Blueprint
T

Кубик Чобана

ФОТО:
ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЮРИЙ ПАЛЬМИН,
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

2 декабря в Москве откроется новый музейно-выставочный центр — он называется «Коллекция. ЗИЛАРТ» и находится на территории бывшего автомобильного завода им. Лихачева (ЗИЛ), застроенной теперь бизнес-центрами и жильем бизнес-класса. Алисе Селезневой показалось, что музей органично завершает облик района, настойчиво напоминающего о русском авангарде названиями улиц и ЖК.

Улицы Татлина, Родченко, Кандинского, Лентулова, Лисицкого, бульвар братьев Весниных, набережная Марка Шагала, жилые комплексы Shagal и «ЗИЛАРТ» — такая топонимика просто требовала современного музея, и он появился. Собственно, «ЗИЛАРТ» — флагманский проект девелоперской группы «ЛСР», а ее основатель Андрей Молчанов и его жена Елизавета — коллекционеры, которые и придумали музейно-выставочный центр как главную культурную точку притяжения даже не для района, а фактически для города в городе, построенного на территории бывшего завода-гиганта.

Добираться до «Коллекции» проще всего от станции МЦК «ЗИЛ» — можно, конечно, рискнуть и на машине, но тут, во-первых, навигатор ногу сломит, а во-вторых, на поиск парковки надо заложить хотя бы полчаса. Так что наш выбор — прогулка от «ЗИЛа» через парк «Тюфелева роща», которая займет минут десять. Тогда пятиэтажный куб, построенный по проекту Сергея Чобана и его архитектурного бюро SPEECH, будет открываться вам постепенно: сперва торец, тускло поблескивающий медью, и лишь затем, когда свернете на бульвар братьев Весниных, — стеклянный фасад, прихотливо расчерченный медными полосами.

Фасад музея «Коллекция. ЗИЛАРТ»

Улица внутри

Огромный атриум во всю высоту здания, по мысли Чобана, принадлежит одновременно музею и бульвару, то есть остается частью общественного пространства. На это ощущение работает не только прозрачность гигантских трапециевидных окон, но и фактура стен — изнутри они обшиты той же медью, что и снаружи. Важно, что медь не отполирована и ничем не покрыта, а значит, со временем будет естественным образом стареть, менять цвет, хранить следы прикосновений — среди неровностей отливки уже сейчас можно разглядеть отпечатки чьих-то ладоней. Легко представить, что скоро все доступные участки фасада будут выглядеть как натертые пассажирами метро носы бронзовых собак на станции «Площадь революции».

Атриум музея «Коллекция. ЗИЛАРТ»

«Я думаю, что современная архитектура в отсутствие декора, в отсутствие орнамента и ордера, причем не только классического западноевропейского, но любого, — это все-таки архитектура без деталей. И самое важное, что пришло на смену детальности, орнаменту, — это материальность. И интерес к материалам, которым разрешают стареть так, как им заблагорассудится. Это, мне кажется, очень важное качество современной архитектуры, которое, может быть, единственное позволяет ей жить во времени».

говорит Сергей Чобан

К этому стоит только добавить, что музей, облицованный медью, в Москве уже есть. Это Музей истории ГУЛАГа, оформленный по проекту архитектора Дмитрия Барьюдина и бюро KONTORA, и там естественное старение материала интерпретируется более концептуально — как метафора «работы памяти».

Тема улицы обыграна в атриуме и оформлением эскалаторов — их дали расписать художникам стрит-арта (Дмитрий Аске, Андрей Бергер, Алексей Лука, Максим Има). Но есть красивые идеи, а есть реальность, в которой меры безопасности на входе ничем не отличаются от тех, что практикуются в любых других учреждениях. Тем не менее «Коллекция» спроектирована так, словно этих рамок уже не существует. И когда (или если) их отменят, музей станет тем, чем задуман в идеале, местом органичного перетекания обыденности в искусство, где снаружи и внутри — не разная среда, а части единого целого, включающего на равных правах человека и город.

Музей, в свою очередь, выходит на улицу, вступая в диалог с индустриальной историей места, — неподалеку на площади установлен массивный пресс Erfurt, на котором в 1970-х штамповали кузова ЗИЛов. А пару ему составляет ажурный Dump Truck Вима Дельвуа — модель самосвала, отлитая из кортеновской стали и декорированная в стиле готического собора, настолько удачно встроена в контекст, что кажется придуманной специально для «Коллекции», но это все же не так: строительная техника в тонком орнаменте — давно trade mark бельгийского художника.

Вим Дельвуа, «Самосвал» 

Эскалатор с работой художника Дмитрий Аске
в музее «Коллекция. ЗИЛАРТ»

Вход через сувенирную лавку 

В фойе первого этажа переосмыслена привычная для музеев идея «выхода через сувенирную лавку» — «Коллекция. ЗИЛАРТ» не то чтобы предлагает через нее буквально входить, но явно повышает в статусе: магазин занимает центр первого этажа и задуман как продолжение общественного пространства — здесь планируют организовать книжный клуб и проводить встречи с художниками. В отборе ассортимента обещано участие кураторов, в производстве — сотрудничество с дизайнерами, современными художниками и яркими lifestyle-брендами.

