилия, выпускает ведущий сингл с грядущего седьмого альбома Lost Americana. Сингл называется Cliché — и это действительно библиотека всех самых ходульных штампов поп-музыки, которые только можно себе представить: невразумительные строфы («Мне нравится, что я тебе нравлюсь // Я поцеловал твои губы, у тебя хороший вкус») mgk пропевает с харизмой 11-летней Ханны Монтаны под хлопки, электронные вжух-вжухи, романтическое мычание и настолько томительный гитарный рифф, что сериалам Disney Channel и не снилось. Песню сопровождает не менее выразительный клип, где бывший «дикий парень», «плохой мазафака» и, наконец, «рэп-дьявол» весело размахивает тряпочкой и призывно крутит бедрами, чтобы под конец пройтись в одной футболке под ливнем а-ля Колин Ферт в классической экранизации «Гордости и предубеждения». На втором сингле с Lost Americana mgk в образе вампира жалуется, что «не может выходить до ночи и пить, что ему хочется». Третий сингл называется «мисс Саншайн». А, да, и минутный трейлер к пластинке озвучил Боб Дилан. Оказывается, он фанат.

MACHINE GUN KELLY (MGK)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1,"y":-358,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.4,"scaleY":1.4,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":300,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Lost Americana, 2025

Траектория Machine Gun Kelly выглядит удивительно и особенно поражает тех, кто полюбил его в годы «трушного» периода артиста, а затем заново услышал в поп-панк-эру альбомов Tickets to My Downfall (2020) и Mainstream Sellout (2022). Свой в доску парень, пробивавшийся из низов, параллельно с записью первых микстейпов подрабатывавший в мексиканской забегаловке Chipotle (где все время крутили Mrs. Officer Лил Уэйна: «Если заиграл Лил Уэйн, значит, сейчас завоняет сметаной») начал позировать с кислотно-розовой гитарой, ярко красить ногти и записывать треки с названиями по типу Emo Girl.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":50,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":200,"delay":100,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Machine Gun Kelly, 2011/2021/2022

Янг Эминем

А ведь ничто не предвещало. Бейкер родился в 1990 году даже не в Кливленде, а в самом американском месте на свете — городе Хьюстон штата Техас. Его родители, миссионеры, много путешествовали — Колсон «до пяти-шести лет» жил в Египте, потом в Кении, потом в Германии. Вернувшись в США, семья стала страдать от безденежья, работы не хватало. Мама Бейкера ушла из семьи. В школе мальчика травили, но с буллингом ему помогала справиться музыка DMX. Родилась мечта — стать крутым рэпером, как его кумиры: собственно, DMX, Эминем и Ludacris. Первый микстейп, Stamp of Approval Prelude, Колсон записал в шестнадцать лет и далее выпускал по микстейпу каждый год вплоть до самого выхода Lace Up.

После окончания старшей школы отец вышвырнул сына из дома. Бейкер снял самое дешевое жилье, которое смог найти, и начал записывать треки в самодельной домашней студии, которую назвал клеткой ярости, Rage Cage. А чтобы было на что жить, устроился в тот самый Chipotle. В марте 2011 года молодого музыканта открывает Шон Комбс — полгода спустя выходит Wild Boy, запускающий карьеру Machine Gun Kelly в стратосферу.



Колсон Бейкер (Machine Gun Kelly)

Парень пошел в гору. Песня Invincible c Lace Up стала официальной темой 28-го реслинг-шоу WrestleMania и сопровождала выход Джона Сины на поединок против Дуэйна «Скалы» Джонсона. Личная жизнь Бейкера превратилась в объект болезненного интереса таблоидов — еще в 19 он стал отцом, а начиная с 2015-го встречается сплошь с моделями и актрисами: Эмбер Роуз, Соммер Рэй, Меган Фокс, с которой mgk даже успел обручиться, — уже после расставания у них родилась дочь. Дружба со звездой SNL Питом Дэвидсоном. Актерская карьера — в технотриллере «Нерв» (его партнерами выступили Дэйв Франко и Эмма Робертс), байопике «Грязь», где он сыграл барабанщика легендарной глэм-метал-группы Mötley Crüe Томми Ли, хорроре «Птичий короб». Главная роль в поставленной им самим картине «Доброго траура» (за которую, к слову, режиссер получит «Золотую малину»).

