Культура спорта
ФОТО:
Ольга Алексеенко
27 ноября в московском креативном пространстве «Новый Манеж» открылась выставка «Правила игры: как спорт формировал культуру», организованная Фондом Потанина в рамках программы «Сила спорта». Куратором и режиссером выставки выступила Дария Женихова. Экспозиция рассказывает, как на протяжении веков спорт менял общество — от первобытных ритуалов инициации до массового адаптивного спорта сегодня. Каждый раздел выставки связан с одной из европейских теорий XX века о происхождении спорта, а также с современными инициативами, где спорт становится инструментом участия, инклюзии и благотворительности. По просьбе The Blueprint семь художников — участников выставки рассказали о личном отношении к спорту и о своих работах, созданных специально для выставочного проекта.

Оля Кройтор
2025
«Правила невидимой игры»
Дерево, акрил, ручное трафаретное нанесение краски
Лауреат Премии Кандинского Оля Кройтор, чьи работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальной галереи Исландии и Fundación Magnolia в Мексике, придумала для выставки интерактивную инсталляцию, на которую ее вдохновили шахматы. Доска осталась классической, а фигурами стали кубики с буквами, из которых дети обычно складывают свои первые слова. Любой зритель может стать соавтором инсталляции и придумать собственные правила игры внутри заданной художницей системы. В «Правилах невидимой игры» важна не победа, а пространственное переживание процесса и сосредоточенный выбор каждого следующего «хода».

«В детстве я играла с мальчишками в футбол до тех пор, пока не начала носить ботинки на платформе, а в Московском педагогическом государственном университете была вратарем сборной художественно-графического факультета. Думаю, что спорт — это тоже отражение меня, с ограниченным временем для принятия решений и работой в группе.
Я люблю необычные задачи и поиск новых углов зрения. Работа “Правила невидимой игры” появилась из эскизов и ранее собранных конструкций, которые мне нравились, но я не была к ним готова. Соавторство со зрителем в моей работе очень важно — только он может полностью раскрыть смысл произведения, а иногда и добавить свой. Правила вроде есть, но их можно преобразовывать для себя. Как детям, так и взрослым важна свобода воображения, нужно только создать “заданные условия”. В данной инсталляции зритель сам выбирает — играет он по предлагаемым правилам или создает свои. Главное, чтобы играющему в процессе было интересно».

Алексей Лука
2025
«Шахматная композиция № 41»
Фанера, дерево, мебельный щит, найденные объекты, металл, акриловая краска, лак

Художник Алексей Лука переосмысляет абстрактную живопись, модернистские традиции и создает произведения в техниках ассамбляжа и коллажа, используя найденные объекты и различные материалы: фанеру, аэрозольные краски, эмали. «Шахматная композиция № 41» — концентрированный образ шахматной доски, собранный из разных частей игрового поля и фигур. Вертикальная форма скульптуры отсылает к напряженному моменту шахматной партии, когда ход игры вот-вот будет разрешен, а ее абстрактная композиция дает возможность каждому зрителю выдумать свой сюжет игры.
«Профессионально спортом я никогда не занимался. В разное время один спорт преобладал над другим, а самыми долгими были горные лыжи и сноуборд. Я всегда предвкушал новое путешествие в горы, которое дарило чувство свободы.
В шахматах меня привлекают стратегия и вариативность, ведь каждая партия уникальна. Образами, повлиявшими на создание этой инсталляции, стали шахматные партии на бульварах Москвы и интерьерные шахматы. “Шахматная композиция № 41” выглядит как объект-скульптура из разных деталей и обрезков мебели. Ее можно рассмотреть со всех сторон. В шахматной композиции формы абстрактны, они разных размеров, где каждый указывает на превосходство той или иной фигуры. Вся композиция напоминает упорядоченный хаос, место боя, где постоянно открываются новые детали поединка».

Саша Посох
2025
«Сидение»
Тонированная фанера, фрезеровка, ручная доработка
Серия монохромных стульев «Сидение» — исследование архитектора и мультимедиа-художника Саши Посоха, посвященное тишине, концентрации и процессуальности. Сиденья в форме пешки, короля, ферзя, ладьи, слона и коня несут в себе разные состояния в зависимости от их роли в шахматной партии. Примерить их на себя можно на выставке, попробовав посидеть на каждом стуле.

