Blueprint
T

Машина времени

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Большая часть широких экранов страны в декабре будет отдана «Елкам 12» (эта музыка будет вечной) и «Новым приключениям Шурика» — ремейку-попурри всех популярных советских комедий разом, даже трейлер которого вызывает жгучий испанский стыд. Но и на фоне этого праздника читатели The Blueprint могут отыскать кино для себя — прежде всего в повторном прокате, хотя есть и пара фестивальных новинок.

кино

«Метод исключения»

Черная антикапиталистическая комедия с нотками абсурда. Пак Чхан Ук, один из самых известных южнокорейских киноавторов (достаточно вспомнить каннский триумф «Олдбоя»), экранизировал роман американского писателя Дональда Уэстлейка об оставшемся без работы менеджере, которому пришла в голову дикая идея физически устранить конкурентов, претендующих на вакансию его мечты. После показа на Венецианском кинофестивале «Метод исключения» сравнивали с другим корейским арт-хитом — «Паразитами». Нюанс в том, что для Пака комедия и социальная сатира — не совсем привычная территория. Тем интереснее, как сочетается с этими жанрами его фирменная режиссерская манера — элементы жестокого комикса, сложные траектории камеры, экстравагантные ракурсы, изобретательный монтаж. В главной роли — Ли Бён Хон, ставший известным всему миру в амплуа мрачного антагониста «Игры в кальмара».

4 декабря

«Звук падения»

«Крипер»

Драма о таинственной связи четырех девочек, живущих на одной немецкой ферме в разные эпохи (от начала ХХ века до наших дней), получила в Каннах 2025 приз жюри.
Вероятно, не столько за саму историю, сколько за изысканный визуальный ряд и виртуозный звуковой дизайн, которые сближают картину Маши Шилински с видео-артом. Мрачная чувственная атмосфера тут определенно важнее пунктирного сюжета, а зрителю предлагается скорее пережить сложный эмоциональный опыт, чем увлечься судьбами героинь, выписанными для иллюстрации повторяемости душевных травм.


4 декабря

Хоррор Осгуда Перкинса, ставшего новой звездой жанра после «Собирателя душ» и «Обезьяны», — оба фильма мы смотрели не так давно и ощущения помним. Героиню везут на романтический уикенд в лесу и неожиданно оставляют в очень странном доме, из которого, похоже, невозможно выбраться, не разгадав какой-то страшной тайны. Хотя сюжеты в таких случаях дело тридесятое — важнее, как вовремя кто-то или что-то выскочит из-за угла и с какой скоростью вас будет душить ожидание неотвратимого: сейчас-сейчас прольется чья-то кровь!



4 декабря

«Другие»

А вот и хоррор (или все-таки больше мистический триллер?), уже ставший классикой. На рубеже веков вышли два фильма, совершившие революцию в жанре потусторонних страшилок, — «Шестое чувство» М. Найта Шьямалана и «Другие» Алехандро Аменабара. В обоих был твист, переворачивающий смысл всей истории. И хотя сегодня удивить им можно разве что тех, кто никогда об этом кино даже не слышал, все остальное продолжает работать, — прежде всего идеальный саспенс, для которого тут не нужно ни капли крови. А кроме того, зная, кто же те самые другие, которых слышат дети героини Николь Кидман в огромном доме с задернутыми шторами, мы смотрим уже скорее не триллер, а драму, в которой со временем настоялось еще больше печали, чем открывалось зрителям в финале четверть века назад.

11 декабря

«Отпуск без конца»

«Стиляги»

Фестиваль релизов киноклассики в декабрьском прокате продолжает полнометражный дебют Джима Джармуша, название которого раньше переводили как «Бесконечные каникулы». Его бездомный и безденежный молодой герой Крис Паркер, копирующий повадки своего великого однофамильца-джазмена, бродит по Манхэттену рубежа 1970-1980-х, где встречает самых разнообразных фриков. Сюжета, в сущности, нет, и не надо — есть джазовый ритм, прекрасная бесцельность существования и какая-то неуловимая, но явственная свежесть, которая всегда сопровождает появление нового киноязыка.

11 декабря

Следующая порция ностальгии — игра в 1950-е, устроенная Валерием Тодоровским в конце нулевых. Музыкальная комедия про комсомольца Мэлса (Антон Шагин), который влюбился в социально чуждую красавицу Пользу (Оксана Акиньшина) и променял моральный кодекс строителя коммунизма на брюки-дудочки, ботинки на манной каше, кок и попугайский галстук. Простая мысль, что люди имеют право быть разными, выводится в картине чисто стилистически. Главный герой превращается в стилягу и делает шаг не только из серой коммунальной реальности в разноцветную контркультурную, но из одной Страны чудес в другую, которая чудесна не больше, а просто иначе. В очертаниях первой мерещатся «Цирк» и «Покровские ворота», второй — «Бриолин» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Но в обеих условных реальностях фильма поют шлягеры не 50-х, а 80-х, эпохи музыкального нонконформизма, который выставил против советской системы уже не только цветные носки. А сама советская фактура играет в «Стилягах» ту же роль, что рентгеновские снимки, на которых вместо винила записывали любимый джаз стиляги-меломаны 50-х. Посмотришь — вывих нижней челюсти. Послушаешь — Дюк Эллингтон. Забавно, что в декабрьском прокате картина передает неожиданный привет Джармушу с его «Отпуском без конца». Когда у возлюбленной героя рождается черный ребенок, лучший друг находит самое правильное объяснение: «Похоже, ты слишком много слушал Чарли Паркера, чувак!»




11 декабря


«Яйцо ангела»


Фильм Мамору Осии, снятый за десять лет до сделавшего его иконой киберпанка «Призрака в доспехах», — сюрреалистическая анимация, в которой, в принципе, есть сюжет (в мрачный город, где живет девочка, хранящая загадочное гигантское яйцо, прибывает человек с оружием в форме креста), но куда важнее просто перетекание образов, разворачивающаяся на экране материя сна. Ее следы останутся и в более поздних работах Осии, но «Яйцо ангела» состоит из этого вещества как будто целиком.

18 декабря

«Поймать монстра»

Семейный фэнтези-триллер, снятый исполнительным продюсером сериалов «Ганнибал» и «Американские боги» Брайаном Фуллером. 10-летняя героиня уверена, что ее родителей съел монстр, который живет у нее под кроватью. Чтобы найти его и отомстить, она нанимает соседа (Мадс Миккельсен), который выглядит как «человек, которому приходилось убивать». Дальнейшее действие разворачивается в реальном и фэнтезийном мирах, потому что монстры, конечно, обитают в обоих, и одного из них, похоже, играет Сигурни Уивер. Судя по трейлеру, в котором она стреляет из туфель на высоком каблуке, изобретательности Фуллеру не занимать. Первые зрители, посмотревшие фильм на фестивале в Торонто, сочли его «и страшным, и очаровательным». В общем, берите детей и идите бояться вместе, как говорилось в мультфильме про котенка по имени Гав.



18 декабря

Фестиваль

«Разумный кинематограф»

Международный фестиваль современного документального кино о природе пройдет в первый уикенд декабря на трех московских площадках — в кинотеатрах «Иллюзион» и «Эльдар» и на факультете почвоведения МГУ. В программе 23 фильма — о серых китах, диких пчелах и хосписе для тигров, география — от Сахалина до Ирана и от Португалии до Шпицбергена. После показов запланированы обсуждения с режиссерами и учеными.

5 — 7 декабря

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}