Machine Gun Kelly, 2014

Эмбер Роуз

Соммер Рэй

Machine Gun Kelly и Меган Фокс, 2023

В том же 2015-м выходит долгожданная вторая пластинка Бейкера General Admission, снова дебютировавшая на четвертом месте Billboard и принятая критиками чуть хуже дебюта, но все равно с воодушевлением. Фирменная скоростная читка осталась на месте. Все остальное изменилось. Присутствовавшие уже на Invisible семплированные клавишные обросли пространным саунддизайном со струнными, хорами, электронными инструментами и всякого рода звуковыми примочками: скрежетами, когда речь заходила о селфхарме, электронными криками, когда речь заходила о насилии, — артист зашел на территорию «хорроркора», самого жесткого ответвления хип-хопа, вдохновленного, как ясно из названия, фильмами ужасов и саундтреками к ним. Изменились и темы — выбравшись «из грязи в князи», Бейкер начал читать о бремени славы (пластинка открывается композицией Spotlight и словами «Почувствуй это // Чего это стоит // Жить в центре внимания». Другой трек называется Alpha Omega — и, да, вы правильно поняли, весь ее припев заключается в повторении слов «Я — альфа. Я — омега»). Опять же ничего нового — рэпер поет о самом себе и находит отклик у аудитории, потому что похож на нее, затем получает деньги, славу, независимость, связанные с этим проблемы и поет уже об этом.

MACHINE GUN KELLY (MGK)

General Admission, 2015

MACHINE GUN KELLY (MGK)

Версус!

Но в 2017-м история успеха повернула в неожиданное русло. Во-первых, вышла третья пластинка Bloom. Полноценным «расцветом» назвать ее было сложно — тематически и музыкально она развивала темы предыдущего альбома — но создавалось ощущение, что артист топчется на месте. Это чувствовалось даже в главном хите, Bad Things, исполненном на двоих с певицей Камилой Кабельо. Баллада-ремейк песни Out of My Head техасской группы Fastball с сахарным припевом, неуместным фортепиано, да еще и чествующая токсичные отношения звучала вторично и несвоевременно.

А еще в 2017-м mgk наехал на Эминема.


Bloom, 2017

На самом деле история началась значительно раньше. Еще в 2012 году юный Колсон запостил твит, в котором упомянул, что 16-летняя дочка Эминема «горяча как черт», добавив: «в самом уважительном смысле, потому что Эм — король». Тогда этот казус остался более-менее без внимания, его не прокомментировали ни «король», ни сам Бейкер. Но пять лет спустя Колсон упомянул, что он находится в черном списке Shade 45 — радиостанции Эминема. А дальше начался типичный рэперский биф со взаимным поливанием грязью и шапкозакидательством. Эминем: записывает трек Not Alike («Позвольте поставить чертов глушитель на этот маленький // безвредный блондинистый кукурузный шарик, который в меня стреляет»). Бейкер: отвечает композицией Rap Devil (очевидная отсылка к классической песне Эминема Rap God со строчкой про «его чертову странную бороду»). Эминем: записывает еще один дисс Killshot, где проходится по всему: от прически и сережек Machine Gun Kelly до его продаж. И так далее в том же духе. Соперники обменивались шпильками и позже, но Эминем отвечал все с меньшим энтузиазмом. Еще в самом начале конфликта он заявил в интервью: «Ты думаешь, я действительно думаю о тебе? Знаешь, сколько рэперов лучше?». А затем, на альбоме Music to Be Murdered By, признался: «Они спрашивают меня, закончена ли война с mgk? Конечно. // Я очистил его от смертных грехов, я бог, а господь прощает даже последователей дьявола».

Эминем

После истории с Эминемом Machine Gun Kelly резко изменил свой имидж. В 2019-м выходит пластинка Hotel Diablo, где он впервые заходит на территорию мелодичной поп-музыки, но полноценный переворот случился еще через год, когда вышел пятый студийный альбом артиста Tickets to My Downfall. Колсон больше не читал рэп — он трагически завывал в духе «щас спою!» о болезненной романтике, романтичной болезненности и уязвимой уязвимости, будто эмо-бой, проведший десять лет в криокамере и проснувшийся с идеей песни Bloody Valentine. Пластинка дебютировала на первом месте американского Billboard и получила платиновый статус. Она понравилась и обозревателям, которые хвалили панковский шифт mgk в сторону совершенно нового жанра. Лишь отдельные критики вроде издания Sputnikmusic или Энтони Фонтано уверяли, что вообще-то здесь ничего интересного нет; новый Machine Gun Kelly растерял все, что делало его уникальным (стремительный флоу, исповедальную искренность, мелодичную читку) и взамен смастерил капустник из гранжа, ню-метала и поп-панка в диапазоне от Green Day до Blink-182.