«В детстве я пробовал разные кружки, но это не перерастало во что-то серьезное. При этом я всегда наблюдал за игрой, ее ритуалами, свойственным ей дисциплиной и сосредоточенностью. На меня влияло не столько само соревнование, сколько поведение людей в спортивных ситуациях: как они концентрируются, как выстраивают внутренний ритм. Чем-то это похоже на художественную практику — тоже нужно держать внимание, быть в диалоге с материалом. Спорт для меня — про внутреннюю настройку и длительность.
Идея “Сидения” появилась из простого наблюдения: в шахматах человек долго находится в одном положении. Ты сидишь, но в этот момент вся игра происходит в голове. Мне понравилась эта установка — внешняя статичность и внутреннее движение. Я взял шахматные фигуры как систему характеров и перевел их в формы стульев. У всех предметов есть выраженная спинка — она держит человека, собирает тело, не дает “развалиться”. Это небольшое напряжение становится частью объекта, как в шахматах оно — часть партии.
Если представить гроссмейстеров, играющих на таких стульях, ход партии мог бы стать чуть более телесным. Игрок ощущал бы фигуру не только на доске, но и под собой: ее логику, ее характер».

Антонина Мазепа, MAZE Studio
2025
«Возвышение»
Комбинированный каркас, крашеная фанера, штукатурка, золотистая ткань, световой акриловый короб

Пересечение пространственного дизайна и современного искусства — основа творческого метода Антонины Мазепы, архитектора и основательницы бюро MAZE Studio. В инсталляции «Возвышение» художница исследует игру, ритуалы и состязания с точки зрения древних механизмов порядка и власти. Прообразом архитектурного решения работы стала палестра — так называли специальные площадки для занятия спортом и гимнастические школы в Древней Греции. В «Возвышении» Антонина соединяет этот образ с лестницей (символом преодоления) и золотыми зеркалами (отсылкой к высшим наградам) и создает маршрут для зрителя, где на финише каждый решает, на что он готов ради победы.
«Я кандидат в мастера спорта по спортивным бальным танцам. Спорт для меня — это дисциплина, которая помогает бороться с отсутствием вдохновения и мотивации в профессиональной деятельности. Ты просто берешь и делаешь, даже если не хочется и нет сил.
Команда выставки пришла ко мне с запросом создать произведение на тему “Игра как способ создания новой иерархии”. Было понятно, что эта тема из Древней Греции, поэтому в основу инсталляции лег образ древнегреческих сооружений, а именно палестр. Это функциональные здания колонного типа с грамотной планировочной структурой, в которых были отдельные места для занятий разными видами интеллектуального и физического спорта. В “Возвышении” колонны несут не только свою первоначальную функцию, но и напоминают пьедесталы. И лестница с ее динамикой, с одной стороны, превращается в череду ступеней на пути к победе, а с другой, является некой социальной лестницей, в которой есть возможность переходить из одного статуса в другой благодаря спорту. Наверху зритель сталкивается со своим отражением в золотом зеркале, таким образом занимая неоднозначный пьедестал славы».

Фрагмент комикса "Турнир Ланцелота", автор иллюстрации Ольга Пташник
Ольга Пташник
2025
«Рыцарский турнир Ланселота»
Коллаж, темпера, карандаш
Комикс иллюстратора и художницы-натуралистки Ольги Пташник переносит в мир средневековых турниров, где отважные рыцари демонстрировали свою физическую силу и сражались за внимание прекрасных дам. Основой серии стали фрагменты «Ланселота, или Рыцаря телеги» французского поэта Кретьена де Труа. Роман, написанный предположительно в 1176–1181 годах, рассказывает о безграничной любви рыцаря Круглого стола Ланселота к королеве Джиневре — о чувстве, способном спасти даже в самых опасных ситуациях.