Для первой серии коллабораций приглашены художники Саша Браулов, работающий с вышивкой; Таисия Короткова, соединяющая традиционную живописную технику с темами науки и технологий; Дмитрий Кавка, комфортно чувствующий себя и в графике, и в цифровой среде; Ксюша Ласточка, рисующая на городских стенах картинки, похожие на раскадровки мультфильмов. Дизайн будут представлять ювелир Александр Карпинский, делающий украшения из драгоценных металлов, и агентство Dot Comms, разработавшее сувенирную коллекцию с отсылкой к визуальным и материальным кодам музея (например, украшения из меди). В ассортименте книг — архитектурные альбомы, гуманитарные исследования, философия, детская литература. А в уголке периодики независимого проекта Le Big Mag можно будет найти журналы о моде, искусстве и культуре. «Книжки, предметы и бренды подобраны таким образом, чтобы мы могли про это рассказать историю, — объясняет руководитель выставочного отдела Маша Шашкова, отвечающая и за магазин. — У нас будут не продавцы, а гиды».

Магазин музея «Коллекция. ЗИЛАРТ»

«Музейная песочница».
Интерактивное детское пространство
музея «Коллекция. ЗИЛАРТ»

Рядом с магазином расположился ресторан REMY Kitchen Bakery, а за ним — детская игровая зона, придуманная дизайнерским бюро UTRO: там мягкие полы, горки, норки, и можно кидаться всем, что попадется под руку, чем немедленно и занялись вполне взрослые гости музея на презентации для прессы.

Искусство по этажам

Выставочные залы оформлены лаконично: белые потолки с рядами простых светильников, стены и колонны — из отшлифованного бетона. Акцент создают лишь высокие двери, обитые медными пластинами и выходящие на открытые галереи этажей. 

Выставочный зал музея «Коллекция. ЗИЛАРТ»

«Есть много музеев, где часто не знаешь, куда идти, а здесь можно будет войти в зал, пережить какое-то впечатление от искусства и снова выйти на галерею. Зритель всегда понимает, где находится».

говорит Сергей Чобан

Сергей Чобан в выставочном зале музея «Коллекция. ЗИЛАРТ»

Большие площади позволяют архитекторам выставок перестраивать пространство под любую задачу. «В “Коллекцию” просто напрашиваются масштабные произведения, — считает художественный руководитель музея Александр Боровский. — Эти условия дают возможность работать с трехмерными вещами, разыгрывать пространственную драматургию». Постоянной экспозиции не планируется, залы будут работать по репертуарному принципу. «“Коллекция” — это собрание смыслов, людей и историй, живой организм, который развивается вместе со зрителем», — говорит директор музея Ирина Топилина. «Мы стремимся создавать диалог — между эпохами, медиумами, художественными школами, — продолжает Боровский. — Для нас важны и малоизвестные страницы, такие как петербургская скульптура второй половины ХХ века, и крупные имена международного масштаба, например, Гриша Брускин».

Это уже о выставках, которыми 2 декабря откроется «Коллекция». Брускин сделал для музея большую инсталляцию Dies Illa («Тот день») по мотивам своего проекта «Смена декораций», впервые показанного на Венецианской биеннале 2017 года. В работе использованы разные материалы и медиумы — гипс и дерево, мешковина и войлок, игра света и тени, — которые должны создать театральное пространство, с которым каждый зритель будет вступать в свои отношения. «Проект Dies Illa наполнен образами и метафорами, в которых тревоги и катастрофы современности предстают в обличье аллегорий и притч о судьбе смертного человека, его ошибках, упованиях и страхах, его смятении и его вере. О пребывании на пороге смерти и нового мира», — рассказывает художник.

Григорий Брускин, «Dies Illa»

Вторая выставка называется «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве». Она займет два этажа и объединит московскую и петербургскую скульптуру второй половины ХХ — начала XXI века с живописью и графикой неофициального искусства — все из коллекции Молчановых. Скульптура представлена работами Михаила Аникушина, Любови Холиной, Александра Игнатьева, Михаила Ершова, Евгения Ротанова, Дмитрия Каминкера, Роберта Лотоша, Сергея Чернова, Аллы Урбан и Кирилла Александрова. Живопись и графика — произведениями Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Михаила Рогинского, Олега Кудряшова, Анатолия Белкина, Олега Васильева, Семена Файбисовича, Юрия Злотникова, Элия Белютина, Леонида Борисова. По замыслу автора экспозиции, архитектора Юрия Аввакумова, такое сопоставление должно показать, «как скульптура выходит за пределы пьедестала, а живопись — за рамки плоскости, создавая единое поле оптических, пластических и смысловых напряжений».

Дмитрий Каминкер, «Воин у печки», 2017–2019

Олег Васильев, «Художники в Нью-Йорке», 1991

Илья Кабаков, «Новый аккордеон», 2001

Даниил Каминкер, «Пожарный щит с красным ящиком», 2012

Последний выставочный проект — «Африканское искусство: боги, предки, жизнь». В его основе — коллекция, которую почти три десятка лет собирал художник Михаил Звягин, а затем купил Андрей Молчанов. Здесь можно будет увидеть варианты белой габонской маски, вдохновлявшей Андре Дерена, Пабло Пикассо и Анри Матисса; фигуры и маски бауле из Кот-д’Ивуара с тонкими вытянутыми лицами; габонские мбулу-нгулу — фигурки-реликварии, привлекавшие внимание Пикассо, Фернана Леже и Пауля Клее. Архитектор Евгений Асс выстроил экспозицию как систему тематических «островов», связанных с ключевыми архетипами африканского искусства, — к ним относятся культ предков и плодородия, символы животных, власть, оружие, магия и даже тайные общества.

По анонсам кажется, что провести в «Коллекции» можно будет целый рабочий день. А устанете от искусства или африканских масок — можно попробовать оставить отпечатки ладошек на медных панелях или пойти в детскую зону и покидаться там чем-нибудь мягким.

Маска антилопы экук для инициаций и церемоний окончания траура. Квеле, Габон,
ХХ в. Конго

Фигура плодородия, Намджи, XX в. Камерун

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}