MACHINE GUN KELLY (MGK)
MACHINE GUN KELLY (MGK)
MACHINE GUN KELLY (MGK)

Hotel Diablo, 2019

Tickets to My Downfall, 2020

Mainstream Sellout, 2022

Вслед за Tickets to My Downfall вышел Mainstream Sellout, на котором появилась упомянутая выше Emo Girl, а также, например, фит с Лил, aka «запах сметаны» Уэйном Ay! Альбом вновь стартовал на первой строчке Billboard. На этот раз, впрочем, критики спохватились: две звездочки от The Independent, по две с половиной от Rolling Stone и AllMusic. Громили за все — скучный звук, абстрактную плоскую лирику, непонимание жанра, плохое владение гитарой и общее впечатление пластмассовости, будто несколько десятков очень хороших групп распечатали на 3D-принтере.

И вот, как будто в ответ на критику, Колсон затевает новый биф — на этот раз с лидером хеви-метал-группы Slipknot Кори Тейлором. Мол, тот носит удобную обувь во время концертов, а это неуважение к зрителю. Да и вообще — тебе 50 лет, а ходишь в странной маске. Тейлор парировал, что все это — не более чем обида Бейкера; якобы тот позвал Кори на фит, а Тейлор отказался.


Мейнстрим на продажу

Бесконечные ссоры с коллегами по цеху сопровождают каждый перелом в творчестве mgk. С самого начала Колсон был зависим от чужого мнения. Воспрял духом, когда его приметил Шон Коббс. Сменил поле деятельности после жесткой (и, что уж там, убедительной) отповеди Эминема. В интервью GQ Russia, облетая на вертолете Москву (было же время!), он так прямо и сказал: «Моя уверенность в себе зависит от того, как принимают мое искусство. Когда я вижу, что моя музыка приводит людей в замешательство, меня это раздражает». Теперь, поругавшись с Кори Тейлором буквально из-за тапочек, он мигрирует в сторону американы.

MACHINE GUN KELLY (MGK)

Сам Бейкер, разумеется, подобные обвинения отметает. Он называет себя анархистом и при каждом удобном случае демонстрирует монограмму «А», вытатуированную на животе. Кстати, все свое тело, и так покрытое татуировками, он недавно забил сплошным слоем блэкаута, оставив незакрашенными только отдельные участки. В ответ на критику Колсон бесконечно иронизирует — достаточно взглянуть на названия его альбомов: Tickets to My Downfall («Билеты на мое падение») и Mainstream Sellout («Продажа мейнстриму»). Опять же Cliché. Но дальше названий и строчек в песнях не заходит — в итоге юмор mgk выглядит неловкой отмашкой излишне самоуверенного артиста.

Lost Americana, 2025

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1107640998?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>

Трейлер альбома Lost Americana

Нерв времени он, очевидно, не потерял: его слушают не меньше, а больше, чем раньше — трансформация в певца «новой чувствительности» случилась с Колсоном очень вовремя. Только вот на самом деле никакой «чувствительности», равно как и пресловутой «трушности» в нем нет. Музыкант, затеивающий бифы, чтобы оказаться под софитами. Готовый изменить прическу, псевдоним, стиль исполнения и содержание текстов ради популярности. И началась эта «игра в имитацию» далеко не сегодня — еще в первые годы, когда mgk (точнее, тогда еще Machine Gun Kelly) сравнивали с Эминемом, сходство было поверхностное. Кроме некоторых деталей взросления, да скоростной читки, да того, что оба в раннем возрасте стали отцами девочек, их, в общем-то, ничего не сближает. Эминем упорно делал свое дело — и продолжает этим заниматься, даже когда критика не на его стороне. Бейкер же бросает жанр, как только чувствует, что «запахло жареным», его популярность падает. И переходит в новую область, где ничего толком не умеет, сразу же кидаясь, по тюремным законам, на самого большого громилу.


Теперь нас ждет очередной поворот Бейкера. К кантри (на этот жанр недвусмысленно намекает название Lost Americana) он уже обращался в вестерне «Последний сын» (2021), где щеголял в шикарной ковбойской шляпе, и совместном с Jelly Roll треке Lonely Road — перепевке классической Take Me Home, Country Roads Джона Денвера. В целом ничего удивительного для парня, родившегося в Техасе. Но есть вероятность, что это не личная история, как ее продает Бейкер, а следствие повальной моды на американу — Бейонсе с ее Cowboy Carter, Post Malone с F-1 Trillion, Бенсон Бун и American Heart... Так или иначе, судя по первым синглам с альбома, нас ждет нечто, сгенерированное чатом GPT в ответ на запрос «сочини-ка поп-рок-эмо-панк-кантри-альбом». Впрочем, это не объясняет самого главного. Боб Дилан-то что в нем нашел?

MACHINE GUN KELLY (MGK)

Lost Americana, 2025

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}