«Для проекта мы долго искали текст, даже пригласили к работе медиевиста, но зашли в тупик. Многие средневековые тексты не переведены на русский язык, а в переведенных мало говорится о турнирах. Мы уже было настроились на совершенно отстраненное стихотворение Михаила Лермонтова о рыцарской любви. Но вдруг я нашла потрясающий текст “Ланселот, или Рыцарь телеги” авторства Кретьена де Труа. Эта поэма совершенно поглотила меня, не только сюжетом, но и языком. Пришлось прочитать от начала до конца, хотя времени на рисование оставалось все меньше. Выбрать фрагменты получилось уже довольно легко. У нас был план, основанный на семи сценах — этапах проведения турниров.
Спорт, даже в любительском варианте, дисциплинирует, учит преодолевать себя и обстоятельства. Мои родители познакомились благодаря альпинизму и еще младенцем брали меня в горы. Забавно, что со своим мужем я тоже познакомилась благодаря спорту — езде на велосипеде. Сейчас я активно бегаю трейлы, они дарят особенно яркие жизненные уроки. Каждая тренировка — это приключение, путешествие, а поездка на соревнования — всегда маленький отпуск, встречи с друзьями и испытания».

Женя Яхина и Маша Базилевская
2025
«Плавность, непрерывность, слитность, органичность Людмилы Алексеевой»
Авторское издание, бумага

Книга художниц Жени Яхиной и Маши Базилевской — исследование системы педагога и хореографа Людмилы Алексеевой (1890–1964). В 1913 году Алексеева открыла студию гармонической гимнастики, где развивала у учеников художественную выразительность движений наравне с физическими данными. Алексеева училась у Эллы Рабенек, талантливой последовательницы Айседоры Дункан, и продолжала искать метод тренировки тела, основанный на свободном танце и музыкальном движении, на взаимодействии тела и духа как единого целого.
Женя Яхина: «О Людмиле Алексеевой я узнала, когда участвовала в мультимедийном проекте “Советский жест” (2017–2019) танцевального кооператива “Айседорино горе”, посвященном изучению наследия экспериментальных танцевальных практик начала ХХ века в России. Одна из встреч проходила в рамках занятия по методу алексеевской гимнастики в Доме ученых в Москве. Именно здесь в небольшом зале до сих пор работает студия по методу Людмилы Алексеевой. Созданные ею танцевальные этюды передавалась буквально от телу к телу ее ученицами и последовательницами.
Я рассматриваю книгу как одну из встреч между мышлением и пространством нескольких тел: танцевального человеческого, книжного, печатного, тел зрителей, воображения и случайных свидетелей. Мне интересен синтез разных художественных практик без иллюстрирования друг друга. Когда графические знаки вырываются из плоскости в пространство, страница становится участницей танцевального действия, а танец переходит в продолжительное книжное тело. Мне хотелось соединить слои архива — эха танцевальной и чувственной памяти, записи Людмилы Алексеевой, вдохновляющие ее образы, комментарии ее последовательниц и наши совместные с Машей Базилевской графические размышления. Их мы создавали интуитивно, через переживание выбранных почти случайно гармонических этюдов, музыки и движения в них, которое по алексеевскому методу начинается от импульса внутри. Когда внимание к пространству вокруг меняется, мир становится воображаемым и реальным одновременно».
Маша Базилевская: «В детстве у меня были танцы в кружке во дворе и бассейн (без фанатизма), больше для удовольствия. Повзрослев, я снова вернулась к танцам, а сейчас моей основной практикой стала ежедневная зарядка для поддержания здоровья. Мне нравится осознавать, что у меня есть тело, которое требует внимания, и когда телу хорошо, то и мне хорошо. Обожаю велосипед, особенно долгие заезды, когда можно полностью отключиться от суеты. Спорт, как и искусство, помогает мне переживать разные жизненные события и останавливать бег мыслей. Без таких перерывов мне сложно.
Идею книги предложила Женя, она — знаток танца. Женя рассказала мне о Людмиле Алексеевой как о нетипичной последовательнице гимнастики. В ее философии меня сразу привлек отказ от соревновательности, что созвучно моим собственным взглядам. Но особенно откликнулась идея синтеза всех чувственных переживаний в единую пластическую форму. Как будто это то, как я сама воспринимаю мир и выражаю его через графику — как слияние ощущений в целостный образ. Поскольку графика для меня и есть форма переживания, с переводом объемного танца в плоские картинки сложностей не возникло. К сожалению, на себе я метод Алексеевой пока не пробовала, но все еще впереди!».


Выставка «Правила игры: как спорт формировал культуру» реализована по инициативе Фонда Потанина при поддержке Национальных проектов России, государственной программы «Спорт России» и Государственного музея спорта. Посмотреть выставку можно до 4 декабря включительно.