Все не то, чем кажется
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В мировой прокат выходит главный сказочный блокбастер года — «Злая: Сказка о ведьме Запада». Полина Садовникова узнала все о том, как создавались костюмы — и при чем тут грибы и папоротники, архивы Christian Dior и североафриканские племена.
«Хорошие новости! Она умерла!» — с этих строчек начинается мюзикл «Злая» (Wicked), который уже 21 год с успехом идет на Бродвее. Как только зеленая «злая» Эльфаба исчезает, ее заклятая подруга — «добрая» Глинда — решает поведать историю их знакомства. Дальше — два акта о детстве и отрочестве, юности и зрелости, дружбе и соперничестве изгоя и всеобщей любимицы, под финал которых становится понятно, кто тут на самом деле хороший, плохой, злой. Об этом и фильм «Злая: Сказка о ведьме Запада» с Арианой Гранде и Синтией Эриво в главных ролях.
60-летний художник по костюмам Пол Тейзвелл шутит, что готовился к этой премьере всю жизнь. Ну, как минимум лет с 16. Тогда он сшил себе костюм для школьной постановки мюзикла «Виз»
(The Wiz) в родном Акроне, штат Огайо: в мюзикле по сказке Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» Тейзвелл играл главную роль. Полвека спустя он снова вернулся к этой книге — на этот раз чтобы настроиться на работу над «Злой». Артистом он не стал — переквалифицировался в художника по костюмам и за 30 лет в профессии успел поработать над десятками бродвейских постановок и фильмов. За «Виз» (2015) получил «Эмми», за «Гамильтона» (2016) и «Вестсайдскую историю» (2021) — «Тони».
Для новой «Злой» Пол Тейзвелл придумал больше 1000 костюмов. И то ли еще будет: это только первая часть фильма, вторая выйдет в ноябре 2025-го. По настоянию продюсеров было решено обойтись без революционных сюжетных ходов и образов — не хотелось разочаровывать мощную фан-базу мюзикла. Опирались на классику: литературную («Удивительный волшебник из страны Оз» Фрэнка Баума, «Злая: Жизнь и приключения злой ведьмы Запада» Грегори Магуайра), голливудскую («Волшебник в стране Оз») и бродвейскую («Виз», «Злая»). Впрочем, у Пола Тейзвелла были и другие источники вдохновения: от грибов и папоротников до архивов Dior. Смотрите сами.
Эльфаба, Злая ведьма Запада
В исполнении Синтии Эриво
Грибы и папоротники
Незадолго до начала работы над «Злой» Пол Тейзвелл посмотрел документальный фильм про грибы — и впервые рассмотрел их как следует. Больше всего его впечатлил гименофор: в спорах под шляпками художник по костюмам увидел идеи для будущих узоров. А еще витиеватые линии напомнили ему плиссе. Так Тейзвелл решил украсить мелкими складками и оборками добрую половину костюмов Эльфабы. Тем более что такой источник вдохновения — очень в духе самой героини: «Природа для нее — утешение. Она изгой, ей проще найти общий язык с животными, чем с людьми, которые не понимают и не принимают ее из-за цвета кожи. Царство живой природы ее вдохновляет». Помимо грибов в числе референсов были побеги папоротника: их вышили на бархатном жакете Эльфабы.
Маргарет Хэмилтон в «Волшебнике страны Оз» (1939)
Пол Тейзвелл отталкивался от канонического образа злой ведьмы Запада, который придумал Эдриан — художник по костюмам «Волшебника страны Оз» и легенда золотого Голливуда: несуразная шляпа + закрытое платье в пол с рукавами-буфами. Все — черное. «Эльфаба носила траур в память о матери, которая умерла очень рано, и на всю жизнь застряла в траурном образе», — объясняет автор костюмов в «Злой». Раз об экспериментах с цветом речи не шло, Пол Тейзвелл решил разгулялся на моделях и силуэтах. «В нашем фильме можно отследить эволюцию ее стиля: сначала Эльфаба носит длинные пальто, потом — килты, костюмы, платья с прозрачными рукавами и вырезами». Из-за обилия последних художнице по гриму Фрэнсис Хэннон («Отель “Гранд Будапешт”») поначалу пришлось попотеть: нужно было покрывать Синтию Эриво краской с головы до пят. Но спустя несколько съемочных смен было решено отказаться от краски в пользу зеленого комбинезона в облипку. Такой актриса надевала под все прозрачное.
Глинда, Добрая ведьма Севера
В исполнении Арианы Гранде
Билли Берк в «Волшебнике страны Оз» (1939)
Нужный оттенок розового Пол Тейзвелл подбирал так же долго и мучительно, как ответственная за грим Фрэнсис Хэннон («Отель “Гранд Будапешт”») — тот самый wicked green. В мудборде были и архивные фото из Гран-Пале, и стеклянный флакончик итальянских духов с сайта Etsy, но в итоге художник по костюмам остановился на чем-то среднем между пантоновскими baby pink и candy pink — такой розовый носит добрая волшебница Севера Глинда в «Волшебнике страны Оз» 1939 года выпуска. Сыгравшая ее Билли Берк («ангел, спустившийся к нам с Бродвея» — так писали про актрису The New York Times) стала ориентиром и для Арианы Гранде. «Сколько раз я пересмотрела “Волшебника страны Оз” [Виктора Флеминга]? Ну, тысячу», — сказала звезда «Злой» на сиднейской премьере мюзикла 3 ноября, на которую она явилась в розовом платье-облаке Vivienne Westwood. Кстати, про него: по словам Арианы Гранде, россыпь стразов на корсете и рукавах добавили по ее личной просьбе. «Задумывалось, что вышивка будет напоминанием о волшебной палочке Глинды. Такая была в фильме у Билли Берк».
Спираль Фибоначчи
Еще один референс главного парадного наряда Глинды — того самого, который шили с оглядкой на платье авторства Эдриана. «Силуэт нашего платья-пузыря напоминает спираль Фибоначчи. Шили его тоже по спирали, — вспоминал Пол Тейзвелл. — Оборачивали вокруг манекена невесомый шелковый шифон 25 разных оттенков, чтобы в движении платье выглядело еще более объемным и пышным».
Junon и другие архивы Christian Dior
Розовый пеньюар из шелка и сетки — пожалуй, единственный откровенный реверанс в сторону старого доброго голливудского гламура 1930-х. В остальном же гардероб Глинды строится вокруг архивных моделей Christian Dior авторства самого Кристиана Диора — по оценке Пола Тейзвелла, «очень капризных, сложных и романтичных». В серо-розовом жакете угадывается легендарный Bar, в том же платье-пузыре — Junon из коллекции осень—зима 1949 под названием Milieu du Siècle («Середина века»), которое любят цитировать современные дизайнеры.
Розы в Риджентс-парке
«Я жил в Лондоне, когда шел препродакшн фильма. Помню, на прогулке по Риджентс-парку мой взгляд зацепился за розы необычного цвета: ярко-розовый переходил в золотой, потом в желтый. Я подумал: «Боже, такое омбре идеально подойдет Глинде», — рассказывал Пол Тейзвелл в интервью InStyle. К розово-желтому платью c воланами он заказал туфли в тон и попросил украсить их стразами.
Фиеро
В исполнении Джонатана Бейли
Драгуны и североафриканские племена
К роли завидного жениха и предмета сплетен звезде «Бриджертонов» Джонатану Бейли не привыкать — равно как и к щегольским костюмам. В «Злой» love interest двух главных героинь и десятка второстепенных, принц и будущий Страшила носит лихо скроенные пиджаки с вышитыми геометрическими узорами. Их Пол Тейзвелл говорит, что подсмотрел у испанских драгунов и североафриканских племен, с каких именно, не уточняет. Почему именно с них? «Нет никакого потайного смысла, — признавался художник по костюмам. — Это роскошно выглядит».
Волшебник-шарлатан
В исполнении Джеффа Голдблюма
Фигурки для «Монополии»
Волшебника-шарлатана Пол Тейзвелл представлял героем карнавала, где все не те, кем кажутся. Опирался, как водится, на образ героя в «Волшебнике страны Оз» (1939), но добавил побрякушек. Джефф Голдблюм в «Злой» — всегда при полном обвесе: «Я подумал, что Волшебник должен носить много разных дурацких штуковин. От позолоченных цепей до брелоков, которые выглядят как металлические фигурки из «Монополии».
Мадам Моррибль
В исполнении Мишель Йео
Астрономические символы и погодные явления
По сюжету это директриса Университета Шиз, где учились Эльфаба, Глинда и Фиеро. Мадам Моррибль управляет погодой, и весь ее образ, по мнению художников по костюмам, гриму и прическам, это подчеркивает. «Все ее костюмы — с вышивкой в виде небесных тел, астрономических символов, — уточняет Пол Тейзвелл. — А прическа напоминает
волнистые